Еще только цветочки

Спецвыпуск
Москва, 12.11.2007
«Эксперт Северо-Запад» №42 (344)
Рынок автокаско, оставаясь крайне привлекательным и быстрорастущим, становится более проблемным для страховщиков

Добровольное автострахование остается локомотивом рынка: по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2007 года прирост премии составил 40% (в других исследованиях приводится большая цифра). В СЗФО, и в первую очередь на рынке Петербурга, автокаско по традиции растет более быстрыми темпами. Половина из десяти лидеров регионального рынка («РЕСО», РГС, «РОСНО», ВСК, МСК) увеличили сбор премий по сравнению с первым полугодием 2006 года на 70% и выше.

Однако бурный рост далеко не всеми страховщиками воспринимается как однозначная победа. Сразу две компании, «Ингосстрах» и «РОСНО» (чьи портфели автострахования, по мнению экспертов, отличались наибольшей сбалансированностью), сообщили об убытках, полученных в результате страхования автотранспорта физических лиц. Обе компании заявили о коррективах, внесенных в политику розничных продаж. Другие игроки рынка (за исключением, пожалуй, РГС) также не исключают, что в ближайшее время будут более осторожно подходить к расширению своих портфелей за счет автострахования физических лиц.

Доступно, но проблемно

«Главный фактор роста рынка каско – продажа новых иномарок, в том числе собранных в России. Интересно, что кривая сбора премий по автострахованию практически сразу, без временного лага повторяет кривую динамики продаж автомобилей. Полагаю, тенденция сохранится в ближайшие годы, по крайней мере в Петербурге, где кроме завода Ford вскоре запустят производство Toyota», – поясняет управляющий по маркетингу филиала «РЕСО-Гарантия» в Санкт-Петербурге Сергей Бровко.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за восемь месяцев 2007 года в России продано больше миллиона новых иномарок, что превысило результат продаж за весь 2006 год. Треть этих машин приобретена в кредит, а значит, застрахована в «добровольно-принудительном» порядке. Но легкость доступа к этим объектам страхования имеет обратную сторону. Как заявил на одной из пресс-конференций директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, страхование взятых в кредит машин по каско стало нерентабельным – убыточность достигает 85-86%, а с учетом комиссионных выплат и расходов на ведение дел превышает 100%.

Причина, по мнению топ-менеджера «Ингосстраха», – в психологии страхователей: вынужденные в соответствии с требованиями банка оплатить страховку, они затем обращаются в СК по поводу «каждой царапины». Кроме того, большинство банков требует от компаний заявить фиксированную стоимость страховки на весь период выплаты кредита. Тогда как, по мнению страховщиков, целесообразно пересматривать условия договора ежегодно, внося изменения в зависимости от того, были ли страховые случаи в течение года.

Выходом могло бы стать заключение договоров с франшизой, которая как раз отсекает вал обращений «по мелочам». Но, по словам страховщиков, большинство банков на это не идут. Как сообщили в филиале компании «РЕСО-гарантия», кредитные организации только начали осознавать целесообразность франшизы, которая облегчает жизнь СК и удешевляет страховку. Но навстречу страховщикам идут пока лишь федеральные банки.

Впрочем, многие страховщики уверены, что корректива страхового продукта не слишком улучшит экономические результаты автострахования кредитных машин. «Рынок пока не готов воспринять франшизу: большинство клиентов – физических лиц не в состоянии правильно соотнести свои временные затраты и денежную компенсацию при обращении в СК по „несерьезным“ случаям. Юридические лица уже начинают понимать, что не стоит для ремонта мелкой царапины выводить на несколько дней из работы транспортное средство. При этом большинство компаний с иностранным капиталом, что характерно, вообще не хотят обсуждать страховку без франшизы», – поясняет ведущий специалист по оценке и анализу рисков автокаско Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Денис Таратухин.

Ограниченный маневр

  Фото: Александр Крупнов
Фото: Александр Крупнов

Лежащий на поверхности «рецепт» обеспечения рентабельности страхования автомобилей физических лиц – повышение тарифов. Но свобода ценового маневра на высококонкурентном рынке достаточно ограничена. Прежде всего – из-за продолжающихся ценовых войн.

