Бренд всея губернии

Русский бизнес
Москва, 24.12.2007
«Эксперт Северо-Запад» №48 (350)
Чтобы отстоять права на свою прославленную марку, вологодским маслоделам придется потратить немало сил, времени и денег

Ученым Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия (Углич) доверено поставить точку в споре, который вот уже почти десять лет длится между вологодскими маслоделами и молочными комбинатами без преувеличения на всем постсоветском пространстве. Суть этого затяжного спора в том, является ли масло «Вологодское» уникальным продуктом, производить который можно только на Вологодчине с ее природно-климатическими и людскими ресурсами. Или это обычный качественный продукт и его можно выпускать где угодно, лишь бы конечные показатели соответствовали ГОСТу?

Исследования ученых финансируются из бюджета Вологодской области. Региональная власть не скрывает своих мотивов – сохранить эксклюзивное право вологжан на этот продукт. «Производить хорошее сливочное масло могут, конечно, и в других регионах, – считает Любовь Малик, начальник отдела мясной и молочной продукции департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области. – Но именоваться вологодским может лишь то масло, которое изготовлено непосредственно у нас».

Владимир Мизгирев, председатель производственного кооператива «Вологодский молочный комбинат» (на долю этого предприятия приходится около 40% производимой в регионе маслопродукции) объясняет: «На вкус и аромат сливочного масла влияет множество факторов: состав трав на лугах и, соответственно, рацион коров, породность стада, жирность и кислотность молока, его чистота и свежесть и др.». Как он убежден, только местная продукция обладает всем «букетом» особенностей, свойственных бренду «Вологодское».

По словам Мизгирева, технология изготовления знаменитого масла весьма трудоемка, любое отступление чревато потерей качества. Поэтому из 730 сотрудников комбината 52 – работники контролирующей все процессы лаборатории. Вырабатывается «Вологодское» только из свежего молока, срок хранения – не более месяца. Конечно, масло не испортится и при более длительном хранении, но в этом случае будет утрачена его главная фишка – привкус орехов. За эту ореховую нотку, приобретаемую в результате тепловой обработки сливок, и ценится масло «Вологодское».

Парижское золотое

Вологодчина считается родиной отечественного промышленного маслоделия, неудивительно, что именно здесь был создан один из самых коммерчески успешных брендов России. Вологодское масло, носившее до 1939 года название «Парижское сладкое», Российская Империя экспортировала в Англию, Германию, Данию, Францию и другие страны, где была высоко развита собственная культура маслоделия.

В начале прошлого века из 12 тыс. тонн производимого в Вологодской губернии сливочного масла 8 тыс. вывозилось за границу, и «Парижское сладкое» считали лучшим в Европе. А накануне первой мировой войны экспорт масла приносил России уже свыше 70 млн рублей золотом в год – вдвое больше, чем сама золотодобыча. К тому времени наша страна занимала второе место в мире по его экспорту, и основная заслуга в этом принадлежала «Парижскому сладкому», составлявшему 90% общего объема поставок за границу.

Но блестящие показатели – в прошлом. Сегодня настоящего масла «Вологодское» производится очень немного, на его долю приходится менее 0,6% объема выпускаемой в России маслопродукции. Неоспоримым правом производить этот продукт обладают всего три предприятия в стране: Учебно-опытный молочный завод ВГМХА им. Н.В. Верещагина, Вологодский молочный комбинат и Шекснинский маслозавод. Все расположены на Вологодчине. В общей сложности вологодская троица изготавливает около 2,5 тыс. тонн масла в год, ожидается, что в следующем году этот объем увеличится на 14-15%.

Масштабы контрафактного производства популярной марки, по мнению специалистов, как минимум в четыре-пять раз больше. В числе компаний, права которых на производство знаменитого масла сомнительны, отнюдь не «гаражные» фирмы. Перечень подобных предприятий невольно внушает почтение: Valio (Финляндия), Лианозовский молочный завод (Москва), «Европродукт» и Петербургский молочный комбинат (Санкт-Петербург), «Молочные продукты» (Орел), а также множество других предприятий России, Туркмении, Белоруссии и Украины. Значительная их часть за последние десять лет выступила в роли ответчиков по искам вологжан о незаконном использовании известной марки, по решению суда уничтожен не один десяток тонн контрафактного масла.

