Туризм объединяет регионы

Русский бизнес
Москва, 29.10.2007
«Эксперт Северо-Запад» №40 (342)
Туристическая отрасль Северо-Западного региона постепенно уходит от экстенсивного развития: ресурсы исчерпаны. Настает период новых турпродуктов – межрегиональных программ

Для дальнейшего развития въездного туризма на Северо-Западе России необходимо либо инвестировать громадные суммы в инфраструктурные объекты, либо выводить на рынок новые турпродукты. Существующие продукты постепенно теряют конкурентоспособность на мировом рынке из-за роста цен, появления новых административных препон и дефицита инфраструктурных объектов.

«Ресурсы для экстенсивного роста закончились. Необходимы новые потоковые схемы, – констатирует исполнительный директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Юлия Рыбакова. – А новых турпродуктов нет. Их невыгодно разрабатывать. Операторам нужны стимулы». Такие стимулы могли бы создавать местные администрации, но по новому законодательству они не могут тратить средства на продвижение туристических услуг. За это полагается штраф. Однако власти в некоторых регионах, понимая, что туристическая отрасль может стать хорошим источником занятости населения и пополнения бюджета, находят способы обойти запрет. Так, в Калининграде и Вологодской области создаются специальные структуры, через которые власти смогут поддерживать отрасль на законных основаниях.

По мнению вице-президента РСТ, директора Северо-Западного регионального отделения РСТ Сергея Корнеева, большую угрозу для въездного рынка в стратегическом плане представляет снижение конкурентоспособности отечественного турпродукта. Это связано с ростом цен на основные услуги для иностранных туристов, и самое главное – непредсказуемость этого роста. Кроме того, мешает «недостаток рекламы России в целом и Петербурга в частности как центров туризма, дефицит современных гостиниц туристического класса с ценой до 80 долларов за номер, нехватка современных автобусов для групповых перевозок».

Объектов размещения не хватает, поэтому держатся стабильно высокий спрос на них и стабильно высокие цены.

Этим проблемы туристического бизнеса не исчерпываются. Например, в отрасли до сих пор нет достоверной статистики. Поскольку отсутствует единая методика подсчета туристов. В результате каждый регион считает гостей по своей методике. В Петербурге туристические потоки отслеживаются по количеству посетителей Эрмитажа или петергофских фонтанов. В других регионах – по количеству проданного хлеба, водки, приросту объемов вывозимого мусора. По словам Юлии Рыбаковой, только к концу года должна появиться единая модель расчетов. Ее готовят специалисты из Новгорода.

По приблизительным экспертным оценкам, в высокий сезон 2007 года Северо-Запад посетило примерно 12 млн человек. По данным управления по туризму Комитета по инвестициям Петербурга, количество приезжих в сезон выросло на 8-10% по сравнению с прошлым годом. Специалисты полагают, что этому способствовало активное продвижение города в рамках программы развития Петербурга как туристического центра – через выставки, имиджевую рекламу, презентации за рубежом. При этом, считают эксперты, в регионе растет доля внутреннего туризма.

На выезд

Что касается выездного туризма, то российские граждане остаются верны себе – они предпочитают места подешевле. По-прежнему популярна Финляндия, а также Египет, Турция, Болгария, Испания, Кипр. В последнее время к ним добавились Черногория и Хорватия.

В нынешнем году у наших туристов возникла проблема в связи с открытием визовых центров Великобритании, Франции, Испании и других стран. Консульство Испании отказало ряду туроператоров в праве сдавать документы в консульство. Стоимость получения английских виз выросла на 900 рублей. Впрочем, позже англичане, подняв стоимость визы, отменили сбор за услуги визовых центров. Французская виза подорожала на 900 рублей, испанская – на 1200. «И все это – после заключения соглашения об упрощении выдачи виз, предусматривавшего введение паритета стоимости виз для граждан России и ЕС в размере 35 евро, – отмечает президент РСТ Сергей Шпилько. – При этом сроки оформления виз заметно увеличились, а визовые центры не сообщают дату получения паспортов, поэтому невозможно точно планировать выезд на отдых». Но главное, Шпилько опасается, что аналогичная практика будет взята на вооружение российскими консульствами за границей. Если это случится, цена российского турпакета вырастет.

