Постеснялись вмешиваться

4 апреля 2008, 00:00
  Северо-Запад

Негативный пафос профессора Принстонского университета Стивена Коткина понятен: даже сильнейшие российские государственные вузы как были бесконечно далеки от мировых лидеров, так и остаются. Исключение составляют некоторые представители естественных и точных наук, но в социальной и гуманитарной сфере Россия на карте мировой науки пока все еще отсутствует. Хороший индикатор состояния системы – в российских государственных вузах почти нет курсов на иностранных языках. «Когда иностранные профессора приезжают по какой-либо программе читать лекции в России, они удивляются и начинают задавать массу раздражающих вопросов: „А где у вас анонимная система оценки качества преподавания? Вы не спрашиваете студентов, как они оценивают курсы?“ Или такие: „Что, студенты не имеют доступа к дешевому ксероксу? А профессор не должен их обеспечить необходимой литературой, они должны за каждой книжкой бегать в библиотеку?“» – поясняет ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Николай Вахтин.

По мнению Николая Копосова, декана Смольного института свободных наук и искусств, результат работы фондов в России мог быть намного заметнее, если бы они не просто занимались благотворительностью, а задавали направление развития: строже критиковали методологию, помогали с финансовым менеджментом.  «Зачастую выдвигались чисто формальные принципы оформления заявки на получение поддержки. В итоге фонды работали по принципу почтового ящика – что получали, то и финансировали», – резюмирует Копосов.