«С демпингом приходится сталкиваться постоянно. Демпингуют, как правило, мелкие компании, пытающиеся выйти на уже сложившийся страховой рынок. Предложить такой же сервис, как крупные компании федерального масштаба, они не могут, поэтому вынуждены акцентировать усилия на снижении цены», – считает директор управления автострахования «РГС-Северо-Запад» Дмитрий Синишев.

Крупные страховые компании уверяют, что не замечают «ценового шума», поднимаемого новичками. «Устанавливая тарифы, мы, во-первых, опираемся на собственные актуарные расчеты, во-вторых – на внешние факторы (инфляция, стоимость деталей, услуг) и лишь в последнюю очередь смотрим на цены конкурентов. При этом демпингующие небольшие СК своими конкурентами не считаем», – заявляет заместитель генерального директора по автострахованию страховой компании «Русский Мир» Андрей Знаменский.

Утверждение это верно лишь отчасти – с точки зрения конкуренции за «свободного» клиента. Когда же речь идет о страховании автомобилей, купленных в кредит, страховщикам приходится биться за внимание, во-первых, банков, а во-вторых, автосалонов. Некоторые СК заходят в борьбе слишком далеко – по словам участников рынка, скидки на страховые продукты, предоставляемые автосалонам, могут достигать 20-30%. По мнению Сергея Бровко, эти уступки как раз и подорвали экономику страховых компаний, сделавших ставку на быстрое развитие розницы в каско.

В ручном режиме

Некорпоративный клиент, таким образом, становится причиной волнений страховых компаний: в исследовании «Ингосстраха» по итогам первого полугодия 2007 года указывается, что средняя выплата по договорам автострахования физических лиц выросла на 69%, юридических – всего на 18%. Убыточность этого вида страхования растет. По нашим данным, среди лидеров СЗФО по автострахованию уровень выплат компаний «Ингосстрах», «Ренессанс страхование», «РОСНО», «Югория» превысил в рассматриваемый период 70%, приблизившись к убыточности ОСАГО.

Из лидеров рынка СЗФО, пожалуй, только «РГС-Северо-Запад» не боится быстрого роста автокаско. «Росгосстрах в Санкт-Петербурге за восемь месяцев 2007 года продемонстрировал 180% роста объема собранной страховой премии по добровольному автострахованию, в абсолютном выражении сборы составили 598 млн рублей. Это связано с увеличением продаж полисов Росгосстраха в автосалонах официальных дилеров, расширением сети офисов продаж в городе и области, совершенствованием технологий урегулирования убытков в специализированных центрах страховых выплат», – рассказывает Дмитрий Синишев.

Другие игроки рынка, до сих пор исповедующие быстрое наращивание объемов продаж, настроены на более тщательную «сортировку» клиентов. «Проводя перманентно детальный анализ портфеля, мы пришли к выводу, что какое-то время еще можем наращивать объем страхования каско, и делали это в первом полугодии. Но считаем, что доля автострахования в портфеле сейчас оптимальна – она не должна превышать 30-40%. Сейчас можно довольно быстро нарастить объемы и увеличить долю, принимая во внимание количество выданных атвомобильных кредитов и рост автопарка в стране, но мы сознательно этого не делаем – наоборот, сдерживаем рост портфеля, чтобы не оказаться в опасной ситуации», – комментирует Андрей Знаменский.

Ряд СК уже работает в режиме «ручного управления» клиентским потоком. К примеру, «Ренессанс страхование», которое не ориентируется на работу в массовом сегменте. «У нас практикуются взвешенные условия страхования – мы далеко не со всеми готовы заключить договор каско: применяем повышающие коэффициенты для часто угоняемых машин, не страхуем машины старше семи лет. Очень тщательно проверяем историю неновых автомобилей», – рассказывает Денис Таратухин. Оценить эффективность такого «выборочного» подхода, по его словам, можно будет лишь несколько месяцев спустя, так как после слияния петербургской «Прогресс-Невы» с федеральным «Ренессансом» страховые продукты сильно изменились. 

Санкт-Петербург

Страхование наземного транспорта по СЗФО в первом полугодии 2007 года

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№42 (344) 12 ноября 2007
Платные автодороги
Содержание:
Доходы вне трафика

Новый федеральный Закон об автодорогах предоставляет концессионерам такие преференции, что сами дороги становятся для них не слишком сильным обременением права коммерческого использования обширных придорожных территорий

Реклама