Укрепление страховой вертикали

Спецвыпуск
Москва, 25.02.2008
«Эксперт Северо-Запад» №8 (356)
Страховые взносы по рынку СЗФО выросли в 2007 году на 28,5%. В текущем году страховщики ожидают замедления роста

Наибольшего успеха в минувшем году добились компании, активно работавшие в секторе автострахования, во многом благодаря стремительному обновлению автопарка, который увеличился не только в количественном, но и в стоимостном выражении. В целом продажи авто по СЗФО выросли примерно на 30%. При этом стремительно росли продажи автомобилей в кредит. Что, собственно, и поддерживает высокий спрос на страхование от угона и ущерба автомобиля, переданного в залог банку.

В прошлом году объемы страхования каско в СЗФО выросли на 49%. Доля этого вида страхования в совокупном объеме собранных премий возросла с 33 до 39% и продолжит увеличиваться в текущем году. Правда, возможно, не так быстро, как год назад, поскольку ситуация в банковском секторе сейчас не самая радужная: кредитные организации испытывают проблемы с привлечением недорогих длинных денег. А это значит, что рост объемов кредитования в текущем году может замедлиться, а вместе с ним и спрос на услуги страховщиков. Некоторые компании уже это почувствовали. «Банковский кризис отразился негативно. Замедление роста наметилось в области страхования залогового имущества. Банки в силу обстоятельств либо ужесточают процедуру выдачи кредитов, либо вовсе не выдают, повышают ставки по кредитованию как граждан, так и бизнеса», – говорит заместитель генерального директора СОАО «Регион» Максим Кондрашов.

Связь ослабла

Все больше страховок покупается не через розничную сеть компании или ее агентов, а через посредников: автосалоны, кредитные организации, страховые брокеры. Например, в начале 2007 года на долю посредников приходилось в среднем 40% продаж страховых полисов каско, к концу года их доля возросла до 55%.

Однако продажи через посредников не привели к прозрачности рынка. Совсем не обязательно, что клиенту, покупающему каско вместе с автомобилем, предложат в автосалоне наиболее выгодный вариант страховки. Посредник заинтересован получить максимальное комиссионное вознаграждение, а его размер сильно разнится. У одних компаний – 10% от стоимости полиса, у других – 20%. И, как показывает практика, лучше всего продаются страховки тех компаний, которые предлагают максимальное вознаграждение посреднику, а не самые лучшие условия страхователю. Тем более что клиент при покупке авто не очень сильно вникает в условия договора.

Кроме того, на выбор страховщика оказывают влияние банки. Прошлый год был богат на заявления Федеральной антимонопольной службы, разоблачающие сговор страховых компаний и кредитных организаций.

Формально банки уже не могут предъявлять требования к организациям, страхующим залоговое имущество, но на практике такие негласные соглашения еще существуют. Хотя их становится все меньше. «Наметилось ощутимое снижение случаев нарушения законов о конкуренции со стороны банковского сектора. Финансовые институты постепенно начинают проводить более либеральную политику по отношению к своим партнерам в области страхования залогового имущества граждан и предприятий», – отмечает Максим Кондрашов.

Сосредоточение усилий

Рынок автострахования останется в ближайшее время основным кормильцем страховых компаний, но не всех. Концентрация рынка быстро растет. Если по итогам 2006 года первые десять компаний во главе с «РЕСО-Гарантией» собирали 70% совокупных премий по каско в округе, то в конце прошлого года они контролировали около 80% рынка. Еще большей концентрации будут способствовать вступающие в этом году в силу изменения в Законе об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).

Прежде всего речь идет о прямом урегулировании убытков. Это означает, что потерпевший в дорожно-транспортном происшествии может обращаться в свою компанию (в которой купил полис ОСАГО), а не в компанию виновника. Скорее всего, в краткосрочной перспективе это приведет к перераспределению рынка в пользу крупных игроков, располагающих разветвленной розничной сетью не только в СЗФО, но и в других регионах, а также обладающих хорошей финансовой устойчивостью, чтобы выдержать конкуренцию в убыточных областях.

В целом по СЗФО убыточность по ОСАГО остается в допустимых пределах и составляет 52%. Однако в отдельных областях она превзошла порог рентабельности. Например, в Мурманской области убыточность в прошлом году выросла с 76 до 89%, в Вологодской – с 82 до 84%. В этих регионах у некоторых компаний убыточность по «автогражданке» достигает 200%. «Если поправки вступят в силу в полном объеме, в подавляющем большинстве субъектов РФ деятельность по ОСАГО может стать нерентабельной. И если правительство не предпримет альтернативных действий по увеличению тарифов и изменению системы коэффициентов, негативные последствия для рынка очевидны. Страховщики, которые не могут себе позволить быстро сократить портфель по ОСАГО и отказаться от продажи полисов, будут плавно уходить с этого рынка», – полагает исполнительный директор СК «Русский мир» Евгений Гуревич. По его оценкам, необходимо увеличивать тарифные ставки в среднем по стране на 5-25%.

Не исключено, что тарифы скоро повысятся. Многие страховщики уверены, что принятые перед выборами на благо граждан изменения в Закон об ОСАГО уже в марте обернутся повышением тарифов. О его необходимости давно говорят и в правительстве РФ.

Здоровье купишь

Подавляющее большинство опрошенных АЦ «Эксперт Северо-Запад» страховых компаний в 2008 году связывают большие надежды с развитием рынка добровольного медицинского страхования (ДМС). За прошлый год он вырос на 37%, а его доля в общем объеме приблизилась к 13%. Бессменным лидером здесь уже долгие годы остается Страховая группа «Шексна», входящая в «Северсталь-групп». Обычно успеха на этом рынке добиваются компании, вкладывающие деньги в развитие собственных медицинских центров, а также работающие на рынке обязательного медицинского страхования.