Тот факт, что в списке плагиаторов оказалось столько известных и успешных фирм, объясняется отнюдь не первобытной простотой отечественных нравов. Причиной тому – неразрешенная правовая проблема, доставшаяся в наследство нашей промышленности от административно-командной экономики.

Все вокруг народное

Во времена СССР многие популярные товары, имевшие определенное место происхождения (гжель, хохломские и жостовские изделия, дымковская игрушка, жигулевское пиво и т.д.) оказались «национализированы». Законное право производить этот товар получили предприятия, расположенные в любом регионе, а не только там, где его придумали и создали.

Подобные вещи позволяли коммерчески эксплуатировать славу веками сложившихся промыслов, а тем самым – весомо пополнять бюджетные доходы. Советские «верхи» не слишком волновало, что при таком подходе не выдерживались традиционные качественные характеристики, размывалась историческая связь товара с местом его происхождения и нарушались эксклюзивные права местных производителей на торговую марку.

Не миновала общая участь и вологодское масло. Государственный стандарт 37-91 сделал технологию его изготовления общим достоянием, причем для предприятий не только России, но и всех союзных республик. В бытность СССР вологодские мастера, понятно, были вынуждены мириться с тем, что «их» масло производится от Прибалтики до Приморья. Однако с началом рынка они уверенно заявили о своих правах на старинный рецепт.

Объединившись в ассоциацию «Вологодский маслодел», местные молочные предприятия при поддержке областной администрации повели борьбу с конкурентами, использующими их марку. Начались судебные тяжбы с многочисленными производителями, продолжавшими выпускать масло на основе ГОСТа.

Однако отменить соответствующий ГОСТ оказалось не в силах вологжан. Поэтому они пошли другим путем – подали заявку о включении масла «Вологодское» в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации. Так как федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров» запрещает вводить потребителя в заблуждение относительно места происхождения товара, право пользования данным наименованием могут получить теперь только предприятия, расположенные на Вологодчине.

В ожидании вердикта

Надо сказать, что принятое Патентным ведомством РФ в 1998 году решение зарегистрировать масло «Вологодское» как наименование места его происхождения основывалось на довольно слабых доказательствах. В частности, утверждение вологжан, что их масло, изготовленное на предприятиях Вологодской области, за счет своих особых свойств существенно отличается от любого «тезки», производимого в других регионах страны, не подкреплялось какими-либо научными данными.

Неудивительно, что регистрация НМПТ не поставила точку в бесконечных судебных тяжбах региональной ассоциации маслоделов со всеми, кого они считали производителями контрафакта. Более того, холдинг «Вимм-Билль-Данн» в лице входящего в его структуру Лианозовского молочного завода попытался оспорить даже сам факт регистрации наименования места происхождения. Так как административный спор длился достаточно долго, почти пять лет, на одном из его этапов регистрация НМПТ масла «Вологодское» была все-таки признана недействительной.

В конечном итоге вологжане вернули себе право на исконное обозначение собственного знаменитого продукта, тем не менее точка еще не поставлена. Федеральная служба РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (бывший «Роспатент») заняла взвешенную позицию по отношению ко всем хозяйствующим субъектам и предложила областному правительству привлечь в качестве экспертов ученых Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия.

Предложение было региональной властью принято, более того, она же взялась финансировать весь комплекс необходимых исследований. Когда эти исследования будут завершены, пока сказать трудно. По словам Любови Малик, ничего подобного у нас в стране еще не проводилось. Ведь любой привкус формирует целая гамма летучих веществ, которые необходимо будет уловить на приборном уровне, зафиксировать и сравнить.

Если научные изыскания подтвердят, что масло «Вологодское» приобретает особенный ореховый вкус только при производстве на территории Вологодской области, то соответствующий ГОСТ 37-91 будет навсегда изъят из свода государственных стандартов. Если же заключение будет отрицательным, то вологодским маслоделам придется смириться с тем, что масло «Вологодское» будут производить все, кто захочет.

Вологда – Санкт-Петербург

География как собственность

Наименование места происхождения товара (НМПТ) – название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются исключительно или главным образом людскими факторами и природными условиями данной местности. НМПТ – объект промышленной собственности.

Наиболее известными в мире НМПТ являются шампанское и бургундское вина, коньяк, пармская ветчина, самое известное в Российской Федерации – вологодское масло.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№48 (350) 24 декабря 2007
ТОР-12
Содержание:
Реклама