Через линию Маннергейма

Спецвыпуск
Москва, 26.11.2007
«Эксперт Северо-Запад» №44 (346)
Финские дипломаты считают, что отношения с Россией активно развиваются и находятся на подъеме, хотя от послевоенного клише – «единство взглядов по всем обсуждаемым вопросам» – не осталось и следа

В 2009 году исполнится 200 лет с момента вхождения Финляндии в состав Российской Империи. Благодаря России Финляндия получила возможность говорить на родном языке, иметь свою конституцию, парламент и валюту. Приход российского капитала за короткое время позволил развить финскую промышленность, страна покрылась сетью железных дорог. Октябрьская революция 1917 года открыла Суоми путь к независимости, а отношения между нашими странами преодолели целый ряд трудных этапов. Здесь и гражданская война, спровоцированная в 1918 году большевиками, и зимняя война 1939-1940 годов, и участие финских войск в оккупации СССР, и неравноправный договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1948 года, и, наконец, послевоенный «образец отношений двух стран с различным социально-экономическим строем».

Появление на карте мира новой России заставило наши страны искать иные формы сотрудничества. Финляндия больше других участников рыночной экономики была связана с бывшим СССР, поэтому 1990-е годы стали трудными и для наших соседей. Однако Суоми смогла перестроить народное хозяйство и стала одной из самых конкурентных стран в мире. Финляндия вошла в ЕС и с тех пор является сторонницей дальнейшей европейской политической и экономической интеграции. В последнее время в стране развернулась дискуссия о пересмотре традиционной политики нейтралитета. Экономический рост в России открыл новую страницу в развитии отношений, по объему экспорта и импорта наша страна вновь становится ведущим торговым партнером Суоми.

В недавно опубликованном докладе Европейского совета по международным отношениям (исследовательская организация, изучающая внешнеполитические проблемы стран – членов ЕС. – «Эксперт С-З») позиция Финляндии по отношению к России охарактеризована как «дружественный прагматизм». По мнению аналитиков, попавшие в эту группу страны отдают предпочтение торгово-экономическим связям и не стремятся к активному политическому диалогу с нашей страной, направленному на сближение позиций ЕС и России. «Дружественные прагматики» – это что-то между «троянским конем» и «стратегическими партнерами», а также «холодными прагматиками» и «рыцарями холодной войны». «Дружественный прагматизм» и «стратегическое партнерство» – это лучшие формулы для отношений России с ЕС и его отдельными членами.

Однажды в поезде Петербург – Хельсинки довелось услышать диалог двух соотечественниц. Одна из них впервые отправлялась в финскую столицу и интересовалась у опытной собеседницы, как ей лучше добраться до одного из районов. «Надо перейти линию Маннергейма, по ней трамваи ходят, и дождаться нужного», – таков был совет. Как бы ни складывались наши отношения, мы уверены, что отныне на Mannerheimintie (проспект Маннергейма) всегда будут соединяющие нас трамвайные рельсы, а не колючая проволока разделительных линий.

Корреспонденты «Эксперта С-З» попросили советника департамента отношений с Россией МИДа Финляндии Марью Лиивала ответить на ряд вопросов. Госпожа Лиивала дала нам ответы от имени всего Министерства иностранных дел Финляндии.

– Какова ваша оценка политических и торгово-экономических отношений между нашими странами? Какие шаги предстоит сделать России и Финляндии для того, чтобы увеличить товарооборот и взаимные инвестиции в экономику?

– Отношения Финляндии и России развиваются активно и находятся на подъеме. Политические контакты происходят часто и регулярно, кроме того, существуют многообразные формы сотрудничества между представителями властей разных уровней. Большинство проблем в межгосударственных отношениях являются следствием практических трудностей, таких как транспортные заторы и очереди на границах. Но на каждой двусторонней встрече и на встречах ЕС – Россия делается все возможное, чтобы расширить эти узкие места. 

Финские компании проявляют постоянный интерес к российскому рынку и все активнее налаживают производство в России. В то же время Россия остается довольно сложным рынком, где сильна роль государственного регулирования и необходимо постоянно приспосабливаться к запутанным требованиям. Все это, конечно, увеличивает затраты на открытие бизнеса. Финские компании работают в условиях глобализации и ищут инвестиционные возможности во всем мире. Каждая компания руководствуется при этом собственными критериями вложения капитала.

