Разруха в головах

Пятый угол
Москва, 29.10.2007
«Эксперт Северо-Запад» №40 (342)
Нежелание Смольного создать полновластную структуру по организации дорожного движения усиливает безответственность участников дорожного строительства в Петербурге, порождает хаос и разруху

Мы неоднократно отмечали, что главная причина пробок в Петербурге – не столько рост автомобилизации населения (по этому параметру мы еще не достигли критического уровня европейских мегаполисов), сколько плохая организация дорожного движения (ОДД). В сущности, такой организацией (в смысле оптимизации дорожного движения) вообще никто не занимается. И, соответственно, никто не отвечает за пробки, низкую скорость движения транспорта (в том числе аварийного, «Скорой помощи» и т.п.). 

В конце августа нынешнего года губернатор Валентина Матвиенко, как известно, назначила вице-губернатора Александра Полукеева ответственным за транспортную ситуацию в городе, поставив его во главе специально созданной решением правительства Комиссии по координации транспортной деятельности. Однако, как мы уже писали (см. «Фальстарт», «Эксперт С-З» №32 от 3 сентября 2007 года), полномочия этой комиссии исчерпываются рекомендациями правительству по общим вопросам ОДД и выдачей заключений по конкретным проектам городских ведомств. Она не наделена властными полномочиями (хотя бы правом вето) в сфере деятельности отраслевых комитетов, влияющих на транспортную ситуацию в городе. К чему это приводит (с точки зрения дорожного движения), можно наблюдать на примере хода реконструкции городских магистралей.

Этим ведает Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Но за проблемы, создаваемые дорожному движению в ходе такой реконструкции, комитет не отвечает. Как, впрочем, и никакая другая городская структура. Последствия такой безответственности наглядно описали журналисты «Фонтанки.РУ» на примере реконструкции двух важнейших городских проспектов – Лиговского и Пискаревского.

Дорожники, проводившие работы так, как удобно им, подложили большую свинью участникам движения по Лиговскому проспекту. Так, строители одновременно перекрыли все перекрестки (хотя можно было закрывать их по очереди). Во время проведения работ на пересечении с Обводным каналом левый поворот, в сторону порта, не открыли. В результате все автомобили попадали на перегруженную площадь Восстания. На проспекте были установлены знаки, предупреждающие о перекрытых перекрестках, но не было ни одного, который бы указывал маршрут объезда. В результате пробка на Лиговском проспекте, и раньше немаленькая, значительно увеличилась.

Всех этих проблем можно было избежать, если бы порядок ремонтных работ был согласован со структурой, отвечающей за ОДД. И не просто согласован, а определена ответственность (например, серьезные штрафы) за несоблюдение требований уполномоченной структуры. В том числе и по срокам проведения работ. Ибо каждый лишний день – это мучения для всех участников дорожного движения и значительный ущерб, в том числе экономике города, тысячам предприятий и организаций, не говоря уже о больных, умирающих в машинах «Скорой помощи», которые из-за пробок не успевают вовремя добраться до больницы. В силу этих обстоятельств штрафы за срыв сроков должны быть драконовскими. Сейчас же, судя по всему, они незначительны и потому сроки срываются постоянно, причем, похоже, без особо веских причин.

По информации КБДХ, реконструкция Лиговского проспекта должна была завершиться 15 сентября. Однако на момент сдачи этого номера в печать работы еще продолжались, так что срок сорван более чем на месяц. Сейчас строители работают даже ночью, а вот поначалу они не слишком торопились. В самом начале апреля 2007 года они демонтировали 200 метров трамвайных путей возле Московского вокзала, после чего строительная техника бесследно исчезла. Новая волна ремонтных работ началась только в конце мая. Причем особого рвения у строителей не наблюдалось.

Как не наблюдалось его и при ремонте Пискаревского проспекта. Я сам живу недалеко оттуда и могу засвидетельствовать: довольно часто проезжая днем по перекрестку проспекта Блюхера и Пискаревского, я крайне редко наблюдал там строительный процесс. Работы, конечно, велись, но почти всегда – в мое отсутствие. Мои наблюдения совпадают со свидетельствами журналистов «Фонтанки»: в середине августа, за две недели до запланированного срока окончания работ, «в разгар рабочей недели около 19 часов над Пискаревским проспектом стояла абсолютная тишина. Техника была установлена на ночную стоянку, и лишь из сторожки доносился звук работающего телевизора. Рабочих тоже почти не было, а те, кто еще мелькал между вагончиками, явно задержались не для трудовых подвигов». Коллега, живущий в доме на углу Пискаревского и проспекта Мечникова, как-то целый день работал дома и поделился своими наблюдениями. По его словам, почти весь день из ямы на перекрестке слышалась ругань и никаких работ вообще не велось. Понятно, что при таком стиле строители и здесь сорвали сроки: хотя основной участок магистрали, от проспекта Мечникова до Свердловской набережной, должен был быть сдан в конце августа 2007 года, движение по нему не открыто до сих пор. По мнению многих специалистов, сроки работ на Пискаревском проспекте растянуты необоснованно.

Еще два года назад начальник третьего отдела УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти (отвечающего в своем ведомстве за ОДД) Александр Ионков заявил в одном из интервью: «Организация движения не выделена в отдельный управленческий вопрос. Пока нет такого, чтобы решение одной структуры было обязательно для исполнения другими».

Судя по всему, губернатор рассчитывает в «ручном режиме» контролировать ход работ. Однако, как видно, этот механизм не срабатывает. Задержки с бюджетным финансированием, на которые часто ссылаются строители, не должны срывать сроки, полновластная структура по ОДД призвана особо заботиться об этом. Но Смольный не желает такую структуру создавать. И это усиливает безответственность всех участников дорожного строительства, в том числе и чиновников, порождает дорожный хаос и разруху.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№40 (342) 29 октября 2007
Реформа образования
Содержание:
Мы вас не отпустим

Главная цель Болонской декларации – масштабная студенческая мобильность внутри страны и за ее пределами. Россия пока к этому не готова

Спецвыпуск
Пятый угол
Реклама