Финляндия успешно вписывается в модель многополярного мира: план предоставления независимости Косову разработан бывшим финским президентом Матти Ахтисаари, а нынешний министр иностранных дел Илкка Канерва активно посредничает в Закавказье в надежде решить проблему Нагорного Карабаха и найти выход из внутриполитического кризиса в Армении. Нельзя не заметить также вклад лидеров Страны Суоми в борьбу с глобальным потеплением. Однако в начале марта финские государственные мужи стали не только политическими ньюсмейкерами, но настоящими героями желтой и не только желтой прессы. Показав, что и в эротическом жанре они вполне могут бросить вызов Соединенным Штатам, и попутно опровергая расхожий тезис о холодных и сдержанных скандинавах.
Сначала проблемы свалились на премьер-министра страны Матти Ванханена. Он хотел через суд добиться запрета на публикацию своей бывшей подруги, которая решилась написать увлекательную книгу о совместно проведенных интимных встречах. Суд Ванханен проиграл, и сначала Финляндия, а потом и другие страны узнали, что премьер познакомился со своей пассией посредством интернета, а самые близкие контакты между героями повествования происходили после посещения сауны. Экс-возлюбленная поведала даже о том, какими интимно-шутливыми эпитетами награждал ее глава правительства. Однако популярность Ванханена среди населения после публикации документального романа только возросла. Возможно, свою роль сыграло то обстоятельство, что два года назад он развелся с женой и поэтому томился одиночеством. Премьер, правда, хотел скрыть обстоятельства своего знакомства со словоохотливой подружкой, поведав публике, что их первая встреча произошла в магазине IKEA. Видимо, Ванханен опасался, что его могли заподозрить в использовании компьютера не по назначению, да еще в рабочее время.
Его подчиненный, глава внешнеполитического ведомства Илкка Канерва использовал для личных целей служебный мобильный телефон. Завидующая всемирной славе Nokia английская Times не преминула отметить марку телефона, а историю, в которую попал министр, охарактеризовала следующим образом: «Найдется немного конфликтов, которые разрешались бы в таком горячем стиле». Наверное, вошедшие в анналы истории «конфликты» с бывшим министром обороны Джоном Профьюмо и принцем Чарльзом сейчас кажутся чопорным англичанам замороженными и лишенными интриги. То ли дело страстный финский министр, который от избытка чувств послал приглянувшейся стриптизерше целых 200 SMS всего за каких-то десять дней. Глава МИД, как и его патрон, стал жертвой мечтающей о славе знакомой – танцовщица ансамбля с красноречивым названием «Гламурные куколки» решила поведать о влиятельном приставале таблоиду Hymy, на страницах которого скандалы и сплетни соседствуют с фотографиями девушек топлесс.
29-летняя Йоханна Тукиайнен рассказала, что первый раз встретила 60-летнего Канерву три года назад на вечеринке. Канерва пригласил танцовщицу в бар и стал ее спрашивать, как добиться расположения прекрасного пола. «Я рассказала ему, что мне нравятся только джентльмены», – поведала Йоханна норвежской газете Dagbladet и добавила, что в тот раз между ними «ничего не произошло». Вторая встреча наступила в январе этого года в Лапландии, Канерва отдыхал там после празднования своего юбилея. «Он купил календарь с моими фотографиями. Потом мы выпили по бокалу шампанского и пошли в мой коттедж. Встреча длилась минут 45-50. Ничего не случилось», – рассказала стриптизерша. А затем на бедную Йоханну обрушился град сообщений со служебного мобильного телефона министра. Как сообщила ставшая в одночасье знаменитой танцовщица, все началось с приглашения на романтический ужин. Затем сообщения стали более интимными, среди прочего Канерва заинтересовался ее нижним бельем и писал о том, что мечтает очутиться в объятиях Йоханны и ее младшей сестры. Подружка-сестричка, как сообщает всезнающая пресса, также подвизается на эротическом фронте, снимаясь в порнографических фильмах. В конце концов SMS стали «очень-очень странными». Они приходили в разное время суток, иногда поздней ночью, часть из них Канерва посылал из-за рубежа.
Йоханна, сама того не ожидая, первой пострадала от сенсации, которую она обрушила на Финляндию. Ее бой-френд не захотел купаться в лучах чужой славы и попросил стриптизершу съехать с квартиры. Теперь Йоханна живет с сестрой. Times сообщила, что сестру также бросил ее друг, хотя финская пресса об этом драматическом событии не упоминала. Однако все версии сходятся на том, что обе девушки не собираются изменять своим творческим специальностям. Канерва поначалу отрицал наличие горячего SMS-конфликта, но затем дал такое объяснение: «Сообщения посылались, но не было ничего, что могло бы привести к глубоким отношениям. Я знаком с госпожой Тукиайнен, но не хотел бы установления более близких отношений».
Пока создается впечатление, что политической карьере Канервы ничто не угрожает. Его поддержал премьер-министр (кто бы сомневался) и большинство влиятельных членов руководства его Национальной коалиционной партии.
Йоханну же такой поворот событий не устраивает: «Пресса и все другие должны прекратить относиться к женщинам шовинистически. В течение многих лет Канерва был охотником за юбками. Все об этом знают. Я не первая девушка, к которой он приставал и посылал сообщения. Но из-за того что он политик, ему все сходит с рук. Сейчас он пытается представить дело так, будто я посылала ему SMS, а он только отвечал. Ну да, он ведь лгун». Возможно, стриптизерша будет отомщена в том случае, если редакция Hymy решится на публикацию мобильной переписки. Но пока редактор Hymy колеблется: «Главный вопрос заключается в том, посылал ли Канерва сообщения как частное лицо (в этом случае он имеет право на защиту данных) или как человек, находящийся на службе. Поскольку он пользовался служебным телефоном и посылал SMS в то время, когда выполнял работу чиновника, многое говорит в пользу опубликования».
Как видим, горячий финский конфликт далеко не столь круто замешан, как недавний североамериканский. Неженатому Канерве можно инкриминировать лишь растрату денег налогоплательщиков. Хотя и эта проблема решается – достаточно заявить, что SMS отправлялись с телефона, похожего на Nokia министра.