Образ времени

Культура
Москва, 12.11.2007
«Эксперт Северо-Запад» №42 (344)
Полку российских хороших комедий прибыло. К двум «национальным особенностям» режиссера Рогожкина и двум «негорюющим мамам» Максима Пежемского прибавился «День выборов» Олега Фомина

Это не первая комедия о выборах и пиарщиках. Первой была «Мама не горюй – 2» Максима Пежемского по сценарию Константина Мурзенко. Сейчас объяснюсь, почему нужно называть сценариста. С той поры как кино раскрыло артистам рты, сценарий стал куда как важен, а в особенности в комедиях. Влияние «Мамы не горюй» в фильме Олега Фомина по сценарию Сергея Петрейкова, Леонида Бараца и Ростислава Хайта очевидно, но не слишком глубоко…

Мораль

Куда ближе «День выборов» к бурлескным алкогольным комедиям Рогожкина. Дело не в том, что в фильме Фомина пьют столько же, сколько в «Особенностях…» («День выборов» можно было бы назвать «Национальные особенности выборов», если бы ноу-хау не принадлежало другим). Дело в подходе к изображаемому, высмеиваемому. Мурзенко и Пежемский – моралисты.

Само собой, понятно, что они снимали и сняли две бурлескные и очень смешные комедии, но не было в этих комедиях моралистичной, печальной темы жизни, которая прожита не так, как следует, которую можно и нужно изменить, а если все же нельзя, так это грустно и трагично. Ничего подобного нет ни в «Особенностях…», ни в «Дне выборов».

Любовь к жизни во всех ее проявлениях – вот что очевидно, зримо, ощутимо в «Дне выборов». Это откровенная, эксцентрическая, отвязная комедия с песнями и плясками, тем-то она и хороша, тем и интересна. Сергей Шнуров оттягивается здесь по полной программе. Кроме Шнурова в фильме есть еще один Серега – просто Серега. Его выступление на ликероводочном заводе, уже успевшем выпустить портвейн зеленого цвета (технолог-дальтоник красители перепутал), в той же степени смешно, в какой и талантливо. Андрей Макаревич исполняет совершенно убойную пародию на великого барда и замечательного артиста Юрия Визбора. Не менее смешную пародию на Александра Розенбаума выдает квартет «Стоматологи», составленный из Марата Башарова, Дмитрия Певцова, Евгения Стычкина и режиссера фильма Олега Фомина.

Про то, что вытворяет Михаил Ефремов в роли попа, принимающего участие в предвыборной гонке, и говорить нечего. Кажется, это его лучшая комическая роль, сыгранная в кино. Зал лег от смеха, когда незадолго до конца фильма он надел заплечный мешок, из которого высовывалась балалайка, и сообщил, что идет в Челябинск: видение ему было. Маргарет Тэтчер явилась. В третий раз уже. И в третий раз уже говорит: «Иди в Челябинск». 

Эстрадные номера сменяют друг друга и из них трудно выудить какую бы то ни было мораль, хотя мораль-то, конечно, имеется. Было бы слишком сильно называть авторов сценария и режиссера имморалистами, но то, что они не моралисты, – это точно. В них слишком сильно чувство жизни. В них слишком сильна любовь ко всему, что хоть как-то шевелится, дергается и находит выход из любой, казалось бы, безвыходной ситуации. Это не слишком моралистично, но это и есть мораль «Дня выборов».

История и филология

Зато создатели фильма отлично знают историю и литературу, что, в общем-то, одно и то же. В прежнее время был один факультет, историко-филологический. И это было правильно. Чем дальше, тем больше открывается, что история близка не к экономике, не к политологии, а к литературе, к филологии. История, как и филология, работает с текстами. Однако мы уклонились в сторону. Поговорим лучше о незряшной, грамотной, идущей в дело начитанности создателей фильма «День выборов».

Политтехнолог-креативщик Камиль (Камиль Ларин) пытается справиться с бессонницей. Прежде он бы выпил граммулечку и заснул или не заснул, но по крайней мере не мучался. А теперь он в завязке – и не заснуть нипочем!

В отчаянии он хватает «Братьев Карамазовых» и принимается читать вслух. Не помогает. Смешная сцена, но еще смешнее она для тех, кто знает, что авторы сценария процитировали английского писателя Хэрриота: «„Братья Карамазовы“ – великий роман, но усыплявший меня именами действующих лиц. Не успевал я открыть его, как эти имена начинали меня убаюкивать. „Алексей Федорович Карамазов был третьим сыном Федора Павловича Карамазова“. А к тому времени когда я добирался до Григория Кутузова, Ефима Петровича Поленова, Степаниды Бедрягиной и прочих, сон уже уносил меня прочь на легких крыльях».

