Период полураспада

Русский бизнес
Москва, 10.03.2008
«Эксперт Северо-Запад» №10 (358)
Государство намерено изменить форму управления атомным ледокольным флотом

Правительство РФ приступило к созданию государственного ледокольно-технологического комплекса, самым ценным активом которого станет базирующийся в Мурманске атомный ледокольный флот.

Оперативным управлением атомоходов, обеспечивающих ледовую проводку судов по Северному морскому пути, традиционно занимается Мурманское морское пароходство. Однако предполагается, что уже в августе текущего года ледокольный флот будет передан в управление новой структуре. Подобная перспектива вызывает серьезную обеспокоенность региональной власти. «Решение о передаче новому оператору целого букета ядерных и радиационно опасных объектов надлежащим образом не подготовлено, оно является неоправданно поспешным», – считает губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов.

Арктические пахари

Ни одно государство в мире не имеет столь продолжительных морских границ в арктических широтах, как Россия, – свыше 13 тыс. км от Кольского полуострова до мыса Шмидта на Чукотке. Ключевую роль в обеспечении круглогодичного судоходства по всему Северному морскому пути играет атомный ледокольный флот: использование ядерного топлива обеспечивает этим кораблям многократную мощность и практически неограниченную дальность плавания без дозаправки.

Во время рыночных перемен ледовые атомоходы в числе прочих радиационно опасных объектов сохранили статус федерального имущества. В 1994 году постановлением правительства РФ «О мерах по совершенствованию управления Северным морским путем» их передали в хозяйственное ведение ОАО «Мурманское морское пароходство» (ММП), а четыре года спустя – ему же в доверительное управление. Под патронажем ММП оказался весь атомный ледокольный флот страны: восемь ледоколов, один лихтеровоз плюс несколько судов атомного технологического обслуживания.

Государству принадлежит лишь 25,5% акций ОАО «ММП», однако логика чиновников, вверивших акционерному обществу уникальное госимущество, безупречна – других компаний, имеющих опыт работы с ледовыми атомоходами, в России просто нет. А пароходство управляет такими судами в общей сложности 40 лет, еще во времена СССР оно являлось неотъемлемой частью мощного государственного комплекса по содержанию, управлению и эксплуатации атомного флота. Неудивительно, что договор доверительного управления с ММП неоднократно продлевался. С учетом всех сделанных сторонами дополнений и поправок срок его действия окончательно истекает в августе нынешнего года.

Готовиться к этой дате федеральный центр начал еще пять лет назад. В 2003 году по поручению председателя правительства Российской Федерации образована межведомственная комиссия для выработки предложений по управлению находящимися в федеральной собственности судами ледокольного флота. Комиссия, в состав которой вошли представители нескольких министерств (Минтранса, Минэкономразвития и Минфина России), признала целесообразным создать специальное производственно-управленческое предприятие на государственной основе.

Более точным в данном случае было бы слово «воссоздать». Ведь такую структуру предполагается сформировать на базе другого «осколка» прежнего комплекса – расположенного там же, в Мурманске, федерального государственного предприятия атомного флота (ФГУП «Атомфлот»). С начала 1960-х годов оно обеспечивает безопасную стоянку, ремонт и технологическое обслуживание атомных ледоколов и судов вспомогательного флота.

Как и сами ледоколы, «Атомфлот» избежал приватизации и после акционирования Мурманского морского пароходства влачит жалкое существование. Хронический финансовый кризис «Атомфлота» подвиг региональную власть пару лет назад поддержать предложение о передаче части его имущества, связанного с техническим обслуживанием и ремонтом судов атомно-ледокольного флота, в аренду ММП как единственному заказчику этих услуг.

Однако в столице решили иначе. По словам Александра Давыденко, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, «сборка» новой управляющей структуры будет выглядеть следующим образом. «Атомфлот» пройдет процедуру финансового оздоровления, и на его производственной базе, также в форме ФГУП, построят аналог «застойного» комплекса, включающий и ледокольный флот, и гидрографическое предприятие, и многие другие службы, без которых немыслимо нормальное судоходство по Северному морскому пути.

Pro et contra

Почему собственник в лице Российской Федерации решил изменить форму управления ледокольным флотом? Причины подробно изложены в актах нескольких проверок, состоявшихся в ММП за последние годы. Специалисты Контрольного управления при администрации президента и Счетной палаты РФ, анализировавшие эффективность и целевое использование ледокольного флота Мурманским морским пароходством, пришли к нелицеприятным выводам.

