Простоты не ждем

Экономика и финансы
Москва, 17.03.2008
«Эксперт Северо-Запад» №11 (359)
Налоговый кодекс обзавелся многочисленными поправками, однако следует признать, что налоговое законодательство от этого проще не стало

B минувшем 2007 году в Налоговый кодекс внесено больше двух десятков поправок, вот только революционных изменений в налоговом законодательстве не произошло. Означает ли это, что налоговая реформа завершается? Вряд ли. Видимо, миновал лишь период масштабных изменений. Приняты наконец почти все главы второй части Налогового кодекса об отдельных налогах (кроме главы о налогообложении имущества физических лиц). Теперь нас ждет более тонкая настройка налогового механизма, будут появляться новые институты и термины.

Отечественные налогоплательщики привыкли к постоянным изменениям налогового законодательства. Изменения в этой сфере происходят уже 10 лет. Принятая перед самым дефолтом летом 1998 года первая часть Налогового кодекса положила начало налоговой реформе в России. На протяжении более чем десяти лет в среднем два раза в год (в июле-августе, под конец летней парламентской сессии, и в конце декабря) принимались законы, в некоторых случаях кардинально меняющие налоговую систему. Начиная с 1998 года законодатель выстраивал существующую сегодня систему налогового законодательства, одновременно устраняя те недостатки, которые выявляла правоприменительная практика. Даже если поправки носят благоприятный для бизнеса характер, тот факт, что изменения происходят перманентно, сам по себе порождает неопределенность, которая не помогает спокойно вести дела.

Обошлись без революций

На первый взгляд 2007 год не отличался от прошлых лет – принято ни много ни мало 23 закона, вносящих поправки в Налоговый кодекс. Однако при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что впервые за долгие годы обошлось без революционных изменений.

На ярком историческом фоне поправки, принятые в 2007 году, выглядят весьма бледно. Часть из них носит чисто технический характер и направлена на устранение недочетов, которые возникали в процессе постоянного налогового реформирования. Кроме того, с 1 января 2008 года вступили в силу некоторые изменения, принятые еще в 2005-2006 годах. Чем же порадует нас наступивший год? Очередной попыткой устранить ряд пробелов в налоговом законодательстве, усилить контроль над крупнейшими налогоплательщиками, развить инновационную деятельность и некоторыми положительными изменениями в социальной сфере – вот, пожалуй, наиболее значимые моменты в стремительном потоке налогового реформирования.

Важные изменения произошли в сфере налога на добавленную стоимость. С 1 января 2008 года вводится единый для всех налогоплательщиков налоговый период – квартал (а не месяц, как было для большинства налогоплательщиков ранее). С одной стороны, сдавать отчетность по НДС теперь нужно реже, с другой – эта поправка ухудшит положение экспортеров, которым придется дольше ждать возмещения НДС.

В случае совершения товарообменных операций, взаимозачетов и расчетов с использованием ценных бумаг покупатель обязан перечислить продавцу НДС отдельным платежным поручением (эта норма действует с прошлого года). Новым является то, что с этого года покупатель может принять к вычету только ту сумму налога, которую уплатил «живыми» деньгами. Тем самым устранено существовавшее в прошлом году противоречие – при неденежных расчетах налог также нужно было перечислять продавцу отдельно, однако было непонятно, как это связано с правом на вычет. Особенно с учетом существовавшей нормы – при использовании собственного имущества в расчетах принимаемая к вычету сумма налога определялась исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет оплаты. Впрочем, отметим сразу, что жить новой норме, скорее всего, не более года: перечисление налога контрагенту отдельным платежом уже признано Минфином неэффективной мерой, подлежащей отмене.

Совершенству нет предела

Также разрешен спорный вопрос, связанный с моментом определения налоговой базы налогоплательщиками, применяющими ставку 0% по услугам. Спор касался срока, на протяжении которого нужно представлять в налоговый орган документы в подтверждение нулевой ставки. Ранее на таких налогоплательщиков не распространялся 180-дневный срок, установленный для экспортеров, и налоговые органы требовали представить документы, подтверждающие нулевую ставку НДС, после оказания услуг не позднее 20-го числа следующего месяца. Такое требование часто было невыполнимо, и налогоплательщик вынужден был уплачивать налог по ставке 18%. Этот пробел теперь устранен законодателем.

