За долю немалую

Русский бизнес
Москва, 28.04.2008
«Эксперт Северо-Запад» №17 (365)
Российский авторитейл торопится консолидироваться до начала стабилизации рынка. Лидеры дилерского бизнеса в борьбе за рыночные доли стараются использовать все возможности роста

В конце марта крупнейший британский дилерский холдинг Inchcape с годовым оборотом около 10 млрд долларов окончательно выкупил несколько автоцентров у петербургского авторитейлера компании «Олимп». Завершение процесса, начатого более года назад с создания совместных предприятий с российскими партнерами, демонстрирует как осторожность англичан, так и обретенную уверенность в перспективах российского рынка и собственной стратегии развития, нацеленной на экспансию на развивающиеся рынки.

В результате многолетнего динамичного роста российский авторынок по объемам продаж догнал большинство европейских рынков, а по динамике роста оказался далеко впереди. Это не могло не привлечь к нему внимание как зарубежных игроков дилерского бизнеса, так и инвесторов, готовых своими капиталами поддержать его рост и принять участие в немалых прибылях.

Внимание большинства инвесторов концентрируется на крупных игроках, поэтому российские дилерские холдинги получают дополнительный импульс к динамичному развитию, включая возможности для покупки действующих автоцентров и экспансии в регионы. Все это способствует консолидации российского дилерского бизнеса и позволит ему достойно обеспечить не только дальнейший динамичный рост, но и подготовиться к грядущему сложному этапу стабилизации и насыщения рынка.

Настоящий бизнес

В российском авторитейле в преддверии стабилизации развернулась настоящая борьба за доли рынка, причем как на федеральном уровне, так и в регионах. Санкт-Петербург, второй по объемам продаж легковых автомобилей локальный рынок после столичного, не остался в стороне от этого интересного процесса.

Чтобы удержаться на плаву, сохранить, а то и увеличить свою долю на растущем рынке, компаниям необходимо развиваться. Однако это развитие становится дорогим удовольствием для многих бизнесменов, особенно локальных игроков. Поэтому основную активность проявляют главным образом крупные дилерские холдинги. Большой мультибрендовой сети проще развиваться, ее авторитет на рынке более весом, доверие инвесторов к ней выше.

Сегодня дилерские сети практикуют все доступные формы расширения бизнеса: строительство собственных автоцентров в столицах и регионах в рамках действующих дилерских контрактов, покупка мелких дилеров с целью получения принадлежащих им лицензий, создание партнерских предприятий в регионах и др. Однако свободных дилерских контрактов в самых привлекательных регионах уже практически не осталось, поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что без специальных технологий быстро нарастить свое присутствие на рынке затруднительно, а иногда просто невозможно. В развитых странах в подобных случаях чаще всего применяется технология M&A (Mergers & Acquisitions) – слияния и поглощения. Это особая категория сделок, предполагающих передачу корпоративного контроля в любой форме. Мотивами и целями этих сделок могут быть привлечение стратегического инвестора, усиление стратегического положения, увеличение капитализации и продажа компании.

Российский дилерский бизнес явно созрел для консолидации. Слияний и других форм стратегических альянсов между крупными игроками на российском рынке пока не отмечено, однако нельзя исключить их вероятность уже в ближайшем будущем. Зато наблюдается активизация сделок поглощения, и некоторые мелкие компании не прочь воспользоваться моментом для выгодной продажи своего бизнеса.

В принципе, за достаточную сумму продать бизнес готов любой настоящий бизнесмен. К тому же на рынке начинает расти конкуренция, увеличиваются потребности в оборотных средствах, вложения в маркетинг. В этих условиях каждая компания выбирает свою стратегию, но на этом фоне продажа бизнеса собственникам дается легче и не вызывает отторжения. Тем более что российский рынок всерьез заинтересовал крупных зарубежных игроков авторитейла и они могут дать неплохую премию к цене бизнеса за выход на перспективный российский рынок.

На новый уровень

Самую большую сделку по покупке российского дилерского бизнеса совершила компания Inchcape – крупнейший и старейший продавец автомобилей в Великобритании, глобальный дилер, имеющий автоцентры по всему миру. Компания продает и обслуживает машины BMW, Jaguar, Land Rover, Lexus, Toyota, Subaru, Audi, Ferrari, Ford, Honda, Mazerati, Mercedes-Benz.

Inchcape, как и большинство западных компаний, действовала на незнакомом российском рынке достаточно осторожно. Сначала британская компания создала два совместных предприятия – в Москве с дилером «Независимость» (англичанам принадлежит 51%) и в Санкт-Петербурге с группой компаний «Олимп». Летом прошлого года Inchcape за 72,4 млн долларов приобрела у «Олимпа» 75,1% петербургского дилера Toyota и Lexus – «Аксель Кар», а осенью за 43 млн долларов еще два автоцентра – «Ауди центр Витебский» и «Конкорд» (дилер Peugeot). Убедившись на практике в перспективности российского авторитейла, британцы полностью выкупили половину бизнеса «Олимпа».