Но это просто смешная цитата. А вот не просто цитата, и даже не совсем цитата, а намек для знающих, любящих и умеющих читать, связанный с несмешным или не очень смешным смыслом происходящего. Туповатый, трусливый губернатор, толстый, неповоротливый, оглядывающийся на самый-самый верх, потому и проигрывающий лихим наглецам, великолепно играемый Александром Семчевым, просматривает речь, которую должен произнести на ликероводочном заводе.

«Как говорил… Оливер… Кромвель… А кто это – Оливер Кромвель?» – обращается он к референту. – «Английский политический деятель». – «Сколько букв? Тьфу ты… Знаешь что, вычеркни ты этого Кромвеля. Все равно его, кроме нас, никто не знает». Кромвель – завершитель английской революции XVII века. Полководец, казнивший короля, чтобы потом разогнать парламент и установить режим личной власти. Случайно или нет, но в уморительной комедии, издевающейся над уже отмененными губернаторскими выборами, мелькает тень первого из европейских революционных диктаторов.

Кроссворды

Набоков точно перевел слово «кроссворд» – крестословица. Эти самые крестословицы играют значительную роль в «Дне выборов». Не только потому, что свергаемый губернатор, как слышно из его оговорки, любит их решать. И не только потому, что кандидат в губернаторы (первая и очень удачная кинороль футбольного комментатора Василия Уткина), победивший на выборах благодаря наглости и изобретательности пиарщиков, только кроссвордами и занят.

Но еще и потому, что внимательный зритель благодаря крестословицам может заметить сюжетный ход, для кого-то спрятанный, а для него явленный во всем своем тайном великолепии. Кандидат в губернаторы тормозит на одном только слове – хвойное дерево из трех букв. Начинается с «П», потому что Пушкин – автор стихотворения о няне. Покуда пиарщики придумывают, как же протащить массажиста, успевшего отсидеть четыре года за «пыжиковые шапки», сделанные из кошек, их кандидат донимает всех, кого только можно, вопросом: «Какое ж это дерево из трех букв, хвойное?» Незадолго до финала, когда ясно, что кандидат побеждает, в восторге и эйфории он кидается на трибуну читать свое любимое произведение – стихотворение Пушкина о няне.

Политтехнолог-креативщик Леонид (Леонид Барац, один из авторов сценария и отличный, очень смешной и обаятельный артист) слышит: «Ты жива еще, моя старушка?//Жив и я, привет тебе, привет…», после чего хлопает себя по лбу: «Ель! Дерево из трех букв – ель, а поэт – Есенин, и стихи не про няню, а про маму…» В этот момент внимательный зритель понимает, что компания политтехнологов ошиблась, перепутала области, как малограмотный кандидат перепутал Пушкина и Есенина.

Ничего страшного. Когда это выясняется, пароход, совершавший пропагандистский тур по Волге, но, как оказалось, не в ту сторону, делает полный кругом и плывет в другой город. Креативщики стоят на палубе. Вид у них унылый, но ясно, что за оставшуюся неделю они и другого кандидата протащат. Если и есть мораль в развеселой комедии, то она формулируется до удивления просто: «Все делай с открытыми глазами, отдавай себе отчет в том, что ты делаешь. Тогда ты, может, и совершишь массу глупостей, массу ошибок, но последней глупости, самой последней ошибки ты ни за что не сделаешь. Действуй, соображай, не падай духом ни при каких обстоятельствах – и ты выплывешь… В особенности – соображай…»

Ну какое дело маленькому, быстрому, уже выигравшему партию политтехнологу Леониду до кроссворда, который неправильно решал тупой кандидат в губернаторы? Но он помнит и этот кроссворд, и неверное решение даже тогда, когда ему это не нужно. Он постоянно держит голову включенной, а раз так, то он и такие, как он, выберутся из любых ситуаций, в которые швырнет их жизнь.

Эстрада и соединение жанров

Великая русская поэтесса Ахматова писала: «Насколько скрывает человека сцена, настолько его беспощадно обнажает эстрада. Эстрада – что-то вроде плахи». Ребята, написавшие сценарий «Дня выборов», – Сергей Петрейков, Ростислав Хайт, Леонид Барац – эстрадники. Они окончили эстрадный факультет ГИТИСа в 1993 году и тогда же создали в Москве театр «Квартет И». В этом театре в 2001 году Николаем Петрейковым и был поставлен «День выборов».

В фильме, который Олег Фомин cнял спустя шесть лет, играют те же артисты, что и в театре. Политтехнологов Ростислава, Александра, Камиля, Леонида, диджея Максима играют, соответственно, Ростислав Хайт, Александр Демидов, Камиль Ларин, Леонид Барац, Максим Витторган. Впервые в России было экранизировано не произведение литературы, роман, повесть, новелла, пьеса, но – эстрадное шоу. Это – совмещение несовместимого, ибо эстрада потому и обнажает человека, что вся построена на прямом общении с залом, на импровизации. Кино же по самой своей природе не приспособлено к прямому общению с залом. Как совместить то и другое?