По налогу на доходы физических лиц – урегулирована спорная ситуация относительно размера суточных, с которых НДФЛ не удерживается. Долгое время практика вслед за Высшим арбитражным судом РФ исходила из того, что предельный размер для целей НДФЛ законом не установлен, поэтому суточные в соответствии с действующими в организации нормами обложению не подлежат. Однако Минфин и налоговые органы стояли насмерть и пытались заставить всех применять для целей НДФЛ нормы, установленные для бюджетных организаций (при командировках по России – 100 рублей в день). С 1 января 2008 года внесена ясность: не облагаются НДФЛ суточные в соответствии с действующими в организации нормами, но не свыше 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории России и 2,5 тыс. рублей – в загранкомандировке. Организация, естественно, может возмещать работнику суточные в размерах, превышающих установленные нормы, если это определено коллективным договором или локальным актом. Однако с сумм, превышающих указанные нормы, надо будет удерживать НДФЛ.

По налогу на прибыль организаций можно отметить введение новой налоговой ставки 0% по доходам от дивидендов, получаемых российскими организациями. Но такая возможность касается только крупных организаций, поскольку стоимость приобретения вкладов в уставный капитал компании, выплачивающей дивиденды, должна быть не меньше 500 млн рублей.

В отдельный блок мы бы выделили поправки, касающиеся инновационной деятельности. Налоговый кодекс уже содержит ряд норм в этой сфере, но адекватное ее развитие в сегодняшних условиях требует более серьезных шагов со стороны законодателя. Внесенные в НК РФ изменения должны создать льготные условия налогообложения предприятий, которые заняты научной деятельностью. Поправки затронули налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и упрощенную систему налогообложения.

От обложения НДС освобождена передача некоторых исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (полезные модели, промышленные образцы, секреты производства и т.д.), а также прав пользования этими результатами. Однако по-прежнему от НДС не освобождена передача авторских прав (кроме исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных), прав на товарные знаки и знаки обслуживания. Расширен перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при выполнении которых можно применять льготу по НДС.

Show must go on

И напоследок отметим очередное усиление контроля над крупнейшими налогоплательщиками. С 1 января 2008 года они обязаны сдавать декларации и расчеты в налоговый орган по месту своего учета, тогда как ранее декларации по водному налогу, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам сдавались по месту нахождения имущества налогоплательщика. Причем Минфин уже заявил об обязанности представления всех деклараций за 2007 год по месту учета.

Как видно из изложенного, поправки, вступающие в силу с 2008 года, нужны и важны, но ничего революционного не содержат. Вместе с тем законодатель явно не собирается останавливаться на достигнутом. Так, сейчас активно разрабатывается законопроект, который должен подробно урегулировать вопросы так называемых трансфертных цен (обсуждение идет очень бурно, помимо существовавшего изначально единственного минфиновского законопроекта появились еще минимум два варианта). Ждет холдинговые структуры и другой подарок (пока сложно сказать, заключать ли это слово в кавычки) – введение института консолидированного налогоплательщика, чтобы налоги всего холдинга исчислялись централизованно.

Обсуждается принятие закона о контролируемых компаниях, в соответствии с которым налоговыми резидентами России могут быть признаны при определенных условиях и компании, зарегистрированные по законам иных государств (если они фактически управляются в России). Недавно стало понятно, что в скором времени будет установлена единая ставка НДС в 12 или 13%, которая заменит существующие ныне ставки 10 и 18%. Так что скучать никому не придется – ни налогоплательщикам, ни налоговым органам, ни консультантам, ни, видимо, судам.

Санкт-Петербург

Что ни год, то существенные изменения в Налоговом кодексе

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №11 (359) 17 марта 2008
    Рыболовство
    Содержание:
    Свистать всех наверх

    Скорость, с которой решаются сегодня наболевшие проблемы рыбной отрасли, плоха только одним – как и любая спешка, она может привести к поверхностным, непродуманным решениям

    Реклама