Открыть глаза

Тема недели
Москва, 26.11.2007
«Эксперт Северо-Запад» №44 (346)

В нынешнем забастовочном буме проявляется готовность рабочих бороться за свои интересы – а это дело, безусловно, хорошее, особенно в нашей стране, где подавляющее большинство населения пассивно и согласно терпеть что угодно, исходя из принципа «лишь бы не было войны». Также следует всячески приветствовать повышение авторитета новых, возникших «снизу» профсоюзов, которые возглавили забастовочное движение и, похоже, полностью контролируют ситуацию. Лишь одно настораживает – склонность профсоюзных лидеров подпадать под влияние коммунистических идеологов и соблазняться их леворадикальными идеями. В результате требования к работодателям, выдвигаемые профсоюзами, зачастую вызывают недоумение своим безграмотным экономическим обоснованием. Из-за этого работодатели не хотят такие требования принимать. И они правы. Но ситуация загоняется в тупик.

Уровень экономических познаний профсоюзных лидеров оставляет желать много лучшего. Они путаются даже в основах рыночной экономики. Так, например, недавно образовавшееся объединение новых профсоюзов (Федерация профсоюзов России, ФПР) выпустило специальное постановление с интересным названием –

«О борьбе за приведение зарплаты как цены рабочей силы к ее стоимости». Авторам постановления, видимо, невдомек, что зарплата, вообще говоря, как раз и определяет реальную рыночную стоимость  рабочей силы (другой стоимости у нас нет, поскольку рынок труда, слава богу, пока свободен). А если где-то это соотношение и нарушено, то скорее в сторону завышения зарплаты: даже профсоюзный лидер завода Ford во Всеволожске Алексей Этманов признает, что уровень зарплат на его предприятии – самый высокий в отрасли и почти в полтора раза превышает заработки машиностроителей в регионе. Так что постановление ФПР в данном случае фактически призывает к снижению зарплаты фордовцев. Впрочем, судя по тому, что это постановление появилось после консультаций лидеров ФПР с ориентированными на марксизм руководителями Фонда Рабочей академии, под стоимостью в нем понимается себестоимость, рассчитываемая к тому же исходя из весьма умозрительных соображений.

Подобные соображения сейчас наиболее популярны в среде забастовщиков. Что иногда приводит к совсем уже курьезным случаям, например к обоснованию «справедливого» уровня зарплат петербургских докеров в размере 202 тыс. рублей в месяц. Впрочем, применяемый метод расчета позволяет обосновать и большие зарплаты, если принять во внимание главный «секрет» метода, раскрытый вице-президентом фонда профессором Константином Федотовым: «Если есть профсоюз, то он как коллективный собственник может продавать свою рабочую силу как монополист». Понятно, что монополист может «обосновать» любую цену.

Такой подход совершенно неконструктивен и загоняет ситуацию в тупик – работодатели объективно не могут удовлетворять умозрительные требования рабочих. Между тем у профсоюзов есть возможности для выработки рациональной стратегии. Для этого им нужно исходить из грамотных экономических расчетов, основанных, к примеру, на сравнении доли оплаты труда в себестоимости продукции российских и европейских предприятий. Это особенно легко сделать для завода Ford во Всеволожске: он выпускает те же марки автомобилей по той же технологии, что и европейские заводы Ford. Если профсоюз докажет, что эта доля на Всеволожском заводе занижена, то работодателю трудно будет возражать.

Российское рабочее движение находится пока в подростковом состоянии со всеми издержками этого возраста – безответственностью, низким уровнем правосознания, нигилизмом, внушаемостью. Вместо серьезного обоснования справедливости своих требований забастовщики предпочитают полагаться на грубую силу. Но как показывает мировой опыт, такая тактика бесперспективна и жизнь заставит рабочих и их лидеров пойти по общепринятому пути споров с работодателями на цивилизованном языке.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№44 (346) 26 ноября 2007
Забастовки
Содержание:
Школа эгоизма

Набирающие опыт забастовочной борьбы новые профсоюзы пока не могут квалифицированно противостоять работодателям, предпочитая путь чисто силовой конфронтации

Реклама