– Недавно министр обороны Финляндии, выступая в Вашингтоне, заявил, что у его страны «есть три проблемы – Россия, Россия и Россия». Некоторые эксперты в России усмотрели в этом заявлении желание министра пересмотреть оборонную политику Финляндии и вступить в НАТО. Какова официальная позиция МИДа Финляндии относительно планов присоединения страны к Североатлантическому договору?

– Официальная позиция Финляндии по вопросу возможного вступления в Североатлантический союз отражена в программе второго правительства Матти Ванханена: «Финляндия будет развивать свои отношения с НАТО в рамках программы „Партнерство во имя мира“, что также оставляет возможность для подачи заявки на членство в НАТО».

Речь министра обороны Юри Хякямиеса следует рассматривать целиком, не вырывая из нее отдельные фрагменты. Министр отметил, что Россия для Финляндии – это огромные возможности и преимущества, но также и проблемы. Более того, министр обороны заявил, что Финляндия не рассматривает Россию как потенциальный источник военной угрозы. Угрозы нашей безопасности на сегодняшний день носят глобальный характер. Осенью 2008 года на рассмотрение в парламент поступит Белая книга оборонной политики и политики безопасности, в которой будет дано универсальное понимание безопасности (как системы мер против глобальных угроз. – «Эксперт С-З»). В Белой книге эксперты представят обновленную концепцию национальной безопасности, а также анализ возможных последствий вступления Финляндии в НАТО или сохранения статуса нейтрального государства.

– Ряд экспертов в России и Западной Европе считают, что диалог между Россией и Евросоюзом зашел в тупик. Если вы согласны с негативной оценкой существующих отношений России и ЕС, то в чем, по вашему мнению, основная причина? Может ли Финляндия дать новый импульс этим отношениям?

– Необходимо помнить, что отношения России и ЕС носят комплексный характер – они охватывают множество аспектов в различных сферах. Иначе говоря, эти отношения гораздо шире, чем можно судить по репортажам с встреч на высшем уровне. Поэтому говорить о том, что они зашли в тупик, было бы несправедливо. В то же время надо признать, что потенциал наших отношений полностью не реализуется. Обе стороны должны приложить больше усилий и помнить об их стратегическом характере – ЕС и Россия зависят друг от друга.

Финляндия – сторонник нового базового соглашения между Россией и Евросоюзом. Мы считаем, что нам необходим новый договор, который устанавливал бы более строгие правила и взаимные обязательства сторон, чем действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

– В последнее время соседняя с Финляндией и Россией Швеция сделала несколько противоречивых заявлений относительно строящегося газопровода Nord Stream. Если исходить из позиций международного права, то любая страна может заниматься прокладкой трубопроводов и кабелей в исключительных экономических зонах других государств. Какова позиция Финляндии в этом вопросе и как будет приниматься решение относительно финского участка газопровода?

– Конвенция ООН по морскому праву дает право всем странам прокладывать подводные кабели и трубопроводы в исключительной экономической зоне, однако это право не является абсолютным. Во-первых, строительство трубопроводов не должно нарушать других положений конвенции, в особенности главы XII, регулирующей защиту и сохранение морской среды. Во-вторых, маршрут прокладки подобных трубопроводов или кабелей должен быть согласован с прибрежным государством.

Рассмотрение заявки на строительство трубопровода подчиняется следующему регламенту: после проведения экологической экспертизы (по планам компании Nord Stream, этот этап должен завершиться в 2008 году. – «Эксперт С-З») необходимо получить согласие правительства на реализацию проекта. Это положение определяется частью VI закона Финской республики об исключительной экономической зоне. После этого, в соответствии с Актом о водных ресурсах Финляндии, надо получить в регулирующем департаменте разрешение на начало строительства.

– Одним из самых тяжелых вопросов российско-финских отношений является повышение российских таможенных пошлин на сырье для лесной промышленности. Финляндия даже пригрозила, что Европейская комиссия отзовет свое согласие на присоединение России к ВТО. Каким вы видите решение и какова официальная позиция Финляндии в вопросе регулирования таможенных пошлин на продукцию лесного комплекса?

