От стресса лечатся экстримом

Хотя большинство жителей Северо-Запада по-прежнему проводит отпуска на пляжах, постепенно набирает обороты так называемый активный отдых. Причем все чаще туристы пытаются расслабиться с помощью экстрима

Доля экстремального туризма на рынке пока мала, однако эксперты отмечают: его потенциал велик. По данным Агентства INFOLine, если пять лет назад экстремальный отдых находил спрос у одного человека из ста, сегодня активным туристом становится каждый десятый. То есть примерно 10% населения способны к риску или по крайней мере думают, что способны.

Cегодня рост сегмента экстремального туризма происходит в первую очередь за счет корпоративных заказов, когда фирма оплачивает для группы сотрудников нелегкое путешествие на 5-14 дней, отмечает исполнительный директор компании «Неизведанный мир» Владимир Столяров. Первопроходцами экстремального туризма в России выступили иностранные гости, которых привлекало сочетание суровых климатических условий (Сибирь, Кавказ, Камчатка) с местной экзотикой, а также трофейная охота (Урал, Сибирь). И по сей день среди иностранных туристов пользуются спросом туры на разбитых авто по не менее разбитым дорогам, «походы» в исправительные колонии, скиты и т.д.

Где искать экстремального счастья

В регионе всего несколько компаний предлагают не просто активный, но экстремальный отдых: сплав по горным рекам, подводное плавание, парапланеризм, альпинизм и т.д. На территории России достаточно регионов, где есть возможность организовать суперактивный отдых: горы Кавказа, Карелия, Алтай, Кольский полуостров, Камчатка и т.д. На территории Северо-Западного региона также есть места, подходящие для создания экстремальных маршрутов. Не всегда эти маршруты получается проложить, поскольку существуют проблемы с транспортной и туристской инфраструктурой, информационным обменом и финансированием подобных проектов.

Тем не менее на Северо-Западе задумано достаточное количество интересных проектов. Например, Министерство экономического развития Карелии инициировало строительство спортивно-туристского горнолыжного комплекса «ЯЛГУБА» на землях Прионежского района. По прогнозам, ежегодно в комплексе смогут отдыхать до 30 тыс. человек. В Калининградской области разрабатывается веломаршрут, который предположительно станет составной частью международного маршрута (например, Baltic Cycle). В Мурманской области частные компании подготовили программу «Левозерские приключения». Предполагается целый комплекс активных видов отдыха, включая охоту, рекреационный лов рыбы, зимние сафари на снегоходах и оленьих упряжках, рафтинг, сплав и т.д. Идея – объединить усилия нескольких компаний и предложить новые турпродукты гостям области. Также в Мурманской области разработан проект «Развитие экологического и экстремального видов туризма», который предлагает сплав по рекам и зимние туры на снегоходах вкупе с подледным ловом.

Портрет экстремала

К экстремальным видам относят сплав третьей и выше категории сложности (всего их шесть), восхождения на вершины, технодайвинг (глубже 30 м), дайвинг в пещерах и на затонувшие корабли, прыжки с парашютом и т.д. Медики полагают, что экстремальные виды спорта дают людям ощущения, которых им не хватает в обычной жизни. При этом, по данным Петербургского городского врачебно-физкультурного диспансера, самыми травматичными видами считаются альпинизм, дельтапланеризм и парашютный спорт.

Экстремальный туризм по определению связан с конкретной угрозой, риском для жизни и здоровья. «Те, кто этим занимается по собственному желанию, получают удовольствие на психосоматическом уровне, то есть „сидят на адреналине“. Иногда они называют свои ощущения чувством полета и т.п. Но не только ради этого люди окунаются в экстрим. Они перестраивают собственную личность, оказываясь в пограничной ситуации», – подтверждает Владимир Столяров. Некоторые бизнесмены пытаются «вернуться в реальность», иными словами – приобщиться к обыденной жизни, желательно в тишине и на природе. Поскольку времени у них мало, приходится отдыхать на скорую руку, получив при этом как можно больше ощущений. Экстрим для этого вполне годится.

 pic_text1

Другая часть людей пытается самоутвердиться, преодолеть некие рамки, доказать что-то самому себе и окружающим. По утверждению Столярова, экстремальный туризм нередко способен изменить сознание человека, заставить его пересмотреть взгляды на жизнь. Причем за довольно короткое время.

