Удачные дни налоговых консультантов

Рейтинг
Москва, 17.12.2007
«Эксперт Северо-Запад» №47 (349)
Чем жестче фискальные органы относятся к налогоплательщикам, тем больше последние тратятся на налоговый консалтинг. На Северо-Западе это самый перспективный вид деятельности аудиторских и консалтинговых компаний

За шесть месяцев 2007 года совокупная выручка аудиторских и консалтинговых компаний, участвовавших в исследовании, проведенном Аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад», выросла в среднем на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но в ближайшей перспективе темпы роста будут только замедляться.

Признаки стагнации на рынке аудиторских и консалтинговых услуг проявились уже во второй половине текущего года. Некоторые компании обнаружили, что темпы роста их доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года начали не только замедляться, но и сокращаться. Немного поразмыслив, участники рынка нашли объяснение происходящему – парламентские и президентские выборы. Предвыборная гонка и состояние неопределенности не лучшим образом отразились на рынке, который и без того подвержен серьезным сезонным колебаниям. Обычно в первой половине года компании зарабатывают на проведении годовых аудиторских проверок, а во второй делают деньги в основном на консалтинге. Но, как отметили некоторые консультанты, «перед выборами все замирает» и спрос на услуги снизился. «Политическая неопределенность заставляет некоторых потенциальных заказчиков переждать смутное время и не затевать проектов, связанных с развитием бизнеса, в том числе по внедрению новых систем управления», – рассуждает генеральный директор компании «Инталев Северо-Запад» Сергей Гладин.

Ограниченный рост

Большинство руководителей крупных предприятий региона, опрошенных Аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад», заявили, что намерены увеличить расходы на аудиторские и консалтинговые услуги в 2008 году, но в пределах прогнозируемого роста тарифов, то есть примерно на 20%. «Расходы на аудит и консалтинг в текущем году составили 600 тыс. рублей. В следующем году планируется их увеличение на 20%. При этом объем заказываемых услуг не изменится, а увеличение расходов связано с удорожанием их стоимости», – поясняет главный бухгалтер МЗ «Арсенал» Екатерина Ершихина. По словам президента Becar Realty Group Александра Шарапова, в будущем году компания планирует увеличить расходы на аудит и консалтинг приблизительно на 20%, большинство функций консалтинговых компаний выполняют собственные подразделения компании, консультантов привлекают в основном из сферы юридического консалтинга в области хозяйственного права.

Иными словами, заказчики не собираются потреблять больше услуг, а иногда даже готовы отказаться от помощи консультантов в пользу собственных специалистов. «Мы работаем с финансовыми структурами, в том числе и зарубежными, и время от времени возникает необходимость предоставления нашим партнерам финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами. Некоторое время назад по этому направлению мы работали с консалтинговой компанией, но поскольку в наших планах дальнейший рост бизнеса, в том числе за счет взаимодействия с зарубежными партнерами (например, страховыми брокерами), то мы решили вести бухгалтерский учет согласно российским требованиям и по стандартам МСФО. В настоящее время мы готовим собственных специалистов, которые владели бы инструментарием международной системы финансовой отчетности», – говорит финансовый директор СОАО «Регион» Светлана Буслаева.

Запуганные налоговой

Особенность Северо-Западного региона в том, что самый большой доход аудиторские компании получают не от аудиторских проверок, а от оказания сопутствующих консалтинговых услуг – 67% от совокупных доходов. Однако все больше внимания расходам на консалтинг уделяют налоговые органы. Они часто ставят под сомнение необходимость привлечения консультантов и исключают расходы на консалтинг из базы для расчета налогооблагаемой прибыли. Этот факт не внушает оптимизма аудиторским компаниям. «Изучают все тщательно! – восклицает заместитель генерального директора „BKR-Интерком-Аудит“ Юлия Емельянова. – Придираются часто, но очень многое зависит от правильности составления договора. Чаще всего налоговики сомневаются в экономической обоснованности расходов на составление отчетности и аудит в соответствии с МСФО».

Некоторые ее коллеги пытаются оправдать действия фискальных органов. «Налоговые органы не случайно придираются, поскольку затраты на консалтинг – излюбленный метод раздувания расходов недобросовестными налогоплательщиками», – объясняет генеральный директор «Арни Polaris International» Светлана Золотарева. В свою очередь, генеральный директор «БДО Юникон Северо-Запад» Зорина Мыскова отмечает, что качество претензий налоговых органов немного изменилось, появилось больше мотивированных актов по результатам проверок, а также претензий, основанных на «недобросовестности» налогоплательщиков.

Во избежание недоразумений с налоговыми органами консультанты советуют детально описывать полученные услуги во внутренних документах и в договоре. Финансовой службе лучше заранее определять проблемные сделки и готовить по ним особый комплект документов, подтверждающих расходы. Кроме стандартных доказательств (акты, платежки) к ним относятся любые документы, в которых приведены услуги, оказанные консультантом. В частности, рекомендации, письменные консультации, отчеты. Таким доказательствам (их конкретный перечень зависит от вида услуг) налоговики и судьи доверяют больше, чем привычным расходным документам.

Фискальные органы нередко предъявляют обвинение в удвоении издержек, в случае если функции привлеченных специалистов и штатных работников дублируются. Например, когда в организации есть юридический департамент, то ей, по мнению налоговиков, нет смысла платить за услуги привлеченных правовых агентств.