Рост ДМС страховщики связывают с дефицитом трудовых ресурсов, который вынуждает предприятия предлагать сотрудникам не только достойную оплату, но и хороший социальный пакет, в основе которого именно ДМС. По этим же причинам ожидается рост спроса на страхование от несчастных случаев, правда уже не для рядовых сотрудников. «Спрос на страховки от несчастных случаев будет расти за счет страхования топ-менеджеров на крупные суммы – 100 тыс. долларов и более. Страховка будет покрывать возможные риски семьи в случае потери трудоспособности или смерти владельца полиса. Это страхование нам представляется чрезвычайно важным для любого топ-менеджера и должно входить в стандартный трудовой контракт, также как ДМС», – уверен генеральный директор страховой компании «Капитал-полис» Алексей Кузнецов.

По его словам, на рынке ДМС по-прежнему негативной тенденцией является рост цен на медицинские услуги, который приводит к повышению цен на страховые полисы и некоторому падению прибыльности добровольного медицинского страхования. «К плюсам можно отнести разработку Союзом страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада совместно с Ассоциацией клиник Санкт-Петербурга единого перечня медицинских услуг, не подлежащих согласованию. Это первый шаг на пути стандартизации деятельности страховых компаний и медицинских учреждений в ДМС. Следующим шагом может быть разработка медико-экономических стандартов, которые будут приняты Сообществом страховых компаний и медицинских учреждений», – считает Алексей Кузнецов.

Молодые перспективные

Самые высокие темпы роста в текущем году продемонстрируют молодые и маленькие рынки – страхование ответственности за неисполнение государственного контракта, а также страхование ответственности туроператоров. Что касается последнего, то этот рынок, появившийся в прошлом году, вырастет существенно только за счет того, что с середины текущего года удваивается лимит ответственности туроператоров, а следовательно, возрастут и страховые сборы. Правда, пока страховщики не получили убытков по этому виду страхования и готовы снизить тарифы с 1,5 до 1%. Лидирующие позиции здесь захватила страховая компания «Класс», доминирующая также в страховании граждан, выезжающих за рубеж.

Рынок страхования ответственности по госконтрактам формально существует уже два года. И в прошлом году он вырос в десять раз. Лидирующие позиции на нем занимает пока страховая группа «Помощь». «Сложно предсказать, что будет происходить в дальнейшем со страхованием ответственности исполнителя государственного контракта. Всего за полтора года этот рынок уже серьезно обрушился в результате демпинговой политики некоторых страховых компаний. Исполнители сами подогревают эту тенденцию, так как заключение договора страхования является для них последним препятствием перед началом работы над государственным заказом. Они выбирают компанию, основываясь исключительно на предложенном тарифе», – сетует генеральный директор Русского страхового общества «Помощь» Дмитрий Локтаев. Однако, по его словам, если дело дойдет до выплаты, могут возникнуть проблемы, вплоть до судебных тяжб. Ведь размеры убытков по этому виду страхования могут быть очень серьезными. «Как следствие, есть опасность дискредитации страхования ответственности исполнителя государственного заказа как разумной альтернативы банковской гарантии или открытия депозита», – предупреждает Дмитрий Локтаев.

Неплохие перспективы, по мнению экспертов, у рынка страхования строительно-монтажных рисков и имущества юридических лиц. Правда, чудес роста ждать от них не приходится. Эти рынки будут демонстрировать примерно такие же темпы роста, как и экономика округа в целом. «В 2008 году рост рынка страхования имущества юрлиц будет на уровне 13-15% прежде всего за счет бурного развития строительства объектов различного значения», – уверен директор Северо-Западного регионального центра «Ингосстрах» Владимир Храбрых.

Зато к рынку страхования грузов многие игроки теряют интерес. Несмотря на рост товарооборота, объем собираемых премий по страхованию грузов за прошлый год сократился на 11%, хотя количество заключенных договоров выросло на 2%. Видимо, основным конкурентным преимуществом для страховщиков на этом рынке остается цена, и они завлекают немногочисленных клиентов низкими тарифами. Еще одна причина снижения темпов роста этого вида страхования связана с тем, что грузы нередко проходят через СЗФО транзитом и грузовладельцы, находящиеся за пределами СЗФО, заключают договоры в других регионах, например в Москве. Там этот рынок растет.

Исходя из текущей ситуации, большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что страховой рынок СЗФО продолжит расти в текущем году, но меньшими темпами – 25 вместо 28%. Придать ему импульс могут новые обязательные виды страхования.

Возможно, в этом году Государственная дума наконец рассмотрит и окончательно примет закон, регламентирующий обязательное страхование опасных объектов. Пока их страхуют добровольно, но не очень охотно. Кроме того, может быть принят давно обсуждающийся Закон об обязательном страховании жилья. Пока физические лица в основном страхуют жилье, когда берут кредит на его приобретение.

Санкт-Петербург

Средние выплаты по договору ОСАГО в СЗФО за 2007 год выросли на 5%, а размер премии почти не изменился
Страховые выплаты по ОСАГО в СЗФО растут быстрее премий
Лидеры по добровольному медицинскому страхованию в 2007 году
Лидеры в страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в СЗФО по итогам 2007 года
Лидеры в страховании наземного транспорта в СЗФО по итогам 2007 года
Крупнейшие страховые компании Северо-Западного федерального округа по итогам 2007 года

У партнеров

    Реклама