В Петербурге грядет промышленная революция

Дискуссия
Москва, 29.10.2007
«Эксперт Северо-Запад» №40 (342)

В №31 журнала «Эксперт С-З» от 27 августа 2007 года была опубликована статья «Кластеры первой волны», посвященная перспективам развития автомобильных кластеров в России, инициированных крупными иностранными автопроизводителями. Сегодня мы публикуем комментарии к этой статье.

Сергей Фивейский, первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга:

– По моему мнению, в статье преуменьшается роль властей. Выбор мировым автопроизводителем страны для размещения своих сборочных производств действительно в значительной степени определяется объективными тенденциями мирового рынка. Однако такой фактор, как емкость внутреннего рынка, для кластеров первой волны я считаю самым главным – он во многом определяется усилиями правительства по повышению доходов населения. То, что иностранные автопроизводители выбрали Россию для размещения своих производств, означает, что их вдохновили прогнозы макроэкономических показателей нашей страны – по росту ВВП, инфляции, доходов населения и т.д. А за эти показатели отвечают правительство России и президент.

Какой именно регион выберет автопроизводитель, зависит и от региональных властей. Например, основные дороги финансируются федеральным правительством, но на практике активность властей конкретного региона очень сильно влияет на уровень федерального финансирования, а значит, и на качество дорог. Конкуренция регионов существовала всегда. Например, морской порт есть не только в Петербурге, но и во Владивостоке, куда везти компоненты японцам и американцам не сложнее, чем в Петербург. Есть большой порт в Новороссийске. А вблизи европейского рынка – в Калининграде. Тем не менее автопроизводители выбрали именно Петербург. Конкурируют и регионы континентальной России – за европейских автопроизводителей. Вблизи Поволжья регионов много, и где построят заводы, зависит и от политики властей этих регионов. Хотя я согласен с тем, что только некоторые из них могут в принципе претендовать на размещение у себя автокластеров. 

Что касается скепсиса «Эксперта С-З» относительно перспектив появления полноценных автокластеров мирового уровня, то могу сообщить, что по официальным прогнозам компаний, строящих в Петербурге свои заводы, к 2012 году общее (по всем заводам) увеличение объемов производства может (по оптимистическому сценарию) достигнуть 1 млн автомобилей в год. При таких масштабах автосборки можно, я считаю, сформировать более или менее полноценный автокластер. Правда, конечно, лишь через несколько лет после того, как сборка выйдет на такие объемы. И главная выгода от создания автокластера для нас в том, что вся его продукция будет ориентирована на открытый конкурентный рынок и ее производство потребует радикальной модернизации оборудования и технологий нынешних петербургских предприятий. Автокластер произведет в Петербурге промышленную революцию.

Сергей Очкивский, ведущий эксперт Фонда поддержки промышленности СПб; Виктор Кругликов, доктор педагогических наук, главный специалист Института промышленного субконтрактинга:

– Мы не согласны с главным выводом редакции о том, что появление полноценного автокластера в России – «дело далекого будущего», поскольку «мощный автопром, как и ипотека, может появиться лишь в стране с развитой экономикой, а по этому параметру России еще далеко даже до Китая».

Китай в настоящее время выигрывает у России только по масштабам экономики и технологиям массового производства, которые западным странам было выгодно там разместить. В то же время Китай, как и многие развитые страны, до сих пор уступает России в потенциале научно-технологического прогресса. Создание территориальных кластеров поставщиков автомобильной промышленности может быть одним из эффективных направлений инновационной стратегии развития России.

Вывод автора статьи о том, что автосборочные заводы будут размещаться исключительно в Петербурге и Поволжье, спорен. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на карты «Развитие автосборочных производств в РФ». Оно и понятно – в каждом регионе существуют производственные предприятия, и какая-то их часть при соответствующих усилиях способна производить хотя бы простейшие детали или материалы для автомобилей.

Перспективы развития автокластера в Петербурге мы связываем с малыми и средними предприятиями, которые в других странах составляют львиную долю компаний, участвующих в производстве автокомпонентов. Однако для реализации этого потенциала необходимо улучшить общий инвестиционный климат, соответствующее законодательство, по качеству которого Петербург, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», находится сейчас в третьем десятке российских регионов. Мы считаем, что именно это обстоятельство, а не объективные факторы, на которые ссылается «Эксперт С-З», препятствует созданию в Петербурге полноценного автостроительного кластера. Объективные факторы, на наш взгляд, этому как раз благоприятствуют.

От редакции

Конкурентные преимущества России, связанные с дешевыми энергоносителями и сырьем, иллюзорны. Как известно, в рамках соглашения о вступлении России в ВТО через четыре года наши внутренние цены на сырье и энергоносители сравняются с мировыми. Этого времени хватит только на то, чтобы запустить автокластеры. Так что работать им придется, когда уже будут дорогими энергия и сырье. Что касается перспективности привлечения малого предпринимательства и недооценки его роли властями регионов, то тут с нашими критиками можно согласиться. 

Владимир Грязневич

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№40 (342) 29 октября 2007
Реформа образования
Содержание:
Мы вас не отпустим

Главная цель Болонской декларации – масштабная студенческая мобильность внутри страны и за ее пределами. Россия пока к этому не готова

Спецвыпуск
Пятый угол
Реклама