Набег на Британию

Международный бизнес
Москва, 26.11.2007
«Эксперт Северо-Запад» №44 (346)
Чем бы ни закончилась история с попыткой купить компанию Scottish&Newcastle, мировой пивной рынок ждут неминуемые слияния и поглощения

«Последние два месяца стали захватывающим периодом для тех, кто интересуется пивом и акциями», – так начиналась статья «Битва за любителей пива» в норвежской газете Dagens Naeringsliv. С мнением газеты трудно поспорить: как в Новом, так и в Старом Свете на пивном рынке происходили знаковые события. В начале октября пивоваренная компания SAB Miller, имеющая корни в Южной Африке, и американская Molson Coors объявили о слиянии своих активов в США и организации совместного предприятия – MillerCoors. SAB Miller и Molson Coors – вторая и третья по биржевой стоимости пивоваренные компании США, после слияния общий объем их производства составит 8 млрд литров пива, это примерно треть американского рынка. Тем самым был брошен вызов бесспорному лидеру – компании Anheuser-Busch с ее знаменитой маркой Budweiser, контролирующей половину рынка Соединенных Штатов.

Причиной слияния стало изменение поведения американских потребителей, наблюдающееся уже длительное время. Потребление пива на душу населения здесь сокращается – американцы все чаще предпочитают вино. Кроме того, ценители теперь пьют меньше пива, но выбирают сорта «лучших» марок с раскрученными брендами. Пивоваренные гиганты заметили перемены на рынке и собираются решать проблему двумя способами: во-первых, быстро расширяют свое присутствие на развивающихся рынках, где растущие доходы населения приводят к росту потребления пива, а во-вторых, проводят слияния для уменьшения издержек. Как считают аналитики, слияния позволяют хорошо сэкономить как на производстве, так и на маркетинге. MillerCoors, например, подсчитала, что сможет сэкономить 0,5 млрд долларов и поднять эффективность производства (отношение прибыли к издержкам) с 9 до 15%.

Бацилла слияния

Ситуация на пивном рынке Европы мало отличается от американской. Даже жители таких пивных бастионов, как Германия, Великобритания и Бельгия, сокращают потребление пенного напитка. Поэтому слухи о серьезных слияниях постоянно витают в воздухе, и через пару недель после образования MillerCoors не заставило себя ждать заявление другого гиганта пивного рынка – скандинавской компании Carlsberg. Тема возможного поглощения датчанами британской компании Scottish&Newcastle (S&N) и развернувшейся вокруг сделки «пивной войны» уже второй месяц не сходит с первых полос биржевых сводок. Напомним, что Carlsberg вместе с нидерландской компанией Heineken решил приобрести S&N за сумму около 7 млрд фунтов стерлингов, чтобы затем разделить активы британской пивоварни.

Основной замысел Carlsberg состоял в приобретении 100% акций быстро растущей компании Baltic Beverage Holding (BBH) – мажоритарного акционера компании «Балтика» и владельца одноименной марки пива. Сегодня Carlsberg уже владеет 50% акций BBH, вторая половина акций принадлежит S&N. Кроме того, датчане могли бы получить контроль над греческими, французскими и китайскими производствами S&N. Активы в других странах, включая Великобританию и Финляндию, попали бы под контроль Heineken. Отметим, что Heineken должен был сталь владельцем производств финской пивоварни Hartwall, крупнейшего акционера S&N (10% акций). Таким образом нидерландский гигант получил бы в распоряжение самую популярную финскую марку пива – Lapin Kulta. Ранее целый ряд популярных скандинавских марок уже переходил в руки крупных компаний после поглощения их владельцев. Так, Carlsberg стал обладателем марок Pripps, Falcon, Koff, Tuborg и Ringnes.

Золотой актив

Руководство S&N дважды решительно отвергло предложения датско-нидерландского консорциума, при том что Carlsberg и Heineken повысили первоначальную стоимость сделки. В октябре за британскую пивоварню предлагалась сумма из расчета 720 пенсов за акцию, а 15 ноября цена предложения была повышена на 4% и составила 750 пенсов. Британцы не скрывали, что цена не устраивает их в первую очередь из-за недооценки золотого актива компании – BBH. «S&N считает, что предложения консорциума, составляющие 750 пенсов за акцию, приводят к тому, что цена доли S&N в BBH составляет всего 3,2 млрд евро. Правление S&N считает, что для совершения сделки ее акционеры нуждаются в более достоверной оценке», – отмечалось в пресс-релизе S&N, комментирующем отказ от сделки. В пресс-релизе говорилось также о том, что в течение первых девяти месяцев года чистая сумма продаж BBH выросла на 33% и достигла 2,195 млрд евро, а выручка составила 526 млн. Британцы ожидают, что российский пивной рынок к концу года вырастет на 13-15%.

