Коды доступа

Власти США и стран Европы обеспокоены непрозрачностью иностранных инвестиционных фондов. Не исключено, что во избежание протекционистских мер им придется перенять норвежский опыт

В Вашингтоне 20-21 октября состоялась ежегодная встреча министров финансов стран «Большой восьмерки». Один из дней министры посвятили обсуждению проблем, связанных с деятельностью государственных фондов (стабилизационных, сберегательных, пенсионных и пр.), инвестирующих в западную экономику. В последние годы государственные фонды некоторых стран накопили огромные резервы в иностранной валюте и иные активы и стали приглядываться к акциям американских и западноевропейских предприятий. Так, центробанки стран Азии держали в конце 2006 года в зарубежных активах около 3,1 трлн долларов США, а пенсионные фонды и центробанки ближневосточных государств нарастили свои активы с 3,8 трлн долларов в 2005 году до 5,9 трлн долларов в 2006-м.

Министр финансов США Хэнк Полсон в интервью норвежской газете Aftenposten пояснил, что реакция западных стран объясняется тем, что они опасаются закрытости финансовой отчетности фондов. «Когда активы этих фондов сильно выросли, необходима прозрачность, для того чтобы избежать протекционистских мер со стороны государств, в которые направляются инвестиции», – заявил Полсон.

«Восьмерка» озабочена тремя обстоятельствами: государственные фонды могут осуществлять стратегические инвестиции, которые дают контроль над ключевыми отраслями промышленности. Кроме того, у западных компаний должны быть возможности осуществлять инвестиции в странах, владеющих государственными пенсионными фондами. Наконец, представители Запада обеспокоены вероятностью тайной скупки акций, то есть инвестициями без раскрытия информации о структуре активов фондов. Для обсуждения этих проблем в Вашингтон были приглашены представители Китая, России, Сингапура, Саудовской Аравии, ОАЭ и Норвегии. Норвежцы раньше никогда не приглашались на подобные встречи.

Предстоит расследование

Министры подчеркнули в совместном заявлении, что государственные фонды должны не только извлекать прибыль от инвестиций, но и «обеспечить лучшие методы» в таких сферах, как управление риском, прозрачность и ответственность. «МВФ изучит также кодексы поведения этих инвестиционных тяжеловесов», – сообщило американское издание Wall Street Journal. «США предупреждают, что ограничат движение капитала, если инвестиции не будут соответствовать правилам», – разъяснил точку зрения американского коллеги министр финансов России Алексей Кудрин в интервью тому же изданию.

 Aftenposten пишет, что Норвегия против воли была втянута в разбирательство, касающееся иностранных инвестиций в западную экономику. Глава Центробанка Норвегии Свейн Йедрем удивился приглашению на вашингтонское мероприятие: «Немного необычно, что норвежский ГПФ собираются ограничить в возможностях заграничных инвестиций». Однако представители денежных властей Норвегии, скорее всего, были вызваны не в качестве мальчиков для битья, а, напротив, в роли учителей для других государств.

Образец для подражания

Свейн Йедрем отметил, что опасения западных стран, касающиеся работы государственных фондов, не относятся к Норвегии, поэтому у «Восьмерки» нет оснований ограничивать работу ГПФ на западных финансовых рынках. Советник Туре Эриксен, который замещал на встрече министра финансов Норвегии, еще более категоричен: «МВФ и ОЭРС охарактеризовали Государственный пенсионный фонд как образец для подражания для других стран». Такой страной может стать Россия, поскольку Кудрин выразил готовность использовать норвежский опыт: «Мы будем следовать примеру Норвегии, которая осуществляет пассивные инвестиции, приобретая небольшие доли в ценных бумагах различных предприятий». Чтобы распространить норвежский опыт, руководитель департамента Министерства финансов Норвегии Мартин Сканке разработал специальное методическое пособие под названием «Управление Пенсионным фондом». В работе разъясняются необходимость создания ГПФ, принципы его управления, контроля и отчетности, а также этические нормы, которыми должны руководствоваться менеджеры.

Государственным фондам необходима прозрачность, для того чтобы избежать протекционистских мер со стороны тех стран, в которые направляются инвестиции

Рыночная стоимость активов норвежского ГПФ приближается к отметке в 350 млрд долларов, он один из самых крупных в мире, однако важно сохранить и преумножить его активы до того времени, когда «нефтяной сказке» наступит конец. Сканке считает важнейшим принципом работы ГПФ то, что управление его активами неотделимо от общей финансовой политики страны. Норвежский бюджет строится таким образом, что доходы от нефтегазовой отрасли рассчитываются отдельно от других отраслей народного хозяйства.