Вырученные средства «Олимп» планирует вложить в очередной автомобильный проект, не имеющий аналогов в Санкт-Петербурге. Генеральный директор компании Евгений Войтенков сообщил: «Мы купили в Кудрово рядом с КАД лучший участок в 26 га и построим там вместе с Daimler AG настоящий автомобильный «Олимп-Сити» стоимостью 400 млн долларов».

У другого участника этой сделки не менее амбициозные планы. По словам генерального директора Inchcape Андрэ Лакруа, компания намерена втрое увеличить свое присутствие на рынках развивающихся стран (с 4% в 2006 году до 12% в 2008-м), а стратегической целью экспансии в Россию является лидерство в российском автомобильном ритейле. Между тем, чтобы достичь этой цели, сделанных покупок явно недостаточно. Андре Лакруа не скрывает, что компания продолжает рассматривать различные возможности для инвестирования. По имеющейся информации, Inchcape заинтересована в покупке 100% крупного московского авторитейлера Musa Motors (продает Volvo, Land Rover, Jaguar и другие марки), стоимость которого оценивается в 400-450 млн долларов.

Иностранные игроки не ограничивают свои интересы столичными регионами. Год назад прошла сделка по приобретению автосалона «Тойота центр Екатеринбург Юг» торговым домом Mitsui (Япония).

Эксперты авторынка считают, что в ближайшее время вероятно появление на российском рынке новых иностранных игроков. О готовности начать торговлю автомобилями в России заявил американский миллиардер Ричард Пенски. Его компания United Auto Group рассматривает Россию и Китай в качестве потенциально интересных рынков и уже ведет переговоры с российскими автодилерами о возможном стратегическом партнерстве. По словам самого Пенски, с предложением расширить географию работы United Auto Group к нему обратились несколько автопроизводителей.

По оценкам некоторых специалистов, западным дилерам теоретически вполне по силам претендовать на 70-80% российского рынка. Однако большинство игроков полагают, что экспансия иностранных компаний ограничится долей 20-30%, причем за счет столичных рынков. Покупать дилерский бизнес в регионах, отличающийся низкой прозрачностью, иностранцы не решатся, а самостоятельный выход на региональные рынки для них сложен.

Крупным российским дилерам партнерство с иностранными дилерскими холдингами не особенно интересно, так как носителями стандартов дилерского бизнеса в России являются автопроизводители-импортеры и помощь западных партнеров в этом направлении российским игрокам не нужна. Как источник инвестиций они тоже нужны далеко не всем, хотя некоторые российские дилеры ради ускорения темпов развития готовы поделиться долей своего бизнеса с инвесторами.

Все на продажу

Фонды прямых инвестиций, желающие вложиться в непродуктовый ритейл, давно обратили внимание на дилерский бизнес. Объясняется это тем, что в авторитейле уже сформировались крупные компании стоимостью от 200 млн долларов, что является порогом для вхождения в рейтинг крупнейших ритейлеров. Дилеры ежегодно показывают прирост по обороту почти на 100%, и этот рост может гарантировать фондам желаемую доходность инвестиций 30-40% годовых.

Еще в начале прошлого года фонд Volga River One Capital Partners приобрел более 25% московского дилера Genser, а AIG Russia Century Fund – почти 10% дилерской сети «Инком-авто». Вложился в авторитейл и фонд прямых инвестиций Alfa Capital Partners (ACP), завершивший сделку по покупке 50% ГК «Независимость». Компании получили не только средства для развития, но и статус более стабильного и прозрачного бизнеса, что позитивно оценивается банковскими структурами при кредитовании, а также при использовании других форм внешних заимствований. В случае выхода компании на биржу наличие известного международного фонда в составе акционеров может дать прибавку к ее стоимости.

«О вложении денежных средств западными инвестиционными компаниями, многие из которых используют ранее выведенные из России деньги, можно говорить как о тенденции, – считает заместитель финансового директора по корпоративным финансам и долгосрочному планированию ООО «Автохолдинг „РРТ“» Евгений Соколов. – Эти сделки интересны, так как при относительно небольших вложениях за три-пять лет можно значительно увеличить капитализацию конкретной группы предприятий автобизнеса и затем перепродать ее по гораздо более высокой цене».

Хотя в Санкт-Петербурге компаний такого масштаба пока немного, эти процессы начинают происходить и в нашем регионе. О намерении продать блокирующий пакет своих акций еще в апреле 2007 года заявил «Атлант-М», имеющий на нашем рынке большие планы. Полученные средства холдинг планирует инвестировать в дальнейшее развитие, предпочтительно в строительство новых автоцентров, в том числе в Санкт-Петербурге.

