Стимул прогресса

Тема недели
Москва, 17.12.2007
«Эксперт Северо-Запад» №47 (349)

Заявление вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса о невозможности реализовывать заявленные крупные инвестиционные проекты из-за отсутствия необходимой рабочей силы, в сущности, означает начало крупномасштабного кадрового кризиса в экономическом регионе Санкт-Петербурга и Ленобласти. Этот кризис помимо очевидных негативных последствий в краткосрочной перспективе (он замедлит, если не остановит вовсе, приток в регион больших инвестиций, вкладываемых сейчас главным образом в проекты с низкой добавленной стоимостью) в стратегическом смысле может оказать чрезвычайно благотворное, оздоровляющее воздействие на экономику региона.

Ужесточившаяся конкуренция за кадры решит проблему модернизации петербургской промышленности – те компании, которые не введут новые эффективные технологии, просто умрут, потому что персонал от них уйдет на большие зарплаты в более эффективные компании. Современные технологии будут способствовать разрядке напряженности между работниками и работодателями. Так, бастовавшие недавно докеры петербургского порта обвиняли своих работодателей в нежелании проводить модернизацию оборудования и приводили им в пример руководителей Первого контейнерного терминала (ПКТ), которые такую модернизацию провели и установили своим работникам настолько высокие оклады, что те не примкнули к забастовщикам, а подписали с дирекцией ПКТ трехлетний коллективный договор. В условиях дефицита кадров докеры не боятся сокращений, неизбежных при модернизации производства, зато их привлекают высокие зарплаты, адекватные производительности их труда на современном оборудовании.

Кадровые ограничения в наращивании объемов производства приведут к структурным переменам в экономике всего Северо-Запада. Как считает директор ЦСР «Северо-Запад» Владимир Княгинин, кризис с реализацией портового проекта в Усть Луге, о котором говорит Григорий Двас, – лишь одна из проблем транспортно-логистического комплекса, который по целому ряду причин не способен удовлетворить потребности рынка грузоперевозок. Петербургу и Ленобласти придется отдать часть своих логистических функций другим регионам, прежде всего Псковской и Новгородской областям, где имеются и необходимая для этого транспортная инфраструктура, и рабочая сила. Экономическое развитие территорий пойдет наконец по общемировому пути образования агломераций.

Похоже, что кадровый вопрос начинает также оказывать решающее влияние на инвестиционную привлекательность регионов. В конкурентной борьбе за инвестиции будут выигрывать не те регионы, которые предлагают больше льгот или даже более развитую инфраструктуру, а те, кто сможет обеспечить новые производства адекватными кадрами. Наличие рабочей силы или возможность ее привлечения (обязательства местной власти создать необходимую для этого социальную инфраструктуру) станет решающим аргументом для инвесторов при выборе региона. По некоторым данным, концерн Volkswagen предпочел Калугу соседним регионам для строительства своего сборочного и компонентного производства в немалой степени потому, что губернатор области Анатолий Артамонов пообещал сделать все для решения вопроса с кадрами. И, похоже, свое слово он сдержал. В местном техническом университете открыт факультет автомобилестроения, создан областной центр обучения рабочих, необходимых заводу. Помимо этого калужские власти представили масштабный проект нового города – Правгорода, где будет возведено более 1 млн кв. м жилья и социальной инфраструктуры на 50 тыс. человек – нынешних и будущих работников автомобильного кластера.

В то же время компания Toyota сама подбирала и готовила кадры для своего завода в Петербурге. Ей это удалось с трудом: ради отбора 600 сотрудников пришлось рассмотреть около 10 тыс. претендентов. Но она – первый из петербургских автосборочных заводов. А смогут ли таким же методом набрать персонал следующие заводы? Но даже и без этого реализовать декларируемую стратегию развития высокотехнологичных производств властям Петербурга удастся только при радикальной перестройке системы подготовки кадров.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№47 (349) 17 декабря 2007
Рынок труда
Содержание:
Кадровый дефолт

В экономическом регионе Петербурга и Ленобласти, похоже, начинается полномасштабный кадровый кризис. Он наверняка сократит объемы приходящих в регион инвестиций, но вынудит бизнес и власти последовать декларируемому курсу на развитие высокотехнологичных производств

Реклама