Из доходов от продажи нефти и газа расходуется только та часть, которая обеспечивает бездефицитный бюджет, а остальные деньги поступают в ГПФ. Средства ГПФ размещаются в зарубежных ценных бумагах – акциях и облигациях, фонд пополняется за счет экспорта углеводородов и прибыли от управления ценными бумагами. Большой приток нефтедолларов не ослабил норвежскую кредитно-денежную политику: законодательно закреплено, что уровень трансфертов для обеспечения бездефицитного бюджета не должен превышать 4% от прибыли ГПФ.

Что в портфеле

Важнейший принцип работы государственных фондов – неотделимость управления их активами от общей финансовой политики страны

Активы фонда диверсифицированы – средства ГПФ вложены в акции предприятий, торгуемых на многих финансовых рынках мира. Первоначально допускались инвестиции исключительно в государственные ценные бумаги, но с 2002 года законодательно закреплена возможность вложения активов в рисковые инструменты – акции и процентные облигации. Сегодняшняя структура портфеля ценных бумаг фонда такова: 60% размещено в акциях, 40% – облигации и другие доходные инструменты. Инвестиции в облигации поделены следующим образом: 60% – европейские страны, 35% – Америка и Африка, 5% – страны Азии и Океании.

Финансовые рынки стран, в которые фонд инвестирует средства, должны законодательно защищать права акционеров и инвесторов, а среди ценных бумаг выбираются наиболее ликвидные и котируемые на ведущих биржах. Еще один важный принцип работы ГПФ – он осуществляет не стратегические, а портфельные инвестиции: доля акций предприятия, которой владеет ГПФ, обычно составляет менее 1% и никогда не превышает 3% от всего пакета.

Контроль и учет

«Фонд может поддерживать финансовую политику страны за рубежом, если внутри нее он пользуется политическим и общественным доверием. Ясные, открытые правила управления активами также играют важную роль», – говорят в Министерстве финансов Норвегии. Прозрачность управления ГПФ следует из принципа разделения законодательной, исполнительной и контрольной ветвей власти: Стортинг (парламент) утверждает все бюджетные расходы, правительство в лице Министерства финансов отвечает за выполнение бюджета, а Центральный банк управляет средствами ГПФ. Контрольные функции также закреплены за Стортингом, но, кроме этого, отчетность ГПФ проверяет Счетно-ревизионная палата и аудиторы Центробанка.

Этика накопления

Инвестиции фонда должны также соответствовать этическим правилам, которые были законодательно установлены Стортингом в конце 2004 года. «Этические нормы заключаются в том, чтобы умножать богатства будущих поколений, но при этом не инвестировать средства в активы компаний, деятельность которых противоречит гуманитарным принципам. Мы, например, исключили из инвестиционного портфеля акции компаний, производящих химическое оружие, противопехотные мины или оружие массового поражения. Кроме того, мы не покупаем акции компаний, которые замечены в нарушениях прав человека или экологических норм», – объясняет Мартин Сканке.

Главный вывод, который делают норвежские финансисты, заключается в том, что хорошо функционирующие международные финансовые рынки должны быть открыты для всех и институциональным инвесторам нельзя создавать дополнительных ограничений. «Долгосрочный финансовый горизонт государственных фондов способен стабилизировать международные финансовые рынки», – утверждают в норвежском Минфине. Однако для выполнения этого положения государственные фонды обязаны быть прозрачными как для законодательных органов своих стран, так и для мирового сообщества.    

Санкт-Петербург

Государственный пенсионный фонд Норвегии (ГПФ, ранее назывался Нефтяным фондом) образован в 1990 году и служит для аккумулирования части доходов от продажи нефти и газа в пользу будущих поколений. Все активы фонда размещены за границей, чтобы не допустить перегрева национальной экономики, роста инфляции и излишнего укрепления норвежской кроны. Активы фонда диверсифицированы: 40% вложено в облигации, а 60% – в акции 3,5 тыс. предприятий, которые котируются на 90 финансовых рынках мира. Активы ГПФ растут из-за поступления новых денег, вырученных от экспорта углеводородов, а также прибыли от управления ценными бумагами.

Норвежский фонд занимает третье место в мире среди государственных институциональных инвесторов (после ОАЭ и Сингапура), в конце 2006 года рыночная стоимость его активов составляла 308 млрд долларов (почти 70 тыс. на каждого жителя страны).