Аналитические данные турфирм показывают, что экстремальными видами интересуются чаще всего люди 30-35 лет с ежемесячным доходом от 50 тыс. рублей, семейные, с активным отношением к жизни. Это топ-менеджеры, хозяева среднего бизнеса. Неожиданно много женщин, из которых две трети – домохозяйки. Много молодежи, а также людей, которые профессионально занимаются, к примеру, горными лыжами или дайвингом.

За шкурой неубитого медведя

Экстремальный туризм отличается от просто активного отдыха. В активном туризме, полагает Владимир Столяров, «гармоничное сочетание физических нагрузок, отдыха на чистой природе и культурной информации». Это больше похоже на отдых в общечеловеческом понимании этого слова. Для активного туризма не нужна специальная спортивная и техническая подготовка, однако иногда необходимы предварительные тренировки.

В экстремальном туризме требования жестче. Например, во многих случаях туроператор рекомендует посоветоваться с врачами, особенно если речь идет о восхождении на гору или погружении на большую глубину, поскольку неизбежны перепады давления.

Отдых в экстремальных условиях стоит дороже, чем просто активный отдых, тем более пляжный туризм. Одна из причин – небольшие группы. Например, для трофейной охоты формируются группы от одного до четырех человек (плюс сопровождение), для восхождения на вершины или изучения пещер максимальный состав группы – 10 человек. Есть также индивидуальные туры. Кроме того, для занятий экстремальным туризмом необходимо снаряжение. Даже обычный пеший поход не совершить без палатки, спального мешка, аптечки и т.д. Которые, между прочим, нередко приходится нести на себе. Что же касается спелеологов, альпинистов или, к примеру, горнолыжников, их снаряжение весит значительно больше и стоит дороже. Впрочем, в экстремальных турах снаряжение, как правило, несет проводник из местных жителей или оно доставляется в нужную точку каким-либо транспортом. За отдельную плату.

Экстремальный отдых постоянно дорожает. Например, стоимость маршрутов по Камчатке каждый год увеличивается на 15-20%, поскольку лето там очень короткое, а зимой из-за обильных снегопадов передвигаться невозможно. За рубежом этот вид отдыха стоит дороже, чем массовый, поэтому любители острых ощущений зачастую предпочитают путешествия по России. Хотя некоторые виды отдыха в России обходятся дороже, чем за рубежом. Например, недешевое удовольствие – трофейная охота. Чтобы подстрелить медведя и получить его шкуру, придется расстаться с 1500 у.е., лося – 600-800 у.е., кабана – 400-900, не считая обычных расходов на проживание, питание и т.д. Все зависит от размера животного. Средняя цена экстремального тура – примерно 70 тыс. рублей. Однако в пакет не включены дорога до места отдыха и обратно (чаще всего это перелеты), а также страховка. Между тем страхование – важнейшая составляющая экстремального туризма.

Страха нет!

 pic_text2

В конце прошлого года глава МЧС России Сергей Шойгу заявил, что в России необходимо ввести систему обязательного страхования туристов-экстремалов, на операции по спасению которых государство тратит большие деньги. МЧС России рассчитывает, что спортивные и туристские сообщества поддержат идею обязательного страхования. Сегодня страхование – личное дело каждого экстремала. По словам Владимира Столярова, при выезде за рубеж у российских туристов даже не всегда проверяют, есть ли в наличии полис. Между тем на маршруте может произойти всякое, и если у туриста нет полиса, за ним не прилетит вертолет даже когда он сломает себе ногу. Оплата должна быть гарантирована. «Нужно доказывать местным необходимость эвакуации и лечения, – рассказывает Столяров. – Поэтому если случится что-то, в отсутствие страхового полиса это будет дорого и серьезно, вплоть до смертельного исхода».

