Экономика СЗФО: медленый подъем

Рейтинг
Москва, 29.10.2007
«Эксперт Северо-Запад» №40 (342)
Большинство компаний Северо-Западного федерального округа теряют набранную скорость. Хорошую динамику демонстрируют предприятия, работающие на внутренний рынок и не испытывающие давления иностранных конкурентов, прежде всего – представители строительного комплекса. Они, по сути, стали локомотивом всей экономики региона

Крупнейшие компании Северо-Запада снижают обороты. Если в 2005 году доходы крупных корпораций региона в среднем возросли на 25,7%, то в 2006-м доходы увеличились на 16%. Темпами выше среднего наращивали выручку предприятия, ориентированные на потребительский сектор. Стабильный рост доходов в течение нескольких лет, спокойная политическая обстановка и заверения властей, что все изменится только к лучшему, сделали свое дело. Граждане, поверив, что их благосостоянию ничего не угрожает, начали охотнее покупать в кредит бытовую технику, автомобили, квартиры, дома. Тем более что банкиры пошли навстречу заемщикам и до последнего времени регулярно снижали процентные ставки по ссудам.

За прошлый год объем кредитования физических лиц на Северо-Западе почти удвоился, что положительно сказалось на доходах кредитных организаций. Они продемонстрировали высокие темпы роста доходов на зависть розничным сетям и телекоммуникационным компаниям, которые безнадежно сбавляют обороты. Ритейлеры и связисты пару лет назад пережили фазу головокружительного роста – завоевание рынков крупных городов – и увязли в конкурентной борьбе. Высокие темпы роста в розничной торговле демонстрируют только молодые компании, за которыми стоят владельцы с большими капиталами, готовые инвестировать средства в открытие сразу нескольких крупных торговых точек в разных городах. Яркий пример тому – группа «Карусель», увеличившая оборот за прошлый год на 311%. Что касается телекоммуникационной отрасли, то этот рынок поделен и «свободных» клиентов, судя по числу эмитированных SIM-карт, на нем почти не осталось. Верный способ увеличить доходы – это расширять спектр услуг и отбивать клиентов у конкурентов. Похожая ситуация происходит и в пищевой промышленности, только ей приходится еще сдерживать серьезный натиск импортеров продовольствия.

Неожиданный успех

Выше многих на волне потребительского спроса смогли подняться поставщики автомобилей. Например, «дочка» американской корпорации «Форд Мотор Компани» умудрилась в прошлом году увеличить объем продаж более чем на 90% и даже получить прибыль, хотя еще год назад компания терпела убытки. Еще больше нарастить обороты удалось калининградскому автосборочному производству «Автотор». Таких успехов предприятие добилось отчасти благодаря запуску в начале 2006 года проекта по сборке недорогих китайских автомобилей марки Chery.

Автомобильная индустрия Северо-Запада еще покажет себя. По объему инвестиций в эту отрасль региону нет равных. С тех пор как в 2002 году во Всеволожске обосновался сборочный завод «Форд», иностранные компании вложили в автопромышленность региона более 1 млрд долларов. В текущем году с конвейеров петербургских заводов уже сходят автомобили General Motors, а в конце года начнется выпуск Toyota. На очереди Nissan и Suzuki.

Еще одной «жертвой» роста потребительского спроса стал строительный комплекс. На экономику региона он оказывает заметно большее влияние, чем нарождающийся автопром, но это все же временное явление.

Неудовлетворенный спрос на жилье заставил строителей напрячься и нарастить обороты. Это повлекло за собой спрос на строительные материалы – стекло, дерево, кирпич, гипс, цемент, металл, теплоизоляционные материалы. А поскольку большая часть продукции производится и потребляется на внутреннем рынке и почти не ввозится из-за границы (за исключением отделочных материалов), то местным производителям пришлось полностью загрузить мощности, которых оказалось недостаточно. Спрос на стройматериалы превысил предложение и поставщики получили дополнительную выгоду от повышения цен. Их выручка росла как на дрожжах. Например, производителю сухих смесей и гипсокартонных листов «Кнауф гипс Колпино» удалось увеличить доходы в 2006 году. В 2005 году компания приступила к строительству нового производственного комплекса, который был запущен как раз в 2006-м.

