Принужденные доминировать

Рынок сотовой связи, долгое время развивавшийся самостоятельно, рискует обзавестись собственным регулятором

Принятие Государственной думой России во втором чтении законопроекта об иностранных инвестициях в стратегические отрасли обернулось неприятным сюрпризом для сотовых операторов, прежде всего для «большой тройки» – МТС, «ВымпелКома» (торговая марка «Билайн») и «МегаФона». В Думе посчитали необходимым защитить рынок сотовой связи как имеющий стратегическое значение. Для защиты ключевых предприятий этой отрасли депутаты решили ввести признак доминирования, по которому эти предприятия можно выделить. В результате появилась поправка в закон «О связи», согласно которой оператор подвижной связи, если его доля на рынке услуг в географических границах РФ превышает 25%, считается доминирующим.

Таким образом, МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» рискуют стать сразу и стратегическими, и доминирующими. Официально комментировать возможные изменения представители этих компаний отказываются – критиковать политику Мининформсвязи не принято, однако в частном порядке замечают: на то, что после третьего чтения ситуация изменится, возлагаются большие надежды.

В новом статусе

Особой беды в том, чтобы быть стратегическими, операторы не видят. Хотя это, конечно, принесет заметные неудобства иностранным инвесторам (29,9% акций «ВымпелКома» владеет норвежский Telenor, а 35,6% «МегаФона» – шведско-финская TeliaSonera). По закону, желая увеличить свою долю до более 50% акций (а если в числе инвесторов компании есть иностранные государства, как в случае с Telenor, то до 25%), иностранцы должны будут обращаться за разрешением в профильное российское министерство. С теми акциями, что размещены на Нью-Йоркской фондовой бирже (24,4% у «ВымпелКома» и 39% у МТС), также проблем не предвидится. Закон обязывает отчитываться тех иностранцев, которые владеют более 5% акций, но пакеты, обращающиеся на бирже, распределены среди владельцев и не превышают в итоге нормы «в одни руки».

Однако совершенно иная перспектива вырисовывается для сотовых операторов по поводу доминирования на рынке. Во-первых, как выделить тех, кого хотят видеть доминирующими? На сегодняшний день распределение долей рынка производится согласно количеству абонентов, о котором заявляют сами операторы. При этом остается в стороне тот факт, что все считают по-разному: МТС и «МегаФон» дают шестимесячную базу абонентов, «ВымпелКом» – трехмесячную, региональные – в большинстве шестимесячную (например, «Смартс»), некоторые – трехмесячную («Теле2»).

Но сотовиков беспокоит не необходимость перестраивать по единому стандарту системы подсчета абонентов, а то, что их рынок становится регулируемым со стороны государства. В пресс-службе Мининформсвязи отмечают, что повода для беспокойства нет: данная поправка не ведет к тому, что тарифы сотовых операторов будут регулироваться. Однако применительно к операторам фиксированной связи (их деятельность регулируется этим же законом) определение «доминирующий» означает, что цены на межоператорский трафик устанавливает государство. То есть от внешнего регулирования сотовикам не уйти.

Защита или потворство

Генеральный директор аналитического агентства «Неделя сотовых технологий» Денис Кусков уверен, что в основании законодательных нововведений лежит желание государства поддержать региональных игроков рынка сотовой связи. Уже был прецедент, когда крупнейшие игроки «договорились» усложнить бизнес своим малым коллегам, установив различную стоимость «приземления» звонков для лидеров и остальных (объяснив это тем, что объемы внутрисетевого трафика отличаются на порядок).

Неравенство исчезло после вмешательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС), однако правомерность его предписания оказалась спорной («МегаФон» посчитал необходимым оспорить действия контролирующего органа). «В моем понимании, – говорит Денис Кусков, – определяя доминирующих операторов, правительство создает правовые основы для защиты региональных компаний».

Крупные игроки подобные выводы подтверждают. «Определение доминирующих игроков дает региональным операторам возможность создавать искусственные трудности лидерам через постоянное привлечение ФАС по любым вопросам, где можно увидеть ущемление прав региональной компании, апеллируя к статьям по недопуску к своим сетям, установлению монопольно высоких (низких) тарифов», – отмечает представитель одной из компаний «большой тройки».

Все же ситуация получается весьма щекотливая, поскольку попытка общего контроля над стратегической отраслью оборачивается обсуждением принципов конкуренции в отрасли. Это, кстати, прочитывается даже в тексте самой поправки к закону «О связи»: «Для целей антимонопольного регулирования применить определение доминирующего оператора». Строго говоря, для антимонопольного регулирования есть другой закон – «О конкуренции».

«Ныне действующий закон „О конкуренции“, включающий понятие коллективного доминирования, при правильном применении дает достаточную защиту малым операторам», – считает президент Ассоциации региональных операторов Юрий Домбровский. И предлагаемые поправки в закон «О связи», которые принесут региональным операторам в краткосрочной перспективе более выгодные условия, в долгосрочной могут оказаться серьезным обременением для отрасли мобильной связи и даже привести к снижению ее капитализации, уверен Домбровский.

Санкт-Петербург