Пасьянс одной колодой

31 марта 2008, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Hового губернатора Илью Михальчука в Архангельской области называют варягом. Точно такой же «варяг» – депутат Госдумы с 1999 года москвич Олег Ковалев – стал почти одновременно с Михальчуком губернатором Рязанской области. Случаев заброски в регионы «чужаков» было немало и в прошлом году. Достаточно вспомнить назначение заместителя министра сельского хозяйства Сергея Митина главой администрации Новгородской области.

Не будет большим преувеличением сказать, что все последние годы либо происходило переназначение действующих губернаторов, либо на их место присылались «варяги». Исключения – когда назначение получает представитель местной элиты – еще бывают, но становятся раритетом.

Оставим в стороне вопрос, добром или злом является приход «варяга»: свежий взгляд со стороны на происходящее в регионе бывает полезнее сложившихся годами стереотипов. Задумаемся о другом – почему оскудел кадровый резерв на местах? Ответ простой – это происходит из-за уничтожения политической конкуренции. Парламент перестал быть местом для дискуссий не только в Охотном ряду, но и на местах. Законодательные собрания повсеместно более чем наполовину состоят из представителей «Единой России» и нужны, по сути, лишь для послушной штамповки законов, разработанных в региональных администрациях.

Такие разные по взглядам фигуры, как председатель Совета Федерации лидер «Справедливой России» Сергей Миронов и глава Федеральной антимонопольной службы «яблочник» Игорь Артемьев, взялись не откуда-нибудь, а из Законодательного собрания Петербурга. Они входили в когорту наиболее ярких и работоспособных депутатов, что и помогало впоследствии продвижению по служебной лестнице.

В нынешнем составе петербургского парламента практически нет харизматиков, и когда в очередной раз появляются слухи о переезде Валентины Матвиенко в Москву, невольно возникает вопрос, кто придет ей на смену. Вряд ли губернатором станет кто-то из заместителей Матвиенко: их политический вес крайне мал. Но столь же политически невесомыми являются и местные парламентарии. Значит, «варяг»? Скорее всего, да. В лучшем случае это будет кто-то из московских петербуржцев.

И все бы ничего, если бы главный кадровый резерв страны – кремлевский – был неисчерпаем. Но и там тасуется одна и та же колода, просто тузы на время становятся королями, короли – валетами, а потом возвращают себе корону. Кадровая политика сводится к простому принципу – ни одного лояльного чиновника не обидеть и не забыть. Отсюда и такие решения, как, например, пересаживание генпрокурора Владимира Устинова в кресло главы Минюста, а министра юстиции Юрия Чайки – в кресло генпрокурора. Или почетная ссылка Германа Грефа из Минэкономразвития в Сбербанк, Андрея Казьмина – из Сбербанка в Почту России, и так далее по цепочке. За последний год сошли с политической сцены, пожалуй, только двое – Михаил Зурабов и Владимир Яковлев. Все остальные карты в колоде лишь меняют масть.

Формирование элиты происходит по принципу личных связей и лояльности. Но проверенных людей, похоже, начинает не хватать, а внедрение новых опасно нарушением сложившегося аппаратного баланса. Выход в прошлом году попыталась предложить «Единая Россия», заявившая о создании банка данных «лучших людей страны», куда должны войти 7,5 тыс. эффективных менеджеров в самых разных отраслях. После завершения думских выборов о судьбе этого проекта уже не сообщалось.

Осознание проблемы кадрового голода в Кремле есть, но алгоритм пополнения колоды новыми картами еще не разработан. Потенциал московского и петербургского истеблишмента велик, хотя и не бесконечен. И, казалось бы, самое время обратить внимание на регионы, особенно тогда, когда речь идет о назначении губернаторов. Но самый простой и эффективный путь пополнения кадрового резерва – возвращение здоровой политической конкуренции хотя бы на региональном уровне – для нынешних властей, похоже, неприемлем. Но без конца так продолжаться не может. Любой спортивный болельщик знает, что сильная скамейка запасных – один из главных залогов успеха.