Ближе к телу

Русский бизнес
Москва, 04.02.2008
«Эксперт Северо-Запад» №5 (353)
Cмольный продолжает усиливать контроль над петербургскими компаниями, от которых зависит реализация крупных инфраструктурных проектов

Администрация Санкт-Петербурга к весне 2008 года завершит покупку 25% акций компании «Метрострой». Основная специализация этой фирмы связана со строительством метрополитена, хотя она также имеет опыт создания промышленных и общественных зданий.

Город планирует получить контроль над предприятием в обмен на гарантированный быстрорастущий объем заказов, поэтому скупка акций «Метростроя» продолжится. «Смольный давно стремится контролировать растущие расходы на развитие городской инфраструктуры, – говорит директор информационно-аналитического департамента ИК „Энергокапитал“ Денис Демин. – В соответствии с принятой концепцией развития петербургского метрополитена стоимость строительно-монтажных работ в следующие 12 лет в среднем будет составлять более 1 млрд долларов в год». Это фактически в три раза больше того, что «Метрострой» освоил в 2007 году при строительстве подземки. В прошлом году компания выполнила заказов в общей сложности на 16 млрд рублей (из них 8 млрд – строительство метро и 6 млрд – петербургской дамбы).

Генеральный директор «Метростроя» Вадим Александров оценил стоимость продаваемого пакета в 450 млн рублей. «Большая часть вырученных денег будет потрачена на модернизацию основного оборудования компании, которое достаточно изношено. Также нужны новые горнопроходческие щиты», – говорят метростроевцы. Похоже, без денежных вливаний в развитие самого «Метростроя» амбициозные планы по строительству подземки просто не осуществить.

Беспомощный акционер

По мнению Константина Кухоцкого, эксперта Advanced Research LLP, взаимоотношения «Метростроя» и городской администрации выстраиваются не самым лучшим образом: «Оптимальным с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств является сценарий, при котором город ограничивается блокирующим пакетом, а контроль достается стратегическому инвестору, готовому вкладывать деньги и совершенствовать технологии строительства».

Таким стратегом вполне могла бы выступить компания «Базэл». Детище Олега Дерипаски плотно «приземлилось» в Северной столице: заявлено, что на реализацию девелоперских проектов в городе до 2015 года будет потрачено порядка 480 млрд рублей. Высказывались предположения, что структуры «Базэла» купили 33,3% акций «Метростроя», которые были проданы в самом начале этого года, еще до сделки с администрацией города. Однако в «Базэле» это не подтверждают.

Вполне вероятно, что треть акций «Метростроя» была просто перераспределена между топ-менеджерами компании. В этом случае в ближайшее время стоит ожидать его скорой перепродажи. Это косвенно подтверждают в самом «Метрострое»: весной на годовом собрании акционеров объявят о новых перестановках среди владельцев компании. Метростроевцы не исключают, что в скором времени может быть решена судьба 21% акций предприятия, которые находятся в собственности Росимущества. Как правило, присутствие государства в таких региональных компаниях чисто формальное – ни участия в управлении, ни инвестиций в развитие от него не добьешься. «У губернатора Петербурга достаточно политического влияния, чтобы пролоббировать на федеральном уровне продажу доли Росимущества. Затея эта значительно упрощается тем, что федеральный пакет меньше блокирующего», – говорит Константин Кухоцкий.

По словам начальника отдела приватизации Северо-Западного отделения Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Леонида Дешина, продажа 21% акций «Метростроя» не включена в план приватизации на 2008 год. Впрочем, план может быть скорректирован. «Принадлежащие РФФИ 21% акций „Метростроя“ включались в план приватизации с 2005-го по 2007 год, но поручение на их продажу нам было направлено только один раз, в 2006 году, – говорит Дешин. – Тогда конкурс так и не состоялся, так как руководство „Метростроя“ подготовило документы на приватизацию лишь в конце года и времени на проведение конкурса не осталось». Эксперты считают, что пакет так и не был выставлен на торги из-за отсутствия четкой кандидатуры покупателя.

Типовое решение

Интерес государства и окологосударственных структур к инфраструктурным компаниям уже стал в России новым трендом. Это связано прежде всего с ростом инвестиций в реализацию разнообразных инфраструктурных проектов. Так, по схожему с метростроевским сценарию развиваются события вокруг другой компании – «Ленэнерго». В 2008 году должен завершиться процесс размещения дополнительной эмиссии акций этой компании, и администрация Петербурга станет полноправным ее акционером (получит 25% плюс одна акция), в дальнейшем город может выкупить контрольный пакет. Участие в капитале «Ленэнерго» позволит Смольному напрямую влиять на решения топ-менеджмента компании вместо неформального давления, как происходило раньше.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№5 (353) 4 февраля 2008
Интеллектуальная собственность
Содержание:
Нормативная стройность

Вступление в силу части 4 Гражданского кодекса на время затормозит разрешение споров. Однако в перспективе более согласованный и стройный документ обеспечит лучшую защиту правообладателей

Реклама