В союзе с творцами

Спецвыпуск
Москва, 22.10.2007
«Эксперт Северо-Запад» №39 (341)
Дальнейшее развитие автолизинга сопряжено с непростой задачей освоения рынка среднего и малого бизнеса. В этом начинании лизинговым компаниям оказывает помощь союзник в лице крупнейших автопроизводителей и автодилеров

Рынок лизинга автотранспорта по-прежнему остается одним из самых динамично растущих сегментов рынка лизинга. Вместе с тем основной вектор его развития смещается в сторону лизинга для малого и среднего бизнеса.

При том, что 2006 год по основным показателям роста стал самым успешным для всего рынка лизинга, рост автолизинга превысил темпы роста рынка. По данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, на Северо-Западе его доля в общем объеме лизингового рынка увеличилась с 26 до 31%.

Данные первой половины 2007 года позволяют предполагать, что и в текущем году рост рынка лизинга автотранспорта будет не ниже 50-70%. Абсолютное большинство компаний, у которых более 40% лизингового портфеля формируется лизингом автотранспорта, отмечает рост объема приобретенного автотранспорта более чем на 75% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В частности, в компании «Carcade Лизинг» количество переданных в лизинг автомобилей удвоилось по сравнению с первой половиной 2006 года, а в компании «Прогресс-Нева Лизинг» сумма заключенных договоров автолизинга в первом полугодии 2007 года составила 97% от суммы договоров за весь 2006 год. 

<h5>Создание удачной скоринг-программы – прежде всего вопрос времени: компании необходимо накопить достаточный объем как положительных, так и отрицательных историй</h5>

Лизинг становится серьезным конкурентом кредиту, и хотя в настоящий момент количество лизинговых сделок в общем объеме продаж автотранспорта для корпоративных клиентов составляет порядка 20%, лизинговые компании сокращают разрыв. Вместе с тем увеличение портфеля лизинговых компаний происходит в основном за счет небольших по размеру сделок. Как показывает статистика, в 2006 году объем рынка для этих клиентов увеличился более чем в два раза и в 2007-м тенденция сохраняется.

Ориентир на малых

Лидеры рынка, отмечает генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов, – это прежде всего те, у кого число договоров измеряется тысячами. Объем их лизингового портфеля может незначительно отличаться от портфелей других участников рынка, однако их преимущество определяет опыт работы с небольшими клиентами.

Работа с малым и средним бизнесом имеет свою специфику. Если сделки с крупными клиентами предполагают индивидуальный подход, то при работе с малыми проектами лизинговой компании нужно выработать четкий алгоритм действий, чтобы заключение соглашений по лизингу поставить на поток. При этом компания должна не забывать об основных требованиях, предъявляемых со стороны лизингополучателей. Как говорит директор по развитию бизнеса лизинговой компании Europlan Александр Михайлов, работа в сегменте малого и среднего бизнеса успешна, если компания в состоянии обеспечить быстрое принятие решений при минимальном количестве документов и отсутствии дополнительных залогов.

Практически во всех лизинговых компаниях уже используются упрощенные программы оценки финансового состояния лизингополучателя (скоринговые программы) для принятия предварительного решения о сделке – если речь идет о сделке до 200 тыс. долларов, на это уходит от 15 минут до часа. Как отмечает директор компании «Икар» (лизинг легкового транспорта в рамках группы компаний «Интерлизинг») Александр Рябцев, этого времени вполне достаточно для того, чтобы провести анализ финансовой отчетности клиента и в зависимости от того, соответствуют ли полученные данные установленным параметрам, заключить сделку либо запросить дополнительные документы.

Вместе с тем, приобретая опыт общения с представителями малого и среднего бизнеса, компании начинают использовать скоринговые программы оценки финансового состояния лизингополучателя для принятия окончательного решения по сделке. «Для оптимальной работы скоринговой системы, – отмечает начальник отдела продаж компании „Экстролизинг“ Александр Десятский, – необходимо накопить достаточно большой объем как положительных, так и отрицательных историй клиентских баз, удачная скоринговая программа – это вопрос времени». Поэтому количество заключенных договоров ведет к изменению параметров, на которые ориентируется лизинговая компания, и растет доверие к скоринг-программам. Так, специалисты компании «Интерлизинг» отмечают, что обновленные в 2007 году программы оценки позволили более чем в два раза повысить их «пропускную способность».

Поскольку автотранспортное средство остается на балансе лизинговой компании, большинство программ предусматривает целый набор дополнительных услуг, освобождающих лизингополучателя от хлопот, сопутствующих владельцам автомобилей. «Лизинговая компания возьмет на себя вопросы страхования, регистрации и прохождения государственных технических осмотров, ведение бухгалтерского и налогового учета автомобилей, начисление и оплату налога на имущество и транспортного налога», – замечает Александр Михайлов.