Строго говоря, претензии аудиторов можно условно разделить на две категории – имеющие непосредственное отношение к деятельности доверительного управляющего и не имеющие. Так, едва ли можно винить Мурманское пароходство в том, что договор доверительного управления был заключен федеральными структурами без какого-либо конкурса и не содержал статей, определявших состав передаваемого имущества, его состояние и стоимость. Или в том, что этот документ давал ММП право заключать договор субподряда с какой-либо третьей стороной без предварительного письменного согласия учредителя управления (позже такая возможность, правда, была аннулирована).

Главные же недочеты в деятельности пароходства, по мнению столичных аудиторов, таковы: управление ледокольным флотом ведется неэффективно, в ряде случаев – в ущерб интересам собственника имущества, Российской Федерации, к выгоде управляющего нарушаются условия договора и законодательство. Наконец, нахождение ледокольного флота в доверительном управлении ММП противоречит принципу равнодоступности ледокольного обслуживания для грузоперевозчиков.

Контраргументы Мурманского пароходства, озвученные местными СМИ, безусловно, заслуживают внимания: во-первых, вопросы законности передачи ледокольного флота в доверительное управление ОАО «ММП» неоднократно рассматривались федеральными органами исполнительной власти, тем не менее договор доверительного управления так и не был расторгнут. Во-вторых, резкое сокращение грузоперевозок по Северному морскому пути снизило рентабельность ледокольного флота – с начала 1990-х по 2002 год его деятельность оставалась убыточной, а расходы на эксплуатацию атомоходов и их обслуживание не покрывались ассигнованиями из федерального бюджета. В этой ситуации доверительный управляющий вынужден самостоятельно восполнять дефицит средств, в том числе сдавая ледоколы в аренду туристическим компаниям. С 2003 года правительство России вообще прекратило субсидировать содержание ледокольного флота за счет федерального бюджета. Финансирование всех текущих расходов стало осуществляться исключительно за счет средств, заработанных самим ледокольным флотом.

Кроме того, флот неумолимо стареет. Из восьми оснащенных ядерными энергетическими установками ледоколов два – «Ленин» и «Сибирь» – уже выведены из эксплуатации. Самыми новыми считаются построенные в 1990-1992 годах «Вайгач» и «Ямал». Их ледовые собратья «Россия», «Советский Союз», «Арктика» и «Таймыр» построены значительно раньше, в 1975-1989 годах, и их энергоустановки полностью исчерпали отпущенный им ресурс в 100 тыс. часов. Отработала свой срок и энергоустановка атомного лихтеровоза «Севморпуть», который находится в эксплуатации с 1988 года. Дорогостоящие заботы по замене парогенераторов также целиком легли на плечи ММП.

Слишком быстро

Как бы там ни было, собственник имущества вправе принимать те решения, которые считает верными. В конце прошлого года вялотекущая работа по передаче атомных ледоколов и судов атомного технологического обслуживания из ведения Минтранса России в ведение Росатома активизировалась. Однако можно предположить, что оставшегося до августа времени слишком мало, чтобы успеть решить все проблемы, сопутствующие созданию государственного атомного ледокольно-технологического комплекса. Так, в бюджете ближайших трех лет вообще не предусмотрено финансирование ФГУП «Атомфлот». Неизвестно, как будет преодолен кадровый дефицит, хотя речь идет не об одной тысяче управленцев и технических специалистов, обладающих соответствующей квалификацией и опытом.

«Правительство Мурманской области считает, что передача судов государственного ледокольного флота новому оператору должна производиться поэтапно, на основе взвешенных и продуманных решений, поскольку от того, как организован этот процесс, напрямую зависит безопасность местного населения, – говорит Сергей Леус, первый заместитель руководителя областного департамента промышленности и транспорта. – Поспешность чревата необратимыми экологическими изменениями и иными неблагоприятными последствиями. Необходимо также учитывать существенный возраст ледоколов, требующий заблаговременного планирования ремонтных, технологических работ, что весьма трудно обеспечить при ускоренной передаче».

Мурманск – Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10 (358) 10 марта 2008
    Выборы президента
    Содержание:
    Зазор сужается

    Выборы президента на Северо-Западе прошли с применением невиданного административного ресурса. Региональные элиты устроили настоящее соревнование друг с другом за лояльность Кремлю

    Реклама