Рискованная инициатива

Тема недели
Москва, 12.11.2007
«Эксперт Северо-Запад» №42 (344)

Текст вступающего в силу с нового года федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» свидетельствует: российские власти, похоже, всерьез вознамерились решить первую из двух главных отечественных проблем. Захватывающие дух льготы, предусмотренные для участников концессионных соглашений по дорогам, вызывают, однако, опасения – не перестарались ли разработчики закона, желая привлечь частные капиталы в эту сферу?

Власти, конечно, можно понять – строительство дорог стоит таких больших денег, а воровство на госзаказах достигло таких масштабов, что даже если вовсе ликвидировать Стабфонд и все нефтегазовые сверхдоходы бюджета пустить на строительство дорог, денег у государства все равно не хватит, чтобы по уровню дорожной сети хотя бы приблизиться к развитым странам. Единственный выход – привлечь частные инвестиции. У себя инвесторы воровать не станут, а контролировать расходы подрядчиков они умеют лучше чиновников. Но надо еще уговорить инвесторов вложить десятки миллиардов в проекты, которые окупятся в лучшем случае через 20 лет. По нынешним российским понятиям это срок запредельный – с учетом наших страновых рисков (как выразился заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, «что-то качнется, и страна уедет совсем в другую сторону») и мирового статуса России как страны, наиболее пригодной для венчурного инвестирования (большие возможные прибыли при вложении на короткие сроки). Видимо, ради нивелирования всех этих рисков власти и решились на широкомасштабные преференции дорожным концессионерам – гарантированную окупаемость вложений при возможности коммерческого использования придорожных территорий, предоставляемых на весьма льготных условиях. Как утверждают некоторые независимые эксперты, эти преференции сводят закон к праву зарабатывать огромные деньги на освоении придорожных территорий под прикрытием инвестирования, к тому же частичного (государство также вкладывает значительные суммы), в строительство дорог, которое становится для концессионеров не слишком сильным обременением.

Между тем появляющиеся в России первые концессионные проекты эти опасения не подтверждают. При всех преференциях, обещанных инвесторам в ходе реализации проектов, сам их конкурсный отбор довольно жесткий. Так, условия конкурса по Западному скоростному диаметру (ЗСД) в Петербурге обязывают заявителя – претендента на концессию – подтвердить уровень ежегодного оборота в течение последних пяти лет (не ниже 60 млрд рублей), чистую прибыль за два года, опыт финансирования, строительства (стоимостью не менее 10 млрд рублей) и эксплуатации как минимум двух магистральных дорог протяженностью свыше 30 км и с интенсивностью движения не менее 20 тыс. легковых автомобилей в сутки, в том числе опыт сбора платы за проезд. Подобные требования предъявляются и к участникам конкурса по Орловскому тоннелю.

Понятно, что ни одна из существующих российских компаний таким требованиям не удовлетворяет. Неудивительно, что заявки на конкурс по ЗСД подали только иностранцы (единственная российская компания – петербургский Мостоотряд-19 – участвует в консорциуме с иностранцами). Известные мировые компании, дорожащие своей репутацией, вряд ли станут мухлевать и вступать в коррупционный сговор с российскими чиновниками. Как и злоупотреблять возможностью поживиться на освоении придорожных территорий. Тем более что концедент, от лица которого до сих пор выступала администрация Санкт-Петербурга, судя по словам председателя Комитета по инвестициям Максима Соколова, склоняется к самостоятельному их использованию – чтобы вырученные средства направлять на обеспечение концессионеру гарантированного дохода от трафика.

Впрочем, риски у дорожной концессии, конечно, остаются. С другой стороны, все инициативы российского государства рискованны. Но это не значит, что не надо даже пытаться двигаться вперед. Другого способа развиваться у нынешней России все равно нет. 

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№42 (344) 12 ноября 2007
Платные автодороги
Содержание:
Доходы вне трафика

Новый федеральный Закон об автодорогах предоставляет концессионерам такие преференции, что сами дороги становятся для них не слишком сильным обременением права коммерческого использования обширных придорожных территорий

Реклама