Государево регулирование

 

  Фото: Виктор Бартенев
Фото: Виктор Бартенев

По словам Сергея Шпилько, полностью вступивший в силу 1 июня 2007 года ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“» обострил внутриотраслевые противоречия. С начала года гостиницы лишились права регистрировать туристов – эти функции переданы миграционной службе. Алексей Мусакин, руководитель Центра развития малых отелей, председатель Клуба отелей Петербурга, рассказал, что сложности возникли немедленно, поскольку миграционные чиновники работают всего два часа в день, при этом количество сотрудников осталось прежним. Чтобы зарегистрировать клиентов, представители отелей занимали очереди с шести утра. Уже через два дня отели и региональное отделение РТС предложили ввести электронную отметку для туристов. Город и ФМС по Петербургу и области поддержали инициативу отелей. Но пока разрабатывалась программа и согласовывались правила игры, ФМС успела оштрафовать несколько отелей.

Электронную регистрацию Петербургу разрешили в порядке эксперимента. «Первая программа была установлена у нас в отеле „Шелфорд“ в августе, – говорит Алексей Мусакин. – Хотя мы рассчитывали, что она будет готова к началу высокого сезона. Конечно, она несовершенна, но технические минусы можно исправить. За каждого туриста отель должен уплатить 60 рублей. Некоторые отели берут эти деньги с туристов, некоторые платят сами».

На прошедшем в Петербурге форуме по въездному и внутреннему туризму «Новый взгляд на Россию» участники сетовали на увеличение формальностей, проблемы с транспортом, визовым режимом, пошлинами и т.д. «Почему из федерального бюджета выделяются мизерные средства на некоммерческую рекламу туристских возможностей страны? В 2007 году это 137 млн рублей, то есть около 4 млн евро, – меньше, чем выделяют Румыния, Польша, Словакия, не говоря уже о других, более развитых в туристском отношении странах, – говорил Сергей Шпилько. – Почему рост цен и тарифов на услуги естественных монополистов значительно опережает официально публикуемые показатели инфляции? Как в этих условиях обеспечивать конкурентоспособные цены на отечественные турпродукты? Как решить проблему задержек авиарейсов и обеспечить безопасность полетов, не обновляя более интенсивно парк воздушных судов? И как этого добиться без снижения таможенных пошлин на их импорт как минимум и введения условий open sky как максимум? Авиакомпании неоднократно обращались в правительство с просьбой отменить ввозные пошлины и НДС. Чиновники пять лет согласовывают, как это сделать, но решений так и нет».

Участники рынка недовольны визовой политикой государства. По словам Сергея Корнеева, она не соответствует интересам развития туризма: «Процесс оформления российских виз должен стать более ясным, прозрачным и сопоставимым с теми странами, куда едут туристы. Иначе мы не сможем конкурировать на международном туристическом рынке».

Навалиться всем миром

«Наступает эпоха межрегиональных программ», – утверждает Юлия Рыбакова. Создание межрегиональных турпродуктов позволяет сэкономить на маркетинге и рекламе. При этом деньги туристов распределяются по всем регионам. В Европе подобные маршруты уже действуют: винный, фестивальный и т.д. В СЗФО создается общий маркетинговый центр. К турпродукту «Серебряное кольцо», который регулярно подвергается критике из-за отсутствия бизнес-плана, должны добавиться новые – «Русская зима» и «Загадки русской души». «Карелия, Архангельская и Мурманская области могут стать основой туристического кластера, специализирующегося на активном туризме и природоориентированных программах отдыха», – полагает Юлия Рыбакова.

При поддержке европейских экспертов разработана программа под единой концепцией «Новый взгляд на Россию/Windows on Russia», которая охватывает все 11 регионов СЗФО. Необходимость разработки такой программы вызвана усилением конкуренции международных туристских центров и ростом туристских потоков. Ресурсов отдельных городов не хватает для конкурентной борьбы. Разработчики программы рассчитывают на увеличение турпотоков на Северо-Запад, более длительное пребывание туристов и рост их денежных расходов. В результате увеличатся доходы участников туристического рынка СЗФО. Приоритетными для продвижения региона в среднесрочной перспективе выбраны азиатские страны (Китай, Корея, Япония), в краткосрочной – Германия, Франция, Италия, США. Особый упор будет сделан на продвижение продукта в осенне-зимний сезон. «Думаю, конкурировать придется по таким межрегиональным продуктам, – говорит Рыбакова. – На Волге, на Урале думают в том же направлении».

