Инвестиции в нагрузку

Русский бизнес
Москва, 14.04.2008
«Эксперт Северо-Запад» №15 (363)
Компании, работающие в Коми, вынуждены договариваться с местными властями о правилах своей текущей деятельности и намечаемых проектах. Но мера таких договоренностей у каждой из них разная

Бизнесу, работающему в Республике Коми (РК), как и всякому, вероятно, бизнесу в России, понятно без лишних слов, что и правительство республики, и муниципальные власти не могут ограничиться получаемыми от компаний налогами. Хотя бы потому, что таких налогов даже на региональном уровне остается треть, про местный и говорить не приходится. Поэтому как бы предприятия ни спасались от дополнительных (вненалоговых) поползновений власти, им вряд ли удастся полностью проигнорировать недвусмысленные намеки о социальной ответственности, нуждах в инфраструктуре и тому подобных предметах. Другой вопрос, в какие формы все это выливается.

Неравномерная социалка

Сейчас в Коми представлено около 30 отраслей промышленности, но ведущую роль играют топливно-энергетический комплекс и лесная промышленность. Они формируют и долго еще будут формировать фундамент экономики и налоговой базы республики.

Но расположение разных предприятий этих отраслей и степень их воздействия на территорию республики неравномерны. Скажем, нефтедобывающие предприятия сосредоточены фактически в единственном районе – Усинском. Более того, добыча нефти предприятиями, зарегистрированными на территории Коми, все больше и больше смещается в Ненецкий автономный округ, где залегают основные запасы Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Угледобывающие предприятия сосредоточены в двух городах на северо-востоке – Воркуте и Инте.

И лишь про лесной комплекс можно сказать, что он в индустриальном и социальном смысле охватывает большую часть республики. Крупнейшие деревообрабатывающие предприятия – ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», Сыктывкарский и Жешартский фанерные заводы, а также лесопильные комбинаты – располагаются в основном вокруг Сыктывкара, но лесозаготовка для них осуществляется на огромной площади, занимающей более половины территории республики.

В результате перед властями стоит непростая психологическая задача – как побудить компании проявить высокий уровень социальной сознательности, причем сознательность эта должна равномерно распределяться по как можно большей территории. Никаких специальных социальных фондов при правительстве региона нет, инфраструктурных – тоже. А заставить нефтяную компанию перечислить деньги в район, в котором никогда нефть не добывалась и который нуждается в поддержке, только потому, что он находится в Коми, конечно, невозможно. Предприятия объективно склонны помогать тем районам, в которых работает их персонал, если вообще речь заходит о какой-либо поддержке.

Когда в господах согласье есть

Первый в ряду имеющихся у властей инструментов – особые соглашения с компаниями. Сегодня правительство Республики Коми заключило такие соглашения практически со всеми крупными компаниями, работающими в ней, – «ЛУКОЙЛом», «Роснефтью», «Северсталью» и Mondi. Соглашения – документы рамочные. Реального согласия по тем или иным вопросам власти достигают путем неформальных договоренностей, обозначая территории, а то и конкретные объекты, нуждающиеся в помощи.

Но именно на этой почве результаты получаются самые разные. Тяжелые переговоры о сотрудничестве у правительства Коми случились, как ни странно, с государственной компанией «Роснефть», представленной в регионе своей «дочкой» – ООО «РН – Северная нефть». «Северная нефть» – второй после «ЛУКОЙЛа» нефтедобытчик в республике. Соглашение с «Роснефтью» подписано только в самом конце 2007 года и представляет собой взаимное расшаркивание – содержит набор общих обязательств. Как сообщили корреспонденту «Эксперта С-З» в самой компании, «ни в чем таком (имеются в виду конкретные социальные и инфраструктурные объекты. – „Эксперт С-З“) мы не участвуем, потому что это в принципе не наш стиль».

Противоположный пример являет собой, как ни парадоксально, иностранная компания – Mondi. Принадлежащий ей ЦБК – АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» – единственный в Коми оказывает серьезное социально-хозяйственное и экологическое воздействие практически на всю южную часть республики. Тем более что большое число работающих здесь леспромхозов принадлежит «Монди Сыктывкарский ЛПК» (МСЛПК). И с 2003 года Mondi работает в рамках особых соглашений с правительством региона, конкретизация которых происходит непосредственно в муниципальных районах.

Как сообщил корреспонденту «Эксперта С-З» Андрей Дрибный, генеральный директор МСЛПК (на момент выхода номера освобожденный от этой должности), конкретизация эта подразумевает фиксацию обязательств компании перед каждым районом. Это касается создания (сохранения) рабочих мест и поставок оборудования для лесозаготовок. Но поскольку местная администрация видит в МСЛПК прежде всего толстый кошелек, то в дополнение к базовым договоренностям идут нагрузки, касающиеся медицины, образования и культурно-спортивных объектов либо массовых мероприятий. Хотя, по словам Дрибного, существуют и «точечные» ситуации. Так, в 2007 году МСЛПК выделил около 5 млн рублей Койгородскому району на ремонт ветхого жилья, и далеко не только для своих работников. В том же году компания перечислила средства Сыктывдинскому району (в котором вообще не ведет деятельности) на ремонт поликлиники и проведение фольклорного праздника.

