Равнение на Европу

Новые правила игры на рынке аудита Евросоюза затронут интересы российских эмитентов и аудиторов, в том числе из СЗФО

Ключевым условием для компаний, желающих попасть на зарубежные биржи или найти иностранных инвесторов, является подготовка достоверной финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО) за последние несколько лет. При этом рынок МСФО, самый молодой и динамично развивающийся в структуре регионального и российского аудита, все больше зависит от мировых тенденций. Помимо владения в совершенстве языком, понятным аудиторам и финансистам всего мира, нашим «международникам» нужно быть в курсе нововведений европейского и американского рынков аудита.   

Ключевые принципы Восьмой Директивы ЕС, которые должны быть приняты на уровне государственного регулирования аудиторской деятельности в странах – членах ЕС к 29 июня 2008 года, зададут вектор развития рынка аудита ЕС на ближайшие годы. Главное, что документ непосредственно касается аудиторов из стран, не входящих в Евросоюз, если они обслуживают компании, кредитующиеся за рубежом или планирующие размещение на европейских биржах. По новым требованиям ЕС, во внимание будут приниматься не только грамотность и адекватность финансовой отчетности эмитента, но и репутация аудитора, который ее подготовил. В СЗФО это приведет к еще большему сужению рынка МСФО, а компаниям, планирующим освоить международную систему заимствований, придется выбирать всего из нескольких самых крупных аудиторов.

Кто в выигрыше

Директива – давно ожидаемый в ЕС шаг. Она направлена на улучшение качества публичной отчетности и достоверности – устанавливает минимум необходимых требований к обязательному аудиту. Международные аудиторские сети ожидают, что с принятием Директивы произойдет качественный рост рынка потребления аудиторских услуг.

Новый регулятор также призван восстановить уверенность инвесторов в достоверности ежегодных финансовых результатов крупных компаний, в том, что их интересы надежно защищены, а бизнес ведется по понятным и универсальным принципам, независимо от того, на каком рынке действует компания. Нарекания к финансовой отчетности, как правило, возникают из-за несовершенства применяемых международных стандартов, а нередко и недобросовестности аудиторов. Ответом на это стало ужесточение требований к основным участникам, прежде всего публичным компаниям и их аудиторам. Вслед за системой нормативных актов, принимаемых в рамках закона Сарбейнса-Оксли в США, в Европе была принята Восьмая Директива Евросоюза.

Что нам ждать

В соответствии с положениями Директивы назначение аудитора будет проводиться по рекомендации внутренних аудиторских комитетов, обязательно создаваемых в публичных компаниях. На российских предприятиях, отвечающих критериям открытости и публичности в западном понимании, аудиторские комитеты уже работают. Правда, таких пока единицы.

Одним из основных остается принцип независимости – ни аудитор, ни аудиторская компания не должны быть вовлечены в принятие решений клиентом. При проведении официального аудита в странах Евросоюза применимы только международные стандарты (МСА). Аудитор должен отклонить любое неаудиторское задание и даже обязан документировать все значимые факты, ставящие под угрозу его независимость. Для того чтобы обеспечить принцип независимости, предусмотрена принудительная ротация аудиторской компании через каждые семь лет или смена ведущего партнера по аудиту каждые пять лет. Меры, предложенные поправками Директивы, ограничат возможности советов директоров при выборе соответствующей аудиторской фирмы. Принудительная ротация также запрещает назначение той фирмы, которая уже оказывала услуги, и исключает возможность привлекать того же аудитора даже к сопутствующим услугам, что еще более сужает выбор.

Восьмая Директива ЕС предписывает обязательную регистрацию аудиторских компаний неевропейских стран в Евросоюзе, а также включение в систему надзора в соответствующей стране. Оценивая нынешнее состояние российского рынка аудита, можно предположить, что не все российские компании смогут пройти эту регистрацию.

Однако ЕС дает время иностранным игрокам до конца 2010 года. В период перехода к единым европейским стандартам обязательного аудита и корпоративного управления проверять работу зарубежных аудиторских компаний по-прежнему будут национальные внутренние надзорные органы. К концу этого периода предполагается, что системы надзора и контроля в европейских и неевропейских странах станут эквивалентными.

По прогнозам специалистов, в ближайшие два-три года произойдет заметное перераспределение влияния, в том числе на одном из крупнейших рынков аудита СЗФО. Местные компании гораздо больше, чем крупные АКГ общероссийского масштаба, зависящие от региональной конъюнктуры, будут терять долю в аудите по МСФО, а также долю более сложных сопутствующих аудиту услуг. А это значит, мы увидим большее число слияний и объединений в аудиторские группы. Тенденция, когда аудит крупного бизнеса региона достается сетевым АКГ, занимающим первые строчки в общероссийских и региональных рейтингах, будет только усиливаться. При этом фирмы, заинтересованные в качественном аудите по МСФО, будут вынуждены обращать внимание еще и на то, зарегистрирована ли компания на ключевых европейских биржах – Лондонской (LSE) и немецкой Deutsche Boerse. В противном случае у потенциальных эмитентов могут возникнуть проблемы с признанием достоверности их отчетности, и тогда придется отложить встречу с инвестором или размещение акций на неопределенный срок.

Санкт-Петербург

Справка

В 2007 году IPO успешно провели Банк «Санкт-Петербург», строительная корпорация «ЛСР», УК «Арсагера». В ближайшие два_три года возможность размещения акций рассматривает ряд компаний и банков СЗФО: аптечная сеть «Первая помощь», группа «Теорема», «ЛенСпец-СМУ», группа компаний «Балтимор», Инвестиционный банк «КИТ Финанс», порт Усть_Луга, холдинг «Ладога».