Санкт-Петербург

Варяжские гости

Северо-Западу необходим единый туристический бренд. Его отсутствие тормозит развитие отрасли за пределами крупных исторических центров. Визитной карточкой региона может стать новый проект, который запускается на Северо-Западе, – «Путь из Варяг в Греки». Это российское дополнение к IX Пан-Европейскому транспортному коридору, который должен соединить Северную и Южную Европу посредством автомобильного и железнодорожного сообщения. Наш «Путь» пролегает преимущественно по воде. В проект вовлечены Петербург, Ленинградская, Новгородская области. Могут участвовать Тверская и Псковская области.

Программа готовится с 1991 года. Сейчас детально разработана первая часть пути: Скандинавия – Санкт-Петербург – Новгородская область. В проект включен круизный маршрут Стокгольм – Великий Новгород. Возможно, он будет дополнен ознакомительным активным туризмом – поездка на стилизованных ладьях по Новгородской области с прохождением Боровичских порогов на реке Мсте, осмотр древних угро-финских и славянских курганных захоронений, христианских памятников.

Скандинавия готова. А нам надо начинать дноуглубительные работы на реках, которые включены в маршрут. Прежде судоходные, теперь они обмелели.

Ловись, рыбка

Рыболовный туризм на реках Кольского полуострова (реки Поной, Йоканга, Варзуга и др.) – визитная карточка региона. Этот продукт входит в систему международных туристических продаж. Цель путешествия – ловля атлантического лосося в период его нереста, преимущественно по принципу «поймал – отпустил». Организация такого туризма основана на бережном отношении к природе и биоресурсам.

Первая категория туристов-рыболовов – иностранцы, члены клубов (любители ловли рыбы «нахлыстом») из Великобритании, Ирландии, США, их дети и члены семей. Вторая – наши соотечественники, которые познакомились с методом ловли «нахлыстом» за рубежом. За последние годы в России появилось множество таких клубов. Это растущий и перспективный рынок с потенциалом 3-4 тыс. человек. Третья группа – российские туристы, чьи потребности пока неясны им самим. Эти рыбаки готовы приобретать дорогостоящие и многодневные туры, однако не склонны соблюдать все условия пребывания на реках.

По мнению экспертов, именно россияне в недалеком будущем составят большинство среди рыболовов. Соотношение иностранных и российских «речных» туристов в 2004 году было 1:3 в пользу иностранцев, а теперь россияне составляют более половины. Спрос на рыболовные туры превышает предложение, и ожидается дальнейшее увеличение турпотока.

В борьбе за Куршскую косу

Калининградская область – единственная на Северо-Западе, кто получил право на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ТРОЭЗ). В марте 2007 года между правительством РФ и администрацией МО «Зеленоградский район» Калининградской области было заключено соглашение о создании ТРОЭЗ на знаменитой Куршской косе. Цель проекта – рост инвестиционной привлекательности региона, сохранение Куршской косы, активизация экологического туризма в области.

В последние несколько лет в Калининградской области отмечается ежегодный прирост турпотока – 10-12% в год. Российские туристы составляют 77% всех гостей, половина иностранцев – жители Германии.

Для создания ТРОЭЗ «Куршская коса» требуется бюджетное финансирование в размере 1,8 млрд рублей на развитие инженерной инфраструктуры и общесистемных объектов. Для размещения объектов определен участок в 7 км от границы с Литвой. Предложенная компанией «Роланд Бергер» концепция – «роскошный уединенный отдых». Однако в местной администрации полагают, что приезжать сюда будут не только любители эксклюзивного отдыха. Уже сегодня на Куршской косе достаточно массовых стихийных экскурсий, которые предстоит упорядочить.

Наши нравы – напоказ

Ленобласть культивирует сельский туризм. Это путешествия в места с относительно нетронутой природой, знакомство с культурно-этнографическими особенностями местности. При этом не нарушается целостность экосистемы и создаются такие экономические условия, при которых охрана природы становится выгодной для местного населения.

Около ста сельских домов в Ленобласти хотя бы раз принимали у себя туристов. Есть в регионе агротуристское поселение Мандроги, стилизованное под русскую деревню, которое пользуется большой популярностью у иностранных туристов. Сейчас в области примерно 280 объектов размещения а-ля сельская усадьба – коттеджи и коттеджные комплексы. Однако для развития сельского туризма в России пока многого не хватает: нет законодательной базы и даже статуса, стандартизации услуг, единого турпродукта, подготовленных кадров и т.д. 

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№40 (342) 29 октября 2007
Реформа образования
Содержание:
Мы вас не отпустим

Главная цель Болонской декларации – масштабная студенческая мобильность внутри страны и за ее пределами. Россия пока к этому не готова

Спецвыпуск
Пятый угол
Реклама