– Торговая политика ЕС находится в исключительной компетенции Еврокомиссии, и переговоры о вступлении России в ВТО, включая вопрос о размере экспортных тарифов, ведутся между представителями Евросоюза и России. На политическом и административном уровне Финляндия координирует свои действия с Еврокомиссией и другими странами ЕС, это относится и к вопросу таможенных пошлин.

Окончательное решение по поводу российской заявки на вступление в ВТО также будет приниматься всеми странами ЕС. Но Финляндия продолжает активно обсуждать проблему пошлин на двусторонней основе, в том числе на встречах самого высокого уровня. До того как будет завершен процесс присоединения России к ВТО, необходимо прийти к соглашению по нескольким важным вопросам. Вопрос пошлин – безусловно, один из самых значимых для Финляндии. Надо напомнить, что эта проблема обсуждается уже несколько лет, а в 2004 году Россия приняла на себя обязательства не увеличивать экспортные тарифы в рамках двустороннего этапа переговоров с ЕС. В последнее время достигнут значительный прогресс в переговорах, но обсуждение продолжается.

– Являясь лидером по числу выданных российским гражданам виз, Финляндия, тем не менее, занимает одну из самых жестких позиций по вопросу введения безвизового сообщения с нашей страной. Не кажется ли вам, что в такой позиции есть противоречия, и какими формальными процедурами руководствуется Финляндия, когда принимает решение о предоставлении той или иной стране безвизового режима?

– Финляндия ежегодно выдает российским гражданам почти 600 тыс. шенгенских виз, и их число с каждым годом растет. За несколько лет до вступления в силу Соглашения между Россией и ЕС об облегчении визового режима мы в одностороннем порядке упростили процедуру выдачи виз, для того чтобы активизировать связи между нашими государствами. Поскольку Финляндия – член ЕС, мы связаны общей визовой политикой и право принятия решения об отмене виз принадлежит Европейскому союзу. Евросоюз и Россия договорились рассмотреть возможность полной отмены визового режима в долгосрочной перспективе, и Финляндия является сторонником этого решения. Условия перехода на безвизовый режим в настоящее время прорабатываются группой экспертов из ЕС и России.

Вместе с тем мы приветствуем вступление в силу соглашения между ЕС и Россией об облегчении визового режима и ждем, что обе стороны будут в полной мере использовать преимущества, которые оно предоставляет их гражданам. Соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии – при полном их соблюдении обеими сторонами – важный шаг к достижению безвизового режима.

– Финляндия всегда была активным сторонником программы «Северное измерение». Год назад к этой программе присоединились Норвегия и Исландия, и многие ожидали, что это даст «Северному измерению» новый импульс. Оправдываются ли оптимистические прогнозы и какие конкретные программы сотрудничества были разработаны в последнее время?

– «Северное измерение» стало общей политикой ЕС, России, Норвегии и Исландии, и это укрепило обязательства всех участников. Приоритетными сюжетами в рамках «Северного измерения» являются типично «северные» проблемы: уязвимая окружающая среда, здравоохранение и социальная сфера, проблемы малых народов. Одно из приоритетных направлений – приграничное сотрудничество, оно дает эффект и на региональном, и на национальном уровнях.

Самые большие успехи достигнуты в совместных проектах в области здравоохранения и экологии. Мы ожидаем, что будут успешными и новые проекты, например прекращение выбросов вредных веществ в акваторию Невы, экологические программы в Калининграде. Началось создание координирующего органа в области транспорта и логистики. 21 ноября в Петербурге состоялась встреча глав ведомств, ответственных за реализацию проектов «Северного измерения». В ходе мероприятия создана рабочая группа, которая будет изучать предложения о совместных программах. Ряд из них уже обсуждается – это проекты, связанные с внедрением энергосберегающих технологий, и инициативы в области культуры.  

Санкт-Петербург – Хельсинки

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№44 (346) 26 ноября 2007
Забастовки
Содержание:
Школа эгоизма

Набирающие опыт забастовочной борьбы новые профсоюзы пока не могут квалифицированно противостоять работодателям, предпочитая путь чисто силовой конфронтации

Реклама