Перестало быть метафорой

Москва, 19.05.2008
«Эксперт Северо-Запад» №20 (368)
Валентина Матвиенко: «Мы не только продекларировали, что Санкт-Петербург – город с европейским уровнем жизни, но и выразили это в конкретных показателях, чтобы через них анализировать качество своей работы»

Первое заседание Конституционного суда России после его переезда в Санкт-Петербург состоится 22 мая. Город официально признан второй столицей, однако до сих пор ведутся споры о том, формально ли это определение или же оно наполнено глубоким смыслом. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко объяснила в интервью «Эксперту С-З» свою точку зрения по этому вопросу, а также рассказала о перспективах экономического развития города.

В камерной обстановке

– Я думаю, принятое решение о переводе Конституционного суда из Москвы в Петербург имеет общенациональное значение. Россия – федеративное государство, и исходя из европейского и мирового опыта это абсолютно нормально, когда одна из ветвей власти, в частности высшие судебные органы, находится не в административном центре страны. Что касается Петербурга, нас всегда называли второй столицей. Но прежде это скорее была метафора, нежели факт. И в связи с этим необходим отдельный закон о городах федерального значения. Этот закон должен определять ответственность Петербурга за выполнение федеральных функций и в то же время ответственность федерации перед городом, который берет на себя такую нагрузку. Мы планируем выйти с этим проектом в Государственную думу, чтобы закрепить свой статус в виде закона.

– Что даст Петербургу изменение статуса?

– Прежде всего это имидж города, его престиж. Это мощный импульс привлечения идей, капиталов, развития международных и внешнеэкономических связей. Получаем новый статус – получаем иную деловую среду, в город приходят новые, статусные российские и зарубежные инвесторы. Еще пять-семь лет назад самыми крупными налогоплательщиками города были пивоваренные компании. Благодаря той работе, которую мы провели по привлечению крупного бизнеса, ситуация коренным образом изменилась.

Возьмем для примера переход к нам крупной судоходной компании «Совкомфлот». Петербург – морская столица, но у нас не было своего флота. Балтийское морское пароходство в свое время пустили с молотка. Теперь «Совкомфлот» переводит свои суда под российские флаги и в Петербурге наконец появится своя крупная судоходная компания. Это позитивный тренд, когда в город вкладываются финансовые ресурсы. Но вместе с тем я против того, чтобы в Петербург переезжали другие органы федеральной власти – в этом нет необходимости. Москва прекрасно справляется с этими функциями, а Петербург – камерный город, которому чужда суета, присущая столично-чиновничьим мегаполисам.

Спор прекращен

– Изменились ли за последний год приоритеты экономического развития Петербурга? Не так давно заявлены несколько крупных девелоперских проектов, при том что ранее в качестве приоритетного направления рассматривалось создание автомобильного кластера…

– В городе постоянно шел схоластический спор, что необходимо развивать в первую очередь. Но при составлении стратегии экономического развития скептики лишний раз убедились: подобный мегаполис не может развиваться одновекторно. На службу городу надо ставить весь потенциал. Все говорили: зачем Петербургу промышленность, давайте развивать туристическо-культурный центр. Идея замечательная, но, к сожалению, она не кормит город. Имея крупный промышленный кластер, мы не могли позволить, чтобы он приходил в упадок. К счастью, основной потенциал – судостроение, энергомашиностроение, обрабатывающая отрасль – сохранен. Автомобильный кластер – дополнительная загрузка для наших промышленных предприятий, ведь через несколько лет мы планируем достичь 80% локализации производства автокомпонентов и запчастей.

Обидно не использовать в полной мере выгодное геополитическое положение Петербурга. Наш морской порт – крупнейший в России. Ежегодный объем переработки грузов составляет порядка 50 млн тонн, но город как транспортный узел способен пропускать гораздо больше. Поэтому в ближайшее время будут построены новые причалы у станции Бронка, в городе Ломоносове, которые дополнительно обеспечат грузооборот порядка 30-40 млн тонн в год.