Основной козырь

Однако более существенным преимуществом лизинговой компании становится получение скидки от производителя или дилера. Лизинговые компании привлекают потенциальных клиентов возможностью приобрести в лизинг определенные модели по стоимости, которая близка или даже равна стоимости автомобиля в автосалоне. Лизингополучатель, как поясняет ведущий специалист отдела лизинга автотранспорта компании «Номос-Лизинг Северо-Запад» Денис Иванов, приобретает автомобиль практически по розничной цене, но может выплачивать сумму в течение года – трех лет, дополнительно получая налоговые льготы. И если в прошлом году количество марок, которые лизинговые компании могли предложить с «нулевым удорожанием», было невелико, то теперь лидеры рынка на таких условиях готовы предоставлять в лизинг более 20 марок автомобилей.

Значительная часть лизингодателей считает неэтичной политику, когда от клиента скрывается, что удорожание 0 или 2% компенсируется за счет скидки от производителя или дилера. При этом специальные цены, которых нет у организаций, предоставляющих кредит, являются ключевым способом привлечения клиента.

<h5>Желание мировых поставщиков заключать партнерские отношения с лизинговыми компа-ниями – показатель того, что лизинг стал серьезным финансовым институтом</h5>

Подобные достижения, как отмечает коммерческий директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Андрей Майданик, есть результат успешного развития рынка автолизинга в целом. «Рынок лизинга вырос до такого уровня, что его заметили мировые производители», – говорит Майданик. Становится тенденцией, что многие поставщики желают общаться с лизинговыми компаниями. Теперь не только предоставляются скидки, если продукция приобретается с помощью лизинга, но и устанавливаются соглашения о сотрудничестве с отдельными лизинговыми компаниями. Это позволяет последним создавать специальные скидочные программы для различных производителей.

Для лизингодателя, замечает Андрей Майданик, сотрудничество с поставщиками помимо скидки означает возможность отсрочки по оплате автотранспорта, выгода клиента – оперативная замена транспортного средства, если возникает такая необходимость. Результат сотрудничества с дилером или производителем – оперативность заключения договора и обеспечение клиента требуемой техникой, добавляет Дмитрий Горизонтов.

Установление специальных отношений становится одним из ключевых составляющих успеха компании на рынке автолизинга, поэтому лизингодатели готовы принимать участие в тендерах, которые организуют поставщики продукции, и предлагать дополнительные условия сотрудничества. Залогом особых отношений, отмечает заместитель генерального директора компании «Глобус-Лизинг» Андрей Бугров, зачастую становятся совместные акции по продвижению продукции. Некоторые лизинговые компании, рассказывает Андрей Майданик, готовы предоставить планы продаж и таким образом взять на себя определенные обязательства по объемам реализуемой продукции.

Идти без остановки

Те лизингодатели, кто желает быть лидером в этом сегменте, по словам Дмитрия Горизонтова, готовы выбрать более рискованный путь получения особых скидок – приобретать на собственные деньги продукцию производителей, которую они планируют реализовать в течение года. Компании, приобретающие несколько сотен автомашин, вправе рассчитывать на особые условия, но для такого шага необходима уверенность в том, что закупленный парк будет реализован.

У лизинговых компаний, активно развивающих этот сегмент рынка, есть уверенность в том, что лизинг автотранспорта будет развиваться. «Постепенное замедление роста рынка легковых автомобилей, – отмечает директор департамента маркетинга и развития компании „Carcade Лизинг“ Андрей Гетманюк, – не должно привести к снижению положительной динамики автолизингового рынка. Западный опыт показывает, что доля лизинговых сделок в общем объеме продаж легковых автомобилей может вырасти с 17-20 до 40-50% к 2010-2011 годам». Специалисты лизинговой компании Europlan ожидают роста объема рынка автолизинга до 8 млрд долларов (в 2006 году его объем, по подсчетам «Эксперт РА», составил 3,5 млрд долларов).

<h5>Те лизингодатели, что желают быть лидером автолизинга, готовы идти по рисковому пути и на собственные деньги приобретать транспорт, который они будут реализовывать</h5>

Тот факт, что отдельные компании готовы заранее приобретать значительное количество автомашин, в ближайшем будущем может оказать ощутимое влияние на формирование рынка оперативного лизинга (или аренды) автотранспорта. Это направление лизинга, пользующееся достаточно большим спросом на Западе, в России практически не развито. Как отмечает Александр Михайлов, при том, что его компания предлагает сделки по оперативному лизингу с 2004 года, количество таких сделок невелико, из тех, кто обращается в лизинговую компанию, большинство заинтересовано в приобретении автомобиля в собственность.

Вместе с тем, как замечает Андрей Бугров, предпосылки для формирования цивилизованного рынка аренды автомобилей сложились. Те лизинговые компании, которые поставили перед собой задачу лидировать на рынке лизинга автотранспорта, будут развивать партнерские отношения с дилерами, создавать собственные автопарки, выходить на вторичный автомобильный рынок и в ближайшей перспективе станут участниками рынка аренды.  

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (341) 22 октября 2007
    Выборы в госдуму
    Содержание:
    Реклама