Качели лизинга

Москва, 28.04.2008
«Эксперт Северо-Запад» №17 (365)
Финансовые итоги прошлого года не оправдали надежд лизингодателей Северо-Запада, но они не теряют оптимизма и надеются на возобновление роста спроса

Темпы роста количества заключенных лизинговых сделок в 2007 году у лизинговых компаний Северо-Запада сократились почти вдвое по сравнению с 2006 годом. Опрошенные аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад» участники рынка озвучили две причины снижения спроса на свои услуги.

Прежде всего, все без исключения заявили о потрясшем мир кризисе ликвидности, который привел к повышению процентных ставок как на долговом рынке России, так и по банковским кредитам. А на их долю приходится более 70% финансовых ресурсов лизинговых компаний. «Кризис повлек за собой увеличение кредитных ставок для лизинговых компаний на 2-5%. Большинство лизинговых компаний откладывали финансирование на месяц и больше, а также выстроили приоритет финансирования лизинговых сделок, то есть сначала финансировали старых клиентов, вторым по приоритету шел легковой автотранспорт, далее – грузовая техника, строительная техника, оборудование. В такой ситуации многие лизингополучатели стали искать другие варианты финансирования, в том числе другие лизинговые компании», – рассказывает генеральный директор компании «ЛизингОнЛайн» Алексей Дроздов.

Вынужденные меры

Многие лизинговые компании столкнулись не только с подорожанием заемных средств, но и с сокращением лимитов на кредитование, а вместе с этим – с отсутствием возможности привлекать средства на долговом рынке. Все это поставило лизинговые компании в затруднительное положение – они начали, как и банки, ограничивать себя в клиентах.

Заместитель начальника отдела финансового контроллинга, трежерис и страхования «Дойче Лизинг Восток» Ирина Буланова связывает замедление темпов роста числа лизинговых сделок в 2007 году прежде всего с ужесточением требований к лизингополучателям. «Качество отчетности – вот на что в первую очередь мы обращаем внимание при рассмотрении возможности заключения сделок, – говорит Ирина Буланова. – Согласитесь, что уставный капитал в 10 тыс. рублей не дает больших гарантий в случае возникновения критических ситуаций в отношениях с лизингополучателем. Кроме того, годовая выручка по отчету о прибылях и убытках размером в один ежемесячный платеж по предполагаемому договору лизинга также не способствует положительному заключению отдела рисков. Еще один важный момент – ликвидность приобретаемого в лизинг оборудования на рынке. Если, к примеру, станки определенного типа используются на двух-трех предприятиях страны и нигде более, то при плохом развитии событий реализовать этот предмет лизинга будет некому, или только по бросовой цене».

Это подтверждается снижением доли малого и среднего бизнеса в общем объеме новых сделок лизинговых компаний. Если в 2006 году на долю малого и среднего бизнеса (МСБ) приходилось более 80% сделок, то по итогам 2007-го доля МСБ едва превышает 70%.

По мнению финансового директора компании «Carcade Лизинг» Алексея Смирнова, из-за ужесточения требований банков к заемщикам многие лизинговые компании потеряют свою конкурентоспособность и либо будут вынуждены уйти с рынка, либо окажутся поглощены другими, более удачливыми игроками. Вместе с этим, по словам Смирнова, предприятиям, испытывающим дефицит денежных средств, придется сократить объем инвестиций в обновление основных фондов. Как следствие, спрос на услуги лизинговых компаний будет сокращаться. «Из-за подорожания финансовых ресурсов общий прирост лизингового бизнеса в текущем году составит около 40%», – прогнозирует генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов.

Неблагоприятный цикл

Еще один фактор замедления спроса связан с его цикличностью. Некоторые компании отмечают, что сейчас рынок переживает фазу спада. «Сделки лизинга имеют долгосрочный характер, отсюда в какой-то момент (когда большинство активных лизингополучателей уже заключили договоры лизинга) происходит насыщение спроса. Проходит время, договоры лизинга в массе своей заканчиваются – снова всплеск. Важно, чтобы к тому времени и предложение не подкачало, то есть к моменту всплеска лизинговые компании должны быть готовы», – считает начальник отдела исследования рынка Московской лизинговой компании Дмитрий Шульцев. По его мнению, если большинство сделок 2005-2006 годов были заключены на три года, то очередного ярко выраженного всплеска можно ожидать в 2009-м.

В прошлом году впервые за последние годы произошло снижение спроса на дорожно-строительную технику. И участники рынка объясняют этот факт именно цикличностью спроса. «Замедление темпов роста обусловлено тем, что первичный дефицит в технике и оборудовании был удовлетворен в 2004-2006 годах во многом благодаря правительственным программам по развитию строительной и транспортной отраслей. В данный момент многие предприятия этих секторов экономики обновили свою техническую базу и потребность в лизинге временно снизилась», – говорит генеральный директор компании «ФинСтройЛизинг» Сергей Кирьянов.

В прошлом году транспортные компании, прежде всего – занимающиеся пассажирскими перевозками внутри города, начали обновлять свои парки, поэтому существенно вырос спрос на автобусы и микроавтобусы.

Недвижимость продвинулась

В регионе сохраняется неизменно высокий спрос на грузовой и легковой автотранспорт. На его долю приходится более 40% рынка лизинга Северо-Запада. Третью позицию по популярности лизингового имущества занимает строительная техника (13,4%). И пока в регионе сохраняется высокая инвестиционная активность, вряд ли спрос на грузовики, тягачи, трактора пойдет на убыль.