«Претензии налоговых органов возникают чаще тогда, когда документально трудно установить связь между деятельностью, осуществляемой организацией, и теми видами консультационных услуг, которые она оплачивает. Зачастую отсутствует обоснование потребности в таких услугах либо их вид и объем вовсе не раскрывается, что, естественно, вызывает вопросы со стороны фискальных органов», – объясняет заместитель финансового директора страховой компании «Русский мир» Наталья Егорова.

Ведущий аудитор консалтинговой группы «Лаир» Марина Лезник рекомендует обращаться в суд, если налоговые органы все-таки не признали расходов на консалтинг. «С момента вынесения акта налоговой проверки консультанты вместе с клиентами начинают готовить защиту в суде, помогают найти подход в отстаивании интересов клиентов. В таких случаях обычно все дела, если они доходят до суда, решаются в пользу клиента», – говорит Лезник.

Но иногда компании предпочитают переплатить налоги, чем потом оправдываться перед сотрудниками фискальных служб в суде. По словам Юлии Емельяновой, некоторые клиенты во избежание недоразумений с налоговыми органами исключают расходы на консалтинг из налогооблагаемой базы самостоятельно, несмотря на возражения консультантов. «С повышением внимания налоговиков могут сократиться темпы роста объема консалтинговых услуг», – резюмирует Светлана Золотарева.

Ход конем

В ответ на жесткую позицию налоговых органов предприниматели все чаще обращаются к консультантам по вопросам налогообложения. Налоговый консалтинг – услуга по оптимизации налоговых платежей – пользуется наибольшим спросом среди местных предпринимателей. «Оптимизация заключается в разработке допускаемой законом (для налоговых органов и судов – сомнительной) схемой движения товаров, денег, систем расчетов», – объясняет генеральный директор «БизнесСервисКонтроля» Юрий Васильев.

На долю этой услуги приходится более 27% совокупных доходов аудиторских компаний. Причем доходы от налогового консалтинга, несмотря на большой объем, демонстрируют темпы роста выше средних – 45%. В то же время выручка от аудита растет значительно медленнее и доля его в общем объеме выручки сокращается.

Одно из главных объяснений такого положения дел: оптимизация налогообложения – это осознанная потребность менеджмента и собственников компаний, эффект от нее материализуется в сэкономленных средствах. Обычно, по словам члена совета директоров консалтинговой группы «О.С.В.» Оксаны Балбуковой, предприниматели обращаются с вопросами, какую систему налогообложения выбрать, чтобы налоговая нагрузка была оптимальной. «Мы тщательно рассчитываем налоговую нагрузку в разных вариантах, исходя из особенностей бизнеса клиента, – фактически делаем небольшой бизнес-план. Впоследствии, на основании приводимых расчетов, клиент выбирает ту систему, которая позволит и налоги платить, и бизнес развивать. Иногда поступают запросы на создание „номинальных“ компаний, по таким запросам мы отказываем», – говорит Оксана Балбукова.

Другое дело аудит – его необходимость руководство компаний зачастую не осознает и проводит проверки «по принуждению». Например, акционерные общества обязаны проводить аудиторские проверки ежегодно. Отсюда следует, что в случае с налоговым консалтингом компании готовы раскошелиться, а на аудит хотят потратить как можно меньше. «Многие собственники и руководители предприятий не осознали, зачем им нужен аудит, что он им дает. Особенно это касается тех руководителей, которые вышли из малого бизнеса. Они продолжают экономить на всем, даже на здоровье собственной фирмы, не проводя аудиторских проверок», – сетует генеральный директор «Аудит-Эврика» Евгения Котова.

Эта закономерность отражается и на почасовых ставках специалистов аудиторских компаний. Так, услуги ведущего аудитора удается продать в среднем за 60 долларов в час, а консультанта по налогам – за 100 долларов. Ставки специалистов в текущем году возросли в среднем на 15-20% по сравнению с прошлым годом.

Ставки консультантов растут ненамного, но все же быстрее, чем у аудиторов, хотя уровень конкуренции в налоговом консалтинге выше. На рынке практически не осталось фирм, которые занимались бы исключительно аудиторской деятельностью и не оказывали услуг по оптимизации налогообложения. Зато есть консалтинговые компании, не оказывающие аудиторских услуг.  

Санкт-Петербург

Лидеры в налоговом консалтинге по СЗФО
Лидеры в предоставлении аудиторских услуг по СЗФО
Средние почасовые ставки специалистов аудиторских компаний в СЗФО, долларов в час
Лидеры рынка аудиторских и консалтинговых услуг в СЗФО по итогам первого полугодия 2007 года

Как мы считали

Рейтинг аудиторских и консалтинговых компаний Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по итогам первого полугодия 2007 года подготовлен Аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад». При подготовке рейтинга частично использовалась методика рейтингового агентства «Эксперт РА».

В основу проекта легли предоставленные компаниями сведения (совокупная выручка, доходы по видам деятельности, численность персонала), заверенные подписью первого лица и печатью предприятия.

Анкеты были разосланы более чем 200 компаниям, работающим в СЗФО. В качестве основного показателя ранжирования участников проекта взята совокупная выручка от аудиторской деятельности и консалтинговых услуг в первом полугодии 2007 года.

В проекте участвовали компании или группы компаний, осуществляющие аудиторскую и консалтинговую деятельность на территории СЗФО. Причем доля аудита должна составлять не меньше 10% от совокупных доходов компании.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№47 (349) 17 декабря 2007
Рынок труда
Содержание:
Кадровый дефолт

В экономическом регионе Петербурга и Ленобласти, похоже, начинается полномасштабный кадровый кризис. Он наверняка сократит объемы приходящих в регион инвестиций, но вынудит бизнес и власти последовать декларируемому курсу на развитие высокотехнологичных производств

Реклама