Перепало от строителей и производителям кабельно-проводниковой продукции. Так, крупнейшая в России компания по выпуску проводов «Севкабель-Холдинг» увеличила объем выпускаемой продукции на 85%. Ненамного отстал и Псковский кабельный завод, нарастивший выпуск на 70%.

Но больше других впечатляют темпы роста «Севергала» (дочернего предприятия «Северстали») – эта компания создавалась для производства листа, используемого в автомобилестроении. Но оказалось, что штамповочные мощности большинства российских автозаводов не в состоянии перерабатывать выпускаемую «Севергалом» металлопродукцию, а за границей российского поставщика никто не ждал. Тогда руководство предприятия не растерялось и нашло достойный рынок сбыта в строительном секторе: оказалось, что горячеоцинкованный лист, предназначенный для изготовления капотов и крыш автомобилей, хорошо идет в качестве кровельного материала. Именно благодаря строителям производитель автолиста в прошлом году вышел на проектную мощность. И самое время задуматься о расширении производства.

Ожидать, что в ближайшее время произойдет рост спроса со стороны отечественных автопроизводителей, не приходится. Зато в стране развиваются крупноузловые сборочные производства, которые в местном металле пока не нуждаются: они все импортируют. Но им придется выполнять требования правительства РФ по локализации производства, иначе их лишат налоговых льгот и даже могут отнять заводы за долги. То есть через два-три года, когда народившиеся сборочные заводы крепко встанут на ноги и начнут производить в России конструктивные элементы кузовов, продукция «Севергала» будет как раз кстати.

Надежда не умерла

Промышленным предприятиям, не связанным напрямую с потребительским рынком и работающим в секторе, где велика конкуренция со стороны иностранных компаний, повезло меньше – их обороты замедлялись, а то и вовсе сокращались. Так, в 2006 году доходы «Силовых машин» – одного из крупнейших в России производителей энергетического оборудования – на территории Северо-Запада упали на 10,6%.

Но производители электротехнического оборудования не отчаиваются, а надеются наверстать упущенное, вписавшись в инвестиционную программу РАО «ЕЭС России». До 2010 года энергохолдинг планирует потратить 3 трлн рублей на модернизацию основных фондов.

Исключением среди тяжелых машиностроителей стал судостроительный завод «Северная верфь». Его доходы возросли более чем на 35%. И все благодаря обилию заказов на строительство военных кораблей для Минобороны РФ, чем не могут похвастаться другие верфи.

Отечественное машиностроение уже довольно долго переживает нелегкие времена. Многие заказчики махнули рукой на родных производителей и переключились на европейских и даже китайских поставщиков. По данным таможенных служб, в 2006 году ввоз машин и оборудования в стоимостном выражении возрос на 53%. Этот факт не может не радовать, поскольку означает, что промышленники обновляют и расширяют производственные мощности. Опять же во многом благодаря снижению стоимости заемных средств. Объем инвестиций в основные фонды предприятий Северо-Запада в 2006 году увеличился на 16,5%, что почти на 30% превышало динамику в целом по России.

Откуда берутся деньги?

Принято считать, что сырьевой комплекс не оказывает серьезного влияния на экономику Северо-Запада. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что его влияние недооценивается. Анализируя список крупнейших компаний округа, мы разделили их на три группы. Первая – предприятия сырьевого сектора. Сюда относятся все компании, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты, – аграрно-промысловые, горно-добывающие, электроэнергетические, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие. Также к этому сектору относятся компании, торгующие газом, нефтью, электроэнергией и занимающиеся транспортировкой энергоресурсов – нефте- и нефтепродуктопроводы. Вторая группа – предприятия несырьевого сектора – металлургические комбинаты, пищевые, текстильные, машиностроительные, строительные компании и т.п. И наконец, третья группа – сектор услуг, объединяющий телекоммуникационные, финансовые компании, предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.

Доля сырьевого сектора в совокупном объеме продаж составила 32%, несырьевого – 64%. Но зато в общем объеме прибыли до налогообложения доля сырьевых компаний увеличивается до 44%, а несырьевых – сокращается до 56%. Иными словами, сырьевики были и остаются надежной «дойной коровой» для региональных бюджетов, но не для всех. Стремление администрации Петербурга прописать у себя как можно больше предприятий нефтегазового сектора вполне резонно. После того как в городе на Неве зарегистрировались ОАО «Газпромнефть инвест», ОАО «Новатэк» и ОАО «Сибур Холдинг», бюджет города заметно прибавил в весе. Одна «Газпромнефть инвест» принесла местной казне в прошлом году 10,5 млрд рублей, что составляет 7% от всех поступлений в горбюджет.

