Передел социальной oтветственности

24 сентября 2007, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

В нынешней истории с реконструкцией хрущевок петербургская администрация в очередной раз пытается уйти от социальной ответственности, переложив ее на другие плечи. Теперь исполнять государственную функцию в сфере социальной политики почему-то должны строительные компании, которые считаются потенциальными инвесторами программы редевелопмента территорий, занятых хрущевками.

Программа по реновации кварталов, застроенных домами первых массовых серий, попала в пиар-кампанию Смольного еще весной, в ранге концепции. Когда дело дошло до ее утверждения, выяснилось, что необходимо добавить некие подробности, чтобы усилить социальную направленность программы. Теперь чиновники всюду озвучивают свое видение этой направленности. Главное, говорят они, честно глядя людям в глаза, – обеспечить права граждан при переселении. Не исключено, что фундаментом этой искренней убежденности стали митинги и сходы жителей хрущевок, организованные депутатами в преддверии очередных выборов. Так чиновники узнали о существовании общественного движения, призванного защищать жителей хрущевок, которое, между прочим, создано еще в прошлом году и целый год ведет в городе разъяснительную работу.

Раструбив повсюду о своей лояльности к будущим переселенцам, администрация даже не удосужилась убрать с дороги главный тормоз в реализации любых проектов реконструкции старого жилого фонда – проблему побуждения граждан к переезду. Сколько раз инвесторы бросали начатые проекты на половине, так и не сладив с несговорчивыми жильцами, – не сосчитать. Разговоры о том, что необходимо придумать схему расселения старых домов, по которой было бы удобно работать инвесторам, ведутся с прошлого века. И всегда с нулевым результатом. Мечта чиновников – федеральный закон о принудительном расселении. Однако пока его нет. Значит, все шишки (то есть социальное недовольство) от граждан достанутся инвесторам, которые решатся «вписаться» в проект реновации. Проблемы с расселением породят другие неприятные последствия – срыв сроков реализации проекта, его удорожание, битвы на строительных площадках. Еще чуть-чуть, и строителей объявят социально опасными элементами.

Чиновники берут на себя ответственность только за переселение нанимателей. Это примерно 20% квартир. По данным Жилищного комитета, в Петербурге около 80% жилья находится в собственности. Но забота инвесторов – не только собственники. Те 20%, за которые отвечает администрация, получат новые квартиры тоже за счет инвесторов. Широкий жест, который был призван примирить бизнес с незавидной ролью тумбочки, где деньги лежат, – заявление о возможной бесплатной передаче территорий под реновацию. В условиях, когда неизвестна экономика проекта, польза этого жеста сомнительна.

Администрация любит много и вкусно говорить о социальной ответственности бизнеса. Правда, непонятно перед кем. Создается впечатление, что перед городским бюджетом, поскольку разговор обычно затевается, когда чиновники что-то пообещали петербуржцам. Например, украсить город к новогодним праздникам. Наверное, некоторые суммы из бюджета на это выделяются. Однако частный бизнес трясут, как Кот Базилио и Лиса Алиса несчастного Буратино. И таки вытрясают из него припрятанные за щекой золотые.

Бизнесу портить отношения с властями не с руки: стоит лишиться доброго к себе отношения, можно оказаться ввергнутым в еще более грандиозные расходы. Однако практика показывает, что бизнес, в свою очередь, всегда старается поделиться с гражданами проблемами незапланированных расходов. Поэтому часть социальной ответственности обязательно оказывается на плечах рядового потребителя, ради которого, собственно, все социально направленные программы и затеваются. Зато чиновники могут в очередной раз рапортовать вышестоящему руководству: планы по социальной ответственности выполнены успешно и досрочно!

Задумав за счет бизнеса решить проблему реконструкции хрущевок, петербургские власти норовят переложить на него и свою ответственность за соблюдение социальной справедливости при переселении жильцов. Однако из этого ничего не выйдет.