По итогам 2007 года темпы роста экономики составили 10%, это по всем меркам – мировым, европейским – высокие показатели, тем более что у нас нет сырьевого сектора, выживаем только за счет реальной экономики. Конечно, с каждым годом каждый следующий процент роста дается все с большим трудом. И мы не просто отстраненно смотрим на это, а анализируем, куда идти дальше, чтобы поддерживать высокие темпы развития. Мы не только продекларировали, что Петербург – город с европейским уровнем жизни, но и выразили это в конкретных показателях. И через эти целевые показатели анализируем качество своей работы. Есть конкретное понимание, где получается, где нет, где требуется изменение показателей.

Задача номер один для нас – выполнение концепции государственной жилищной политики. Думаю, в качестве доказательства достаточно привести цифры по объемам вводимого жилья – за последние годы они увеличились более чем вдвое. По этому показателю мы лидируем в России. Планируем вводить в строй ежегодно до 3 млн кв. м жилья. Сегодня на разных стадиях строительства – от проектирования до возведения – находится порядка 12 млн кв. м жилья, что обеспечивает мощный задел на будущее.

Еще одна приоритетная задача – сохранить конкурентоспособность петербургской промышленности. Как это сделать? Уверена, единственно правильный путь – инновационное развитие экономики. Модернизация производства, обновление основных фондов, сокращение затрат за счет применения, к примеру, ресурсосберегающих технологий. Правительство города делает акцент на развитии высоких технологий. Создание особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Нойдорф» – один из таких шагов, обеспечивающий условия для сохранения нашего научного потенциала…

– «Нойдорф» вообще стал знаковым для Петербурга, ведь из четырех ОЭЗ, созданных в России, только «Нойдорф» фактически стартовал с нуля.

– Да, это действительно так. ОЭЗ в Дубне создавалась на базе ИT-технопарка, в Томске на тот момент уже работало производство по выпуску высокомолекулярного полиэтилена. Зеленоград тоже стартовал на базе научных лабораторий. Нам же пришлось пройти сложный период документарных согласований, потратить много времени на установку границ территории зоны, оформление градостроительной документации. Сегодня зона «Нойдорф» заполнена участниками, идет проектирование, и, по оптимистичному прогнозу, к концу 2009 года она будет открыта. Предполагаемый объем инвестиций в строительство составит порядка 7 млрд рублей.

В чистом виде технико-внедренческая зона не очень выгодна экономически, поэтому нужно разрешить делать там опытное производство. Мы обратились с таким предложением в Министерство экономического развития России, надеюсь, что решение будет положительное. Конечно, есть ряд проблем, решение которых от нас не зависит. На мой взгляд, федеральный центр мог бы давать больше свободы субъектам федерации, чтобы оперативно решать многие вопросы. Ненужное дублирование, дополнительное согласование – все это замедляет принятие решений.

Существует РосОЭЗ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами), отвечающее за реализацию проекта, и ОАО «ОЭЗ», которому переданы все финансовые средства для его реализации. Возникает противоречие между необходимостью решать поставленную государством задачу и коммерческим характером деятельности компании, которая должна ее выполнить, не потеряв при этом собственную рентабельность. Ведь затраты на создание инфраструктуры особой прибыли не принесут. Такой подход может привести к попытке часть затрат государства перенести на резидентов, что значительно снизит привлекательность зоны. Считаю, что город должен играть гораздо большую роль в реализации проекта ОЭЗ. Ведь зона создавалась по заявке региона, она должна способствовать развитию его экономики. И правительство Петербурга выступает здесь как наиболее заинтересованная сторона.

Субъектов на волю

– Взаимоотношения центра и регионов – вообще отдельная тема. Судя по вашим словам, вы сторонник передачи части полномочий от федерального центра местным властям?

– Этот вопрос чрезвычайно важен для нашей страны. Нужно больше функций и полномочий передавать субъектам Российской Федерации. На уровне руководства страны есть такое понимание, эта тема неоднократно обсуждалась на различных заседаниях. Но федеральные министерства так трудно расстаются с властью! И так неохотно отдают полномочия субъектам, будто у них нечто кровное отнимают.