Не в последнюю очередь за счет «нефтедолларов» правительство Петербурга смогло увеличить инвестиционную программу на текущий год в полтора раза – до 57,9 млрд рублей. Треть из которых пошла на строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры. Благодаря этому город станет более привлекателен для инвесторов.

По такому же нехитрому сценарию распределения бюджетных средств действуют власти других регионов Северо-Запада. Правда, кроме Петербурга похвастаться высокими доходами от предприятий нефтегазового сектора могут только Республика Коми и богатый запасами углеводородов малонаселенный Ненецкий автономный округ (НАО), территориально входящий в Архангельскую область. Власти области из года в год пытаются оторвать себе кусочек побольше от доходной части бюджета автономии.    

Санкт-Петербург

Рейтинг крупнейших компаний Северо-Западного округа по объему реализации продукции
25 наиболее рентабельных компаний Северо-Запада
25 крупнейших компаний Северо-Запада по объему чистой прибыли
Крупнейшие холдинги Северо-Запада (консолидированные данные по всем предприятиям холдинга)*

Как мы считали

Рейтинг «250 крупнейших компаний Северо-Запада» подготовлен аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад». За основу взята методика национального рейтингового агентства «Эксперт РА».

В качестве главного критерия при составлении рейтинга взят показатель, характеризующий объем реализации продукции (работ, услуг) в 2006 году. В случае когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний не может быть применен (например, для банков, страховых компаний), использовались данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу.

Критерий для промышленных компаний, предприятий, занятых в сфере АПК, телекоммуникаций, транспорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, – это объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг).

Для банков – сумма процентных доходов (до вычета расходов), комиссионных и непроцентных доходов, за вычетом расходов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой. Источником этих данных послужила бухгалтерская отчетность банков, подготовленная только в стандартах IFRS или US GAAP.

Показатель для страховых компаний – сумма подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций, за вычетом премий, переданных в перестрахование (IFRS, US GAAP). Или сумма взносов по страхованию жизни, за вычетом переданных в перестрахование, а также премий по другим видам страхования, за вычетом переданных в перестрахование, и доходов по инвестициям, за вычетом расходов (РСБУ).

В рейтинг вошли компании, зарегистрированные на территории СЗФО (Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, а также республики Карелия, Коми и Ненецкий автономный округ).

В основной список 250 крупнейших компаний были включены группы компаний (холдинги), головные организации которых зарегистрированы на Северо-Западе. При этом учитывались финансовые показатели входящих в холдинг компаний, зарегистрированных только в СЗФО.

Группы компаний, головные организации которых зарегистрированы в СЗФО, а предприятия расположены за пределами округа, вынесены в отдельную таблицу – «Крупнейшие холдинги Северо-Запада». При этом подразделения таких холдингов могли войти в список 250 крупнейших компаний.

Подразделения холдингов, чьи головные организации находятся за пределами округа, участвовали в рейтинге как самостоятельные компании.

Сбор информации проводился поэтапно. Прежде всего, было проведено анкетирование потенциальных участников рейтинга. Запрашивались основные показатели деятельности за 2005-2006 годы. Пробелы в собранной информации восполнялись за счет данных Росстата, министерств и ведомств, корпоративных сайтов в интернете, а также данных, собранных аналитиками инвестиционных компаний и СМИ.

При пересчете выручки компании за 2006 год в другой валюте использовался средневзвешенный курс доллара – 27,19 рубля, евро – 34,11 рубля, фунта стерлингов – 50,04 рубля. Для пересчета выручки за 2005 год был взят средневзвешенный курс доллара – 28,29 рубля, евро – 35,26 рубля, фунта стерлингов – 51,53 рубля.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№40 (342) 29 октября 2007
Реформа образования
Содержание:
Мы вас не отпустим

Главная цель Болонской декларации – масштабная студенческая мобильность внутри страны и за ее пределами. Россия пока к этому не готова

Спецвыпуск
Пятый угол
Реклама