Опоздали, как всегда

5 мая 2008, 00:00
  Северо-Запад

В портовом бизнесе сложилась парадоксальная ситуация – все участники много лет требовали от федеральных властей принятия ключевого закона «О морских портах», но как только он появился, заговорили о том, что процесс легитимизации портов (главное – юридическое закрепление границ) так и не сдвинулся с мертвой точки. Дело опять тормозит правительство РФ. Чиновники ссылаются на норму Градостроительного кодекса, требующую, чтобы к моменту утверждения границ в правительство были представлены схемы территориального планирования расположения федеральных и региональных объектов транспорта.

Вообще говоря, увязка границ портов со схемами территориального планирования – вещь правильная. И не только в отношении федеральных и региональных объектов транспорта, но и в более широком контексте. Действительно, нельзя просто узаконить исторически сложившееся положение вещей (внешние границы портов и структуру землепользования в этих границах), потому что оно складывалось во многом стихийно, без учета потребностей будущего развития. Если не учесть этого обстоятельства, то будет как с петербургским Генпланом – не успели принять, тут же пошла лавина поправок.

Но все надо делать вовремя – когда отсталая нормативная база только начинает создавать проблемы экономике. Для этого и существует планирование. Правда, с планированием в нынешней России дело, как известно, обстоит из рук вон плохо. Впрочем, это понятно: пока государство сидит на сверхдоходной сырьевой «игле», ему неохота утруждаться такой трудоемкой работой, как создание современного законодательства. Но этого требует отечественная экономика.

В Петербурге, например, необходимость легитимизировать морской порт осознали уже давно. Еще несколько лет назад городские власти обратились в федеральное правительство с просьбой узаконить правовой статус петербургского морского порта. Но дело, как обычно, погрязло в согласованиях. В прошлом году администрация Петербурга повторила попытку, предварительно согласовав документы с «Росморпортом» и пограничным ведомством. Но и это не помогло. Правительство продолжало ссылаться на необходимость сначала принять ключевой закон «О морских портах».

Этот закон разрабатывался почти десять лет. Ожидалось, что он будет внесен Минтрансом в Государственную думу в начале 2004 года. Однако документ утонул в федеральных министерствах и так и не был принят. Два с половиной года назад президент Путин дал прямое распоряжение срочно завершить разработку закона, но правительство в указанный срок (в течение 2006 года) не уложилось. Наспех сколоченный закон появился только в конце 2007  года.

К сожалению, ситуация еще хуже. Помимо дефектов закона неадекватно госрегулирование портового бизнеса – соответствующее бюджетное, налоговое, таможенное, земельное, водное законодательство.

Даже организация контроля в портах, как утверждает руководитель общественного совета по транспорту при полпредстве президента РФ в СЗФО Олег Крашенинников, не соответствует общепринятой практике и тормозит их развитие. А ведь за все это отвечает правительство РФ.

Провалы в работе российского правительства уже давно никого не удивляют. Оно явно не справляется со своей основной функцией – выстраиванием современных правил игры в экономике. Своей медлительностью и низкой квалификацией оно порождает лавину проблем. Видимо, был прав все-таки бывший советник президента Андрей Илларионов, когда утверждал, что деятельность российского правительства тормозит развитие страны. Похоже, можно сформулировать эту мысль еще жестче – правительство РФ является главным тормозом развития России. Оно явно нуждается в самой радикальной реконструкции. И если это не удастся новому премьеру Владимиру Путину, то о последствиях для страны не хочется даже думать. Особенно если спадет мировая нефтегазовая конъюнктура.