Когда-то давным-давно, в двадцатые годы двадцатого века, русские формалисты утверждали, что наибольшие удачи в искусстве случаются там, где могут случиться наибольшие неудачи, там, где происходит смешение жанров, совмещение несовместимого. Тому, кто решится пойти по этому пути, не нужно забывать, что здесь его поджидают очень крупные неудачи.

В случае с «Днем выборов» на это решился режиссер и артист Олег Фомин. Кинематографическая карьера его началась в 1988 году, когда он снялся в фильме «Меня зовут Арлекино». Критик Лидия Маслова довольно точно охарактеризовала его актерскую природу, написав: «В своем амплуа он – главный, если не единственный. Это амплуа – положительный хулиган, хулиган с принципами и рефлексиями, которые иногда могут довести до самоубийства, как в „Стеклянном лабиринте“, где сыгранный им пэтэушник в ужасе от содеянного выбрасывается из окна».

Режиссерский дебют Фомина – «Милый Эп» 1991 года, появившийся в самый разгар киношной чернухи, – лирическая киноповесть о любви старшеклассников. Фомин снял еще «Время вашей жизни» по собственному сценарию и «Мытаря» по сценарию Ивана Охлобыстина. «День выборов» – его первая комедия. Он был внимателен к тем, кто придумал сценарий этой комедии, и поставил ее на сцене своего театра в качестве эстрадного шоу, поэтому фильм получился. Полку российских хороших комедий прибыло. К двум «национальным особенностям» режиссера Рогожкина и двум «негорюющим мамам» Максима Пежемского прибавился «День выборов» Олега Фомина.

Комедия важнее мелодрамы и трагедии. Она создает наиболее адекватный образ времени. Какой бы фантастической, нелепой, эксцентричной ни была комедия, именно в ней фиксируется то, что ученые люди называют коллективным бессознательным.

В хорошей, умело сделанной комедии сконцентрированы, собраны все или почти все страхи, которые окружают человека в его современности, собраны не для того, чтобы напугать или опечалить его, – этим занимаются трагедия и мелодрама – но для того, чтобы по-дружески, едва ли не фамильярно шлепнуть его по плечу: «Да не переживай ты так, что ты, в самом деле? Чего ты боишься? Властных структур? Пиарщиков, политтехнологов? Манипуляторов общественным мнением? Да ты погляди на них и не бойся. Они сами боятся, сами все путают. Им дают одно задание, они выполняют другое…»

Для того чтобы человек не оскорбился таким фамильярным похлопыванием, нужно обладать талантом и вкусом, чего не отнять ни у авторов сценария, ни у режиссера. Они умудрились создать удачный гибрид двух жанров – road-movie и плутовского романа. Road-movie – дорожные приключения – жанр по природе своей печальный, поскольку разомкнут, как дорога, где все и происходит. Достаточно вспомнить самый яркий российский road-movie – «Бумер» Петра Буслова, чтобы понять минорные особенности этого жанра.

Плутовской роман – один из самых веселых жанров в искусстве, потому что речь в нем идет о непотопляемом ни при каких обстоятельствах плуте. В российском искусстве был пример чрезвычайно веселого и чрезвычайно печального плутовского романа – дилогия Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев. Золотой теленок». Эта дилогия недаром вспоминается в связи с «Днем выборов». Вот уж кто ближе всего к этой комедии и ее героям, так это великий комбинатор Остап Бендер.

Главный парадокс тех давних классических книг срабатывает и в новейшей российской комедии. По идеологическому заданию (если таковое и было) Ильф и Петров должны были разоблачить великого комбинатора, но он так обаятелен, весел, остроумен, что никакого разоблачения не получается и получиться не может. По идеологическому заданию (которое могло бы быть) «День выборов» должен разоблачать политтехнологов, пиарщиков, манипуляторов общественным мнением, но они такие обаятельные, веселые и остроумные, а те, кого они дурят, такие тупые и злые, что зрительское сочувствие целиком и полностью на стороне новейших Остапов… Более того! Зрители на сто процентов уверены в том, что эти ребята выскользнут из любых ситуаций. Хорошо это? Плохо? Бог весть, но это так.     

«День выборов» (по мотивам одноименного спектакля). Режиссер Олег Фомин, авторы сценария – Николай Петрейков, Ростислав Хайт, Леонид Барац. Оператор-постановщик – Василий Сикачинский. Продюсеры – Николай Ульянов, Олег Беглов

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№42 (344) 12 ноября 2007
Платные автодороги
Содержание:
Доходы вне трафика

Новый федеральный Закон об автодорогах предоставляет концессионерам такие преференции, что сами дороги становятся для них не слишком сильным обременением права коммерческого использования обширных придорожных территорий

Реклама