Игра стоит свеч

Дискуссия
Москва, 12.11.2007
«Эксперт Северо-Запад» №42 (344)

В журнале «Эксперт С-З» №41 от 5 ноября 2007 года была опубликована статья «Кризис от границ», посвященная перманентно возникающим на северо-западной госгранице России автомобильным пробкам. Некоторые отклики на публикацию мы приводим сегодня.

Руслан Кисс, генеральный директор компании «Хорс» (таможенный брокер):

 – Основными принципами развития таможенного дела в РФ в рамках ее вступления в ВТО должно стать внедрение положений ряда международных конвенций. Главное – таможенные администрации должны обеспечить прозрачность и стабильность таможенных процедур во всех аспектах международной торговли. К сожалению, сегодня ничего не делается для внедрения принципов конвенций.

За два года не разработано и не внедрено ни одной современной технологии. Все, что предлагается бизнесом, отметается еще на стадии рассмотрения, а на проблемы обращают внимание только тогда, когда они становятся неразрешимыми или конфликтными. Не развивается и не внедряется в полном объеме электронное декларирование, предварительное информирование, электронное сопровождение таможенных грузов с использованием системы «ГЛОНАСС».

Суть проблемы очередей на границах – отсутствие делового взаимодействия между таможней и бизнесом. Это, в свою очередь, вызвано тем, что большинство сотрудников таможен так и не изменили своего отношения к таможенному процессу и оценивают участников ВЭД либо как средство обогащения, либо как врага. В результате нет управления грузопотоками и предприниматели мечутся со своими грузами по всей границе в поисках разумных сроков оформления (три-пять дней), а не дешевой растаможки.

Скопление грузовиков на границе в первую очередь вызвано непрофессиональной работой Балтийской таможни. Под прикрытием борьбы с контрабандой время оформления грузов вышло далеко за рамки, определенные Таможенным кодексом. В результате поток контрабанды (по фактам ее выявления) не уменьшился, а скорее трансформировался в другие формы, зато общее время оформления грузов значительно увеличилось. Перевозчики и экспедиторы несут экономические потери при импорте грузов через петербургский порт и вынуждены переориентироваться на финские порты.

Печально наблюдать, как неэффективная работа таможни уничтожает российскую логистику в зародыше. Складывается впечатление, что вопреки указаниям президента страны о переносе основных логистических перевалочных центров на территорию РФ таможенные органы играют на руку финским логистам, способствуя развитию и укреплению логистических центров на финской территории.

Отечественная логистика уже стала заложником экономических интересов стран Прибалтики и Финляндии. Бизнес этих стран делает все, чтобы не упустить пришедший к ним грузопоток и плотно привязать его к своим терминалам. В 2008 году Финляндия планирует построить вдоль российско-финской границы перевалочные терминалы, и как только это произойдет, логистика на Северо-Западе РФ начнет существовать в своем самом примитивном варианте. Чтобы хоть как-то компенсировать свои убытки, логистические компании будут изобретать новые «серые» таможенные схемы. Другими словами, вернется то, от чего мы с таким трудом уходим.

Вальтер Вельсман, руководитель филиала АСМАП по северо-западу России:

 – По мнению таможенников, главная причина пробок на границе связана с тем, что таможенная инфраструктура изжила свои проектные мощности. Конечно, надо расширять существующие пункты пропуска и строить новые, но для тех, кто знает проблему изнутри, очевидно: основная причина – совершенно другая. Это отсталые таможенные технологии.

Во-первых, внедрение электронного декларирования и предварительного информирования идет чрезвычайно медленными темпами. Во-вторых, таможня стремится все грузы оформлять на границе. Но зачем, если в стране полно внутренних таможен? На пункте пропуска необходимо выяснить одно – можно ли ввозить этот груз в РФ, нет ли там контрабанды, наркотиков, оружия. А сам процесс растаможки должен происходить в местах назначения груза. Таможенники могут возразить, что, пройдя границу, груз может исчезнуть, так и не дойдя до внутренней таможни. Но позвольте, на дворе не лихие 1990-е годы. Сегодня доля недоставки грузов составляет сотые доли процента.

В принципе, все знают, что и как надо менять в таможенном администрировании, чтобы оно наконец приняло цивилизованные формы. Но все прогрессивное приживается с трудом. И понятно почему. Ведь таможня – один из основных источников наполнения бюджета. Раз она исправно приносит деньги в казну, так зачем что-то менять? Вот и закрывают глаза на проблемы.

Но я уверен: если навести порядок на границе, бюджет только выиграет. Выиграют и компании: оборачиваемость автотранспорта станет больше, вырастут доходы, в автопарки придут работать новые люди. Сегодня же, наоборот, все автопарки испытывают жутчайший кадровый голод. Новые автомобили покупают, и они просто стоят без дела – профессиональные водители не желают простаивать в пробках. Хотя еще совсем недавно автомобильные международные перевозки считались самыми престижными.

От редакции

По разным оценкам, для приведения в божеский вид таможенной инфраструктуры РФ надо не менее 500 млн долларов. Такие деньги государство, безусловно, изыщет, пустит в дело, и они дадут некий эффект. Важно не останавливаться на простых и очевидных шагах. По данным Национального бюро расследований Финляндии, занижая стоимость импорта, Россия ежегодно недополучает примерно 10 млрд евро. Чтобы вернуть эти деньги, надо устранить почву для злоупотреблений. Это сделать значительно сложнее, но игра стоит свеч.      

Виктор Цукер, Надежда Линнас

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№42 (344) 12 ноября 2007
Платные автодороги
Содержание:
Доходы вне трафика

Новый федеральный Закон об автодорогах предоставляет концессионерам такие преференции, что сами дороги становятся для них не слишком сильным обременением права коммерческого использования обширных придорожных территорий

Реклама