Льготами по бездорожью и недострою

Еще один инструмент допдоходов, которым попыталось воспользоваться правительство Коми, привел к скандалу. В ноябре 2006 года Государственный совет РК поддержал инициативу правительства, которое предложило «простить» для республиканского бюджета 4 из 17,5% налога на прибыль, уплачиваемого работающими на территории Коми нефтяными компаниями. В ответ от нефтяников требовалось деятельное участие в крупных инфраструктурных и социальных проектах. Благое начинание, однако, портил довольно высокий для региона ценз добычи и переработки, установленный на уровне 7 и 3 млн тонн соответственно. Это как раз тот уровень, который показывает на протяжении последних лет только одна из десяти нефтяных компаний республики, а именно – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

Буквально через несколько дней после предоставления льгот выяснилось, что нужны они были не столько для инфраструктуры и «социалки», сколько для более успешных переговоров с головным офисом «ЛУКОЙЛа». Вскоре правительство РК подписало с ним очередное соглашение, а высокопоставленные источники в правительстве заявили, что довольное такой благосклонностью республиканских властей руководство компании решило вложить в развитие  проектов «ЛУКОЙЛа» в Коми 1,5 млрд долларов, что троекратно превышает типичный среднегодовой показатель.

Однако к льготам проявила интерес Федеральная антимонопольная служба, начавшая проверку их соответствия законодательству о конкуренции. Дело закончилось тем, что через год Госсовет отменил собственное решение и принял новое – о предоставлении новых льготных возможностей. С 1 января 2008 года инвесторы могут рассчитывать на снижение платежей не только по налогу на прибыль, но и по налогу на имущество, причем лимит скидки – целых 30%. Интересно, что в число таких инвесторов впервые попали товарищества собственников жилья.

Единственная принципиальная оговорка, сопровождающая закон, – он действует только в отношении приоритетных отраслей, перечень которых определяется правительством республики. На момент подготовки материала перечень этот еще не оглашен.

Ранее правительство РК уже создало особый Фонд поддержки инвестиционных проектов, формируемый на базе остающегося у республики имущества как гарантии привлечения средств. Генеральный директор фонда Константин Мальцев заявлял корреспонденту «Эксперта С-З», что приоритетными отраслями на данный момент руководство Коми считает деревообработку и производство стройматериалов.

Золушка как нагрузка

Особую социальную роль играет в регионе «Северсталь», владеющая ОАО «Воркутауголь». В компании «Северсталь-Ресурс», как и в «Роснефти», подчеркивают, что напрямую она не участвует в инвестировании социальных или инфраструктурных проектов. Однако, во-первых, финансирует текущую работу культурных и спортивных объектов Воркуты, спонсирует некоторые общегородские мероприятия и школы, участвует в проведении Спартакиады народов Севера, а также традиционно обеспечивает углем коммунальное хозяйство, бюджетные организации и частный сектор.

Во-вторых, приобретая «Воркутууголь», «Северсталь» получила своеобразную нагрузку – нерентабельную компанию «Интауголь». При покупке «Воркуты» это было непременным условием политической поддержки властей Коми, а равно и Минтопэнерго России. Правда, нагрузку эту нельзя назвать сугубо социальной. «Интауголь», в отношении которого сейчас введена процедура банкротства, получает средства от «Северстали» далеко не на безвозмездной основе, но поскольку их возврат – дело совсем не близкого будущего, эту форму поддержки можно назвать почти социальной.

Пристройка

Социально-инфраструктурные обременения, которыми сопровождается текущая работа компаний, в не меньшей степени касаются и намечаемых ими проектов.

Сейчас в республике рассматривается порядка 30 важных инвестиционных промышленных, транспортных и социально-инфраструктурных проектов, самые крупные из которых – строительство Сосногорского глиноземного комбината (инвестор – объединенная компания «Русал»), прокладка газопровода Ямал – Европа, строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар – Соликамск (Пермский край), «Степ» (расширение производства целлюлозы и бумаги на «Монди Сыктывкарском ЛПК») и освоение Ярегского нефтетитанового месторождения. Первый проект «Русал» заморозил как минимум на два года, не договорившись о цене на газ для выработки электричества, которым будет снабжаться глиноземный завод. Остальные, за исключением «Степа», находятся фактически на документально-изыскательской стадии.

«Степ» начнет осуществляться уже в апреле нынешнего года. По словам Андрея Дрибного, никаких дополнительных обременений со стороны властей МСЛПК не ощущает. «Правительству республики ясна та очевидная выгода, которую регион получит от „Степа“, – говорит Дрибный. – Это улучшение общеэкономической ситуации в республике, гарантирующее ей развитие на годы вперед и увеличивающее ее конкурентоспособность, рост собираемости налогов и обеспечения социальной сферы. Никаких дополнительных условий для „Степа“ нам никто не ставил, но мы сами подтверждаем, что все имеющиеся у нас социальные обязательства автоматически распространятся на персонал и сообщества, которых коснется новый проект».

Однако известно, что правительство Коми направило в ОАО «Газпром» некоторые социальные предложения, касающиеся будущего газопровода с Ямала. Как сообщили корреспонденту «Эксперта С-З» в компании «Газпром трансгаз Ухта», в этих предложениях фигурирует строительство общежитий в Ухте, Печоре и Воркуте (для вахтового персонала), нескольких жилых домов в тех же городах и в Сыктывкаре, а также дорог и моста в городе Печоре, учреждений медицинского обслуживания населения, полигонов для хранения твердых бытовых отходов, а кроме того, предлагается развитие существующих и строительство новых линий связи и т.д. Что на сегодняшний день согласовано и принято к включению в договор и сколько это будет стоить, неизвестно.

Сыктывкар

Налоговые льготы инвесторам в Республике Коми
Крупнейшие инвестиционные проекты Республики Коми

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №15 (363) 14 апреля 2008
    Автопром
    Содержание:
    Реклама