По словам генерального директора «Атлант-М» по России Александра Пырко, руководство холдинга не исключает также возможность покупки действующих предприятий. У компании уже есть опыт подобных сделок – в 2006 году «Атлант-М» купил у «Евросиба» крупный автоцентр General Motors. Сегодня ситуация осложнилась и цены выросли, в том числе в силу того, что собственники зачастую не планируют продавать бизнес и их еще надо уговорить.

Мелкий, но жемчуг

Сделки по приобретению мелких дилеров и отдельных автоцентров есть в активе многих петербургских игроков. Строительство новых салонов занимает много времени, особенно в текущей ситуации дефицита и дороговизны земельных участков, при наличии сложностей с подключением к инженерным сетям. Покупка же позволяет быстро увеличить долю на рынке.

Еще в конце позапрошлого года ЗАО «Победа Моторс» (входит в состав холдинга «Стратегия РОСТ») завершило сделку по покупке одного из крупнейших официальных дилеров Honda Motor в Санкт-Петербурге – компании «Адамс Моторс». По планам руководства «Стратегия РОСТ», автоцентры «Адамс Моторс» и «Победа Моторс» вместе будут продавать до 3500 автомобилей Honda в год, что позволит холдингу занять лидирующее положение на рынке автомобилей Honda в Петербурге.

«Объединение автодилеров повышает эффективность работы и финансовую устойчивость бизнеса», – отметил генеральный управляющий автомобильного дивизиона холдинга «Стратегия РОСТ» Сергей Вайнер. «В дальнейшем планы компании по приобретению действующих автодилеров будут зависеть от конъюнктуры рынка в конкретный период времени», – заявил Вайнер.

Осенью прошлого года группа компаний «Рольф» приобрела петербургского дилера компанию «Автопрайм». Сделка, стоимость которой эксперты оценивают в 10-15 млн долларов, позволила «Рольфу» увеличить количество автоцентров в Санкт-Петербурге с пяти до семи. Кроме того, благодаря этой покупке компания стала дилером двух новых брендов – Land Rover и Renault.

Уже в начале 2008 года дилерский портфель сети «Евросиба» после покупки компании «Евро-моторс» пополнился брендом Ford. Особую привлекательность сделке придает близость автоцентра «Евро-моторс» к двум другими салонам «Евросиба» («Автобиография» и «Евросиб-авто»). Это позволило компании сформировать дилерский комплекс сразу из трех автоцентров на Пулковском шоссе.

С 1 апреля дилерский центр Subaru на улице Савушкина, входивший в активы дилерской сети «Лаура», перешел под контроль автохолдинга «РРТ». Одновременно вступило в силу дилерское соглашение с Subaru Motor об открытии нового официального дилера – «Субару Центр Лахта». Эта покупка позволит «РРТ», основному конкуренту «Лауры» по бренду Subaru на рынке Санкт-Петербурга, занять лидирующие позиции. Генеральный директор «РРТ» Олег Барабанов отметил, что после реконструкции в автоцентре планируется открыть бутик Subaru – новый для России формат автомобильной торговли.

Однако в Петербурге возможностей для покупки новых дилеров немного. Поэтому наиболее динамичные дилерские сети активно идут в регионы.

Региональный пирог

Активная региональная экспансия автодилеров началась еще в 2006 году. Весной 2007 года холдинг «РРТ» ввел в эксплуатацию дилерский центр «Субару Центр Вологда» и автоцентр «РРТ Вологда 1» по продаже Opel и Chevrolet. За первые месяцы работы два центра холдинга вышли на первое место по продажам автомобилей в Вологодской области.

Евгений Соколов считает, что дальнейшее развитие сети в регионах должно значительно увеличить капитализацию холдинга. При этом компания использует разные стратегии продвижения. «Все зависит от конкретного проекта, конкретного региона, – поясняет Соколов. – Иногда выгоднее строить самим, а в ряде случаев покупка действующего бизнеса становится единственным способом развития. При выводе инвестиционного проекта в регион интересной становится также продажа доли местному инвестору, который обеспечивает благоприятный режим работы, зная специфику и особенности ведения бизнеса на месте».

Динамичная экспансия в регионы позволила петербургскому холдингу «РРТ» стать лидером по темпам роста объемов продаж и выручки, увеличившихся за 2007 год почти в пять раз. Процесс региональной экспансии петербургской сети будет развиваться дальше. В частности, с 1 июля начнет работать дилерский центр «РРТ» по продаже автомобилей General Motors в Казани. В сотрудничестве с местным дилером компания начала строительство первого дилерского центра General Motors по продаже Opel и Chevrolet в Великом Новгороде. «РРТ» планирует также построить по два дилерских автоцентра в Череповце (Вологодская область) и Ярославле. Компания явно нацелена на увеличение своей доли на российском рынке, а с борьбы за рыночную долю и начинается настоящий бизнес.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№17 (365) 28 апреля 2008
Энергетика
Содержание:
Охота на атом

Дефицитные ресурсы, которые потребуются для строительства АЭС в Калининградской области, гораздо эффективнее использовать в аналогичных проектах в других регионах России

Реклама