Идеальная конструкция – когда на всех уровнях власти четко прописаны полномочия и ответственность. Когда эти полномочия размыты, значит размыта и ответственность. Есть федеральные законы, которые определили их уровень. Но дальше начинается жизнь. А она такова: закон вышел, но к нему нет подзаконных актов. Полномочия передали, но на минуточку забыли о финансовом обеспечении этих полномочий.

Есть и другие парадоксальные вещи. Когда, к примеру, одно из министерств издает свой приказ как подзаконный акт, который абсолютно искажает нормы закона. Мы вынуждены были обращаться в прокуратуру, чтобы она отменила приказ одного из министерств, вторгшегося в полномочия субъекта РФ. Нам удалось добиться истины.

Но это ненормально, когда на территории субъектов федерации избыточное количество представительств федеральных органов власти. Они, как правило, малочисленны, с низкой зарплатой, туда сложно набрать квалифицированных специалистов. И вот они начинают искать себе работу, перетягивать полномочия. И зачастую, кстати, ставят бизнес в очень сложное положение. Ведь федеральные представительства, чтобы замаскировать свою несостоятельность, начинают создавать коммерческие структуры. Приходит бизнесмен на согласование условного проекта – его отправляют в дочернюю структуру, которая выставляет немыслимые счета, и только с ее визой ставится вожделенная печать. И таких примеров можно привести много.

Мы очень надеемся, что эти избыточные функции будут изъяты у федеральных органов власти на местах, будет больше доверия субъектам федерации. Передайте полномочия – и спрашивайте, контролируйте. Но не надо вешать нам гири на руки и на ноги. Иначе мы не сможем динамично развиваться. Если я, губернатор, не могу решить насущный вопрос потому, что он требует долгого согласования с федеральными структурами, это невозможно.

– Последнее время в прессе постоянно муссируется идея объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, приводятся мнения известных людей. Вы горячо поддержали эту идею. Но предпринимаются ли какие-то конкретные шаги? Не останется ли эта тема на уровне разговоров?

– Я действительно являюсь сторонником объединения города и области. Считаю, что рано или поздно это должно произойти. В этом есть логика, основанная на многих предпосылках, в том числе исторических, экономических и чисто житейских. И я намерена инициировать этот вопрос в правительстве Российской Федерации. Но это не вопрос двух-трех дней или двух-трех месяцев, у нас ничего не горит. Ведь уровень разговоров, как вы выразились, тоже очень важен.

Сейчас этот вопрос спокойно прорабатывается, ведется изучение общественного мнения. По данным предварительных социологических опросов, большинство жителей города и области высказываются за объединение. Параллельно группа специалистов занимается анализом ситуации и подготовкой экономического обоснования проекта объединения. Но этот процесс требует времени. Процедура объединения очень сложна. При существующих законах она займет минимум два года. Эту тему необходимо спокойно обсудить с федеральными органами власти, узнать их точку зрения, их позицию. Инициировать объединение должны оба субъекта федерации, но решение о целесообразности этой идеи будет приниматься на федеральном уровне. Так что на вопрос, что происходит сейчас, могу коротко ответить: тема актуальна, ее обсуждают, к этой идее начинают привыкать. И это хорошо. Идея должна «созреть», а мы пока будем вести спокойную, взвешенную работу – изучать мнение жителей города и области, искать нужные аргументы в защиту своей позиции для обращения в правительство России.

Не забыть про малый

– Малый бизнес сейчас находится под пристальным вниманием правительства России. На ваш взгляд, что необходимо сделать, чтобы от многочисленных деклараций перейти наконец к реальным шагам?

– Действительно, много деклараций о поддержке малого и среднего бизнеса, и одновременно – очень много проблем. Я полагаю, с учетом позиции руководства страны, что уже в скором времени мы увидим реальные изменения во взаимоотношениях власти и бизнеса. Ведь без создания класса собственников