Среди перспективных видов имущества лизингодатели отмечают коммерческую недвижимость. Ее доля в совокупном портфеле лизинговых компаний пока не превышает 1,5%, однако некоторым игрокам удается достичь на этом поприще более весомых результатов. «В 2008 году мы ожидаем увеличения числа сделок по лизингу недвижимости. За 2007 год заключенных договоров в этом сегменте оказалось не так много, как прогнозировалось, – доля лизинга недвижимости в портфеле, к примеру, нашей компании по итогам 2007 года составила 4,5% от всего объема заключенных договоров. Но нужно отметить, что спрос на финансовую аренду коммерческой недвижимости стабильно растет. Сейчас мы получаем до пяти заявок в месяц на лизинг недвижимости, а год назад поступали единицы», – отмечает генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Станислав Ким. Он уверен, что в ситуации, когда цены на недвижимость продолжают расти, а потребность в офисах, складских и производственных площадях увеличивается, финансовая аренда должна и может стать наиболее доступным и выгодным способом приобретения коммерческой недвижимости.

«В последнее время на рынке коммерческой недвижимости Петербурга начался процесс стабилизации цен, предложение увеличивается, и спрос на услуги лизинга постепенно растет. Немаловажен переход бизнеса на более высокий уровень, а лизинговые компании могут предложить финансирование на длительные сроки – пять-восемь лет. Потенциально объем рынка велик, но  направление лизинга недвижимости еще не укрепилось в головах предпринимателей в качестве механизма привлечения средств так, как, например, лизинг оборудования и автомобилей. В то же время приобрести в лизинг можно не только офис, но и офисный центр, производственное здание или помещение, склады и даже яхту, но с тем условием, что она будет использоваться для предпринимательской деятельности. Если учитывать общий рост рынка коммерческой недвижимости, то и рост данного направления лизинга будет налицо», – считает генеральный директор компании «МТЛ. Эксплуатация недвижимости» Дмитрий Ханжин.

Будущее лизинга

Несмотря на существенное замедление роста числа сделок по итогам 2007 года, темпы роста объема профинансированных средств лизинговыми компаниями почти не изменились. «Сделки стали более крупными и сложными. В 2007 году мы передали в лизинг целые производственные комплексы, где поставка оборудования проходила несколько этапов, с участием иностранных партнеров, чего раньше не было. Для качественной реализации подобных сделок в нашей компании в 2007 году выделено отдельное направление работы и создан специальный отдел проектного финансирования, набраны квалифицированные специалисты», – объясняет Станислав Ким. С ним соглашается Дмитрий Шульцев. По его мнению, будущее за комплексным лизингом, за проектными решениями, за такими компаниями по организации бизнеса, как «Ильюшин Финанс», которая давно превратилась из обычной лизинговой компании в управляющую компанию целой отрасли и диктует условия (вплоть до качества и технологичности оборудования) не только российским производителям, но и западным.

По мнению лизингодателей, кроме текущих проблем с финансированием, вызванных кризисом ликвидности, эффективному развитию лизинга мешают сложные взаимоотношения с банками. «Банкирам необходимо поменять свое отношение к лизинговым компаниям – не относиться к ним как к конкурентам, а, наоборот, получать максимум от этого партнерства, расширяя тем самым свою клиентскую базу», – уверен Сергей Кирьянов. По мнению директора компании «Мета-Лизинг» Дмитрия Кайсина, нужно совершенствовать законодательство в сфере банковского надзора, контроля и нормативов. «В настоящий момент в соответствии с нормативными актами Банка России выдача кредитов под залог предметов лизинга неудобна для банков. В данном случае предмет залога оценивается как обремененный чужими правами, следовательно, выдача кредита сопровождается требованиями о резервировании», – объясняет Кайсин.

Санкт-Петербург

Крупнейшие компании в секторе машиностроительного, металлообрабатывающего оборудования
Крупнейшие компании в секторе строительной техники
Крупнейшие компании в секторе пассажирского автотранспорта
Крупнейшие компании в секторе легкового автотранспорта
Крупнейшие компании в секторе грузового автотранспорта
На автотранспорт приходится более 40% рынка лизинга СЗФО
Крупнейшие лизинговые компании работающие в СЗФО

Как мы считали

Исследование рынка финансовой аренды Северо-Запада проводилось путем анкетирования лизинговых компаний, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа (СЗФО).

В проекте участвовали лизинговые компании, зарегистрированные на территории СЗФО, а также ведущие деятельность на Северо-Западе филиалы лизинговых компаний, зарегистрированных в других округах.

Основная цель исследования – выявить наиболее динамично развивающиеся лизинговые компании региона.

Компании ранжировались по нескольким показателям: объем нового бизнеса, текущий портфель, объем полученных лизинговых платежей и объем профинансированных средств.

Под объемом нового бизнеса мы понимаем лизинговые сделки, по которым закуплено оборудование для передачи в лизинг по договору либо получен аванс лизингополучателя. Текущий портфель компании оценивается по объему лизинговых платежей к получению или по остаточной стоимости текущих сделок.

Объем полученных лизинговых платежей – сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение отчетного периода, включая доходы от ремаркетинга (от продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя), полученные компанией в отчетный период.

Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в отчетном периоде для исполнения текущих сделок (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы лизингодателя).

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №17 (365) 28 апреля 2008
    Энергетика
    Содержание:
    Охота на атом

    Дефицитные ресурсы, которые потребуются для строительства АЭС в Калининградской области, гораздо эффективнее использовать в аналогичных проектах в других регионах России

    Реклама