Загадочная сделка

Алексей Мордашов получил контроль над «Силовыми машинами». Ради чего, пока неясно

Совладелец «Северстали» Алексей Мордашов приобрел 25% акций концерна «Силовые машины» (СМ), крупнейшего российского производителя турбин и генераторов. Продавцом выступило РАО «ЕЭС России». Сумма сделки составила 486 млн долларов. Второй претендент на акции концерна, Олег Дерипаска, отказался от борьбы: наличные могут понадобиться ему для покупки блокпакета акций «Норильского никеля» (для алюминиевого магната эта компания – профильный актив, в отличие от СМ).

Ранее Мордашов приобрел у «Интерроса» 30,5% акций СМ. Таким образом, его пакет стал контрольным. Теперь, по мнению экспертов, структура акционеров СМ полностью определена, значит, риск возможных корпоративных конфликтов отсутствует. Сейчас самое время Мордашову спокойно заняться стратегическим развитием концерна. То есть инвестировать средства в техническое перевооружение СМ, разработку или, скорее, покупку новых технологий, оптимизацию производственных мощностей.

Проходной вариант

Однако есть сомнения, что энергомашиностроение стало для Мордашова стратегически важным бизнесом. Во-первых, директорами СМ по ключевым направлениям – экономике и финансам, а также стратегическому развитию стали всего лишь старшие менеджеры дирекций «Северстали», в послужном списке которых это первая машиностроительная компания. Для серьезной работы обычно назначают людей более опытных. Во-вторых, за последнее время Мордашов прикупил несколько непрофильных активов – золотодобывающую компанию Celtic Resources, европейскую турфирму TUI. Выходит, совсем не факт, что акцент в развитии будет сделан именно на СМ. В-третьих, многие рассматривают лояльного Кремлю Мордашова исключительно как звено в цепи перепродаж концерна. Конечным владельцем с большой вероятностью станет государство, которое создаст на базе СМ специализированный госхолдинг по аналогии с судостроением, авиапромом и другими отраслями.

Будет горько, если сегодняшний бум заказов станет лебединой песней «Силовых машин»

Младший партнер

Между тем СМ остро необходима модернизация. На входящем в концерн заводе «Электросила» еще полгода назад можно было встретить оборудование позапрошлого века (в частности, английский токарно-карусельный станок 1895 года выпуска, который отлично работает, но производительность его низка). Причем модернизацию надо вести с учетом новых технологических процессов, которые требуют высококлассных специалистов, современных технологий производства и современной конечной продукции. Наиболее серьезное отставание СМ от мировых лидеров (General Electric, Siemens, Mitsubishi) – в производстве газовых турбин высокой мощности, которые используются при строительстве парогазовых установок (ПГУ). Если российские паровые турбины вполне соответствуют мировому уровню по мощности и кпд, то мощность газовых турбин, которые может делать СМ, не выше 160 МВт (тот же Siemens делает турбины до 278 МВт), причем они производятся по немецким лицензиям 1970-х годов.

Современные технологии мог бы передать СМ второй крупный акционер – германский Siemens. Но это напрямую связано со степенью его контроля над концерном. Siemens владеет всего лишь блокпакетом, поэтому до сих пор никаких современных газотурбинных технологий большой мощности россияне так и не получили. Похоже, на их получение не стоит рассчитывать и впредь, так как государство дважды пресекло попытки Siemens установить контроль над СМ. Тем самым оно красноречиво обозначило свою позицию – иностранцам не будет отдан актив, который стал стратегическим в условиях реформирования электроэнергетики России.

Вот тут и нужен стратег

Провести технологическое перевооружение предприятий СМ, загруженных заказами на несколько лет вперед, теоретически можно двумя способами. Во-первых – закрыть на пару лет действующие заводы в Санкт-Петербурге и перенести имеющееся современное оборудование за город (такая площадка у СМ есть в Девяткино), дополнив его новым. Во-вторых – сначала построить дублирующие мощности за городом, а затем закрыть городские предприятия. Новое современное компактное производство будет эффективнее существующих с точки зрения как более низких платежей за промышленное использование земли, так и логистики.

Однако оба варианта имеют серьезные недостатки. Первый грозит срывом контрактов внутри страны и за рубежом, чего государство не допустит, второй – огромными дополнительными затратами. Кроме того, по данным «Эксперта С-З», на предприятиях СМ наблюдается очень сильное противодействие всяким новациям. Мол, заказов у нас много, причем большая часть – от иностранных заказчиков. Так что все очень неплохо. В результате вместо модернизации СМ сейчас расширяет устаревшее производство (для выполнения лавины заказов от структур РАО ЕЭС).

Впрочем, ситуация радужная лишь на первый взгляд. Дефицит энергомашиностроительных мощностей в мире рано или поздно будет ликвидирован, а значит, потребители при выборе поставщиков станут больше внимания уделять эффективности заказываемого оборудования. Сегодня под боком у России растет очень серьезный конкурент в лице китайских машиностроителей. Они уже сейчас предлагают РАО ЕЭС свои турбины и генераторы для электростанций, так как российские производители не в состоянии удовлетворить внутренний спрос. Будет горько, если сегодняшний бум заказов станет лебединой песней СМ.

Санкт-Петербург