По словам директора Центра страхования граждан, выезжающих за рубеж, СК «Русский мир» Гаянэ Календжян, поскольку экстремалы подвержены повышенному риску, при выезде за рубеж им лучше приобретать полис с расширенным страховым покрытием. «Страховка предусматривает компенсацию непредвиденных медицинских расходов, возникших в связи с несчастным случаем, заболеванием или смертью застрахованного лица во время туристских поездок за рубеж, а также организацию медицинской помощи за границей. Оператор не будет оплачивать вам лечение за границей, если произойдет несчастный случай или вы заболеете, а бесплатно получить медицинскую помощь за границей не представляется возможным», – уточняет Гаянэ Календжян.

Страховка для экстремалов стоит дороже, чем для обычных туристов, поскольку предполагает повышенный лимит ответственности. По словам менеджера по страхованию выезжающих за рубеж компании «РЕСО» Натальи Лужиной, если максимальное страховое покрытие при массовом туризме составляет 15-30 тыс. долларов, то при экстремальном – 50-100 тыс. долларов. В пакет обязательно входит экстренная госпитализация и транспортировка. Предусмотрены также повышающие коэффициенты в зависимости от сложности и опасности отдыха, например для технодайвинга, в отличие от рекреационного дайвинга. Для лыжников и парапланеристов при выезде за рубеж обязателен полис добровольной гражданской ответственности в пользу третьих лиц. Максимальная сумма покрытия – 50 тыс. долларов. Кроме того, есть страны, которые сами назначают лимит ответственности. К примеру, при въезде на Гавайские острова требуется полис с покрытием в 100 тыс. долларов. Также повышающий коэффициент действует, если турист отправляется в дальние страны. «По России лимит ответственности меньше, поскольку медицинское обслуживание дешевле, – поясняет Лужина. – Максимальный размер покрытия – 30 тыс. долларов».

При сумме страхового покрытия 100 тыс. долларов цена полиса составляет менее 600 долларов. Стандарт по сумме покрытия может быть одинаковым для двух разных людей, а стоимость полиса зависит от состояния здоровья, возраста застрахованного и прочих особенностей, пояснили в компании «Росгосстрах».

Страхование во многих компаниях подразумевает денежную компенсацию, которую пострадавший в суровом походе экстремал сможет получить, вернувшись домой. При этом, отмечает Владимир Столяров, от отдельных страховщиков приходится добиваться возмещения убытков через суд.

 pic_text3

Некоторые страховщики действуют по иной схеме. Например, в компании «Росгосстрах» предусмотрены два вида страхования: от несчастного случая – для путешественников по России и медицинское – для выезжающих за рубеж. Первый вид страхования подразумевает денежные компенсации застрахованным. Второй вид включает в себя экстренную медицинскую помощь, а также при самом пессимистичном развитии событий репатриацию тела на родину. Иными словами, как только наступают форсмажорные обстоятельства, страхователь звонит своему страховому агенту из любой точки планеты (если сможет дозвониться, конечно). Страховщик организует экстренную помощь, вплоть до срочной эвакуации вертолетом из труднодоступных мест.

Перечень страховых случаев, которые попадают в договор страхования, во многом зависит от желаний туриста. Однако, отмечает Наталья Лужина, клиенты зачастую не понимают, от каких именно несчастных случаев они должны застраховаться применительно к конкретному виду отдыха, стране или маршруту.

Спрос на страхование экстремальных видов отдыха сезонный, отмечают страховщики. Зимой полисы покупают горнолыжники, летом – дайверы. При этом в каждой компании за год происходит несколько страховых выплат. «Рынок страхования экстремального отдыха пока слабо развит в России, полисы с расширенным страховым покрытием наиболее востребованы горнолыжниками и дайверами, но в общем объеме договоров страхования выезжающих за рубеж их количество не столь значительно», – говорит Гаянэ Календжян. Иными словами, пока что растущий спрос на экстремальные туры не влияет на желание застраховаться. То ли у любителей суперактивного отдыха не хватает элементарных знаний, то ли экстремалы решили: рисковать так рисковать.

Санкт-Петербург