Запах газовых денег

12 мая 2008, 00:00
  Северо-Запад

Российские и южнокорейские корабелы будут совместно работать на освоении континентального шельфа

Объединенная промышленная корпорация (ОПК) и южнокорейская Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (вторая в мире по объемам коммерческого судостроения) подписали меморандум о совместной реализации проектов в судостроении. Основной интерес партнеров – «производство судов для освоения континентального шельфа», говорится в сообщении ОПК.

Только для транспортировки природного газа, добытого на Штокмановском месторождении в Баренцевом море, а затем сжиженного на заводе в Мурманской области, потребуется до 25 газовозов. Стоимость каждого из них достигает 200-250 млн долларов. «Газпром» готов заказать эти суда в России, но отечественные предприятия (в том числе входящие в ОПК «Северная верфь» и Балтийский завод) их построить не в состоянии. Нет ни современных технологий, ни должной технической оснащенности самих судостроительных мощностей. Для Daewoo, напротив, – изготовление судов-газовозов (фирма контролирует 30% мирового рынка этой продукции), плавучих заводов по сжижению газа, морских буровых платформ – это ее конек.

В обмен на возможность заработать в России Daewoo готова, судя по ее декларациям, участвовать в строительстве нового судостроительного комплекса для производства крупнотоннажных морских судов в Петербурге, поставлять оборудование, передавать опыт управления верфями.

Иностранцы никогда не проявляли особого интереса к находящимся в глубоком кризисе судостроительным активам РФ. Постепенно, однако, ситуация меняется. Так, в апреле 2008 года стало известно, что норвежская Aker Yards – также одна из крупнейших мировых судостроительных компаний – может войти в проект создания в РФ суперверфи стоимостью 1 млрд долларов. Вызвано это не только тем, что на горизонте замаячили крупные газпромовские заказы, но и тем, что со стороны государства сделаны определенные шаги в поддержку отечественных корабелов.

Виктор Цукер