Бунт регионов

Тема недели
Москва, 19.05.2008
«Эксперт Северо-Запад» №20 (368)

Как власти субъектов РФ, так и бизнес давно уже критикуют федеральное правительство за неоправданный унитаризм – стремление сокращать налоговую базу регионов и ограничивать их полномочия в пользу центра. В этом свете отсутствие заявок на федеральный конкурс по созданию особых экономических портовых зон (ПОЭЗ) от крупнейших российских портов (несмотря на обещание весьма значительных льгот) можно трактовать как бунт регионов.

Для потенциальных резидентов ПОЭЗ (как, впрочем, и для компаний на других рынках) льготы уже перестали быть главным фактором инвестиционной привлекательности. Им гораздо важнее правила игры, в частности – в силу специфики портового бизнеса – свобода управления своими инвестициями. Между тем управлять развитием ПОЭЗ и распоряжаться их земельными участками, по замыслу правительства, будет федеральная госкомпания – ОАО «Особые экономические зоны» (ОЭЗ). Если речь идет о новых портах, требующих значительного участия федерального бюджета для создания естественно-монопольной государственной инфраструктуры (причальных стенок, подводных каналов, транспортных подходов к порту), бизнес еще готов принимать такое условие (да и то главным образом от безысходности). При реконструкции действующих портов с уже существующей инфраструктурой появление государственной компании, которая фактически будет управлять частными инвестициями, воспринимается бизнесом в штыки.

В этом их поддерживают власти регионов, у которых есть свои причины. Дело в том, что льготы резидентам ПОЭЗ предоставляются не только из федерального, но также из региональных бюджетов и при этом все управление зоной федерация забирает себе (в лице компании «ОЭЗ»), лишая регионы как налоговых поступлений от резидентов, так и контроля над значительными территориями (по закону, ПОЭЗ могут иметь площадь до 50 кв. км). Такие условия делают создание ПОЭЗ в действующих портах невыгодным и для властей регионов.

В двух крупнейших российских портах – Петербургском и Новороссийском – ситуация усугубляется тем, что они располагаются в городской черте. Увеличение их грузооборота сдерживают не столько недостаточные мощности стивидорных компаний, сколько неадекватная транспортная инфраструктура. Она не позволяет обеспечить нормальный ввоз и вывоз даже нынешних объемов груза, так что до 100 млн тонн ежегодно уходит в сопредельные государства – на Украину, в Финляндию, прибалтийские страны. Несмотря на это, объем госфинансирования недавно принятой правительством РФ ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» был сокращен в два раза по сравнению с расчетами Минтранса. Приоритетами программы названы федеральные автомобильные трассы (скоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург и др.) – на них деньги найдутся, а вот на подъезды к портам – не факт. В таких условиях наращивать портовые мощности в действующих портах весьма рискованно.

Любопытно, что ситуация с ПОЭЗ очень напоминает историю с принятым правительством РФ для регулирования портового бизнеса законом «О морских портах РФ». Его дефекты также мало способствуют развитию действующих портов и он, как и положение о ПОЭЗ, более или менее работает лишь для новых портов (см. «Запустили порты», «Эксперт С-З» №18 от 5 мая 2008 года). Получается, что вне зависимости от истинного замысла правительства его шаги по регулированию портового бизнеса объективно направлены только на развитие новых портов. Причем главным образом таких, где все управление сконцентрировано в руках госмонополии (ОАО «ОЭЗ»).

Это, конечно, соответствует новейшей тенденции по огосударствлению экономики, но не помогает действующим портам, успешно развивающимся усилиями частных компаний. Они не нуждаются в прямом государственном руководстве, а лишь в адекватном госрегулировании. Если российское правительство действительно намерено привлекать для их развития частные инвестиции, то предлагаемые им меры должны учитывать реальные потребности портов и интересы всех участвующих сторон, в том числе бизнеса и региональных властей.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (368) 19 мая 2008
    Особые экномические зоны
    Содержание:
    Реклама