S&N предложила Carlsberg провести согласованную оценку стоимости активов BBH, однако датчане настаивают на правильности своих расчетов. Аналитик датского Jyske Bank Йенс Томсен считает, что стороны пойдут на переговоры и цена за акцию может возрасти до 775 пенсов. Но уровня 800 пенсов она не достигнет, утверждает Томсен. Пока же руководство S&N убеждает акционеров не предпринимать никаких действий. «Carlsberg незначительно улучшил предложение, и датчане вместе с Heineken продолжают попытку получить уникальные активы S&N по дешевке», – заявил председатель совета директоров британской пивоварни Брайан Стюарт. «Мы особенно недовольны нежеланием Carlsberg провести согласованную оценку активов BBH», – подчеркнул исполнительный директор S&N Джон Дансмор. S&N, вероятно, не привлекает мысль о том, что компания должна закончить свое существование, попав на датско-нидерландскую «разделочную доску». После того как британцы категорически отвергли условия сделки, они решили возбудить против Carlsberg арбитражный процесс. S&N полагает, что датчане нарушили одно из условий договора, касающееся совместного владения BBH: тот, кто желает приобрести часть активов этой компании у партнера, должен разрешить ему, в свою очередь, также купить активы BBH. Теперь уже S&N, как она заявляет, желает стать стопроцентным собственником акций BBH или разделить активы с другим миноритарным акционером.

Дымовая завеса

Руководство Carlsberg считает, что иск не имеет оснований: датчане утверждают, что не являются стороной, заключившей соглашение с S&N относительно управления активами BBH. Ответчиком в суде выступает компания Pripps-Ringnes, которую Carlsberg приобрел после заключения соглашения о BBH, а Pripps-Ringnes, в свою очередь, не несет ответственности за деятельность консорциума Carlsberg – Heineken. «Мы не видим причин увеличивать цену предложения, затеянный S&N арбитражный процесс является дымовой завесой. Мы по-прежнему готовы при первой возможности сесть с руководством S&N за стол переговоров, чтобы обсудить нашу цену в 750 пенсов», – заявил глава Carlsberg Йорген Буль Расмуссен. В арсенале датчан также имеется сильный козырь: крупнейший пакет акций S&N находится во владении Hartwall, и Carlsberg заявил о желании пригласить одного из владельцев этой компании в свой совет директоров. Тем самым может быть оказано давление на других акционеров британской пивоварни.

Для Carlsberg очевидно, что полный контроль над BBH сделает компанию более привлекательной для инвесторов. Как утверждают аналитики отрасли, акции Carlsberg и Heineken должны и дальше расти. Сделка о приобретении S&N пока далека от завершения, но, как считает биржевой эксперт Мартин Блумгрен из Dagens Naeringsliv, Carlsberg сегодня наиболее привлекателен из всех пивоваренных гигантов. «Если вы верите в отрасль, то нет оснований выбирать акции иной компании помимо Carlsberg», – считает Блумгрен.

Эксперт не считает, что биржевой курс Carlsberg достигнет в следующем году рекордного уровня, вероятнее всего, он не будет превышать средние показатели. Причиной этого является то, что в течение последних лет отрасль была переоценена. Это подтверждает слишком высокое отношение биржевой стоимости акций к величине дивидендов. Кроме того, существуют факторы риска, например рост цен на солод или алюминий могут ухудшить текущие финансовые показатели. «Для того чтобы акции продолжали расти, необходимо, чтобы увеличилось потребление на западных рынках или же постоянно возникали слухи о слияниях и поглощениях», – подытоживает Блумгрен.       

Санкт-Петербург – Копенгаген

Гиганты пивной отрасли

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№44 (346) 26 ноября 2007
Забастовки
Содержание:
Школа эгоизма

Набирающие опыт забастовочной борьбы новые профсоюзы пока не могут квалифицированно противостоять работодателям, предпочитая путь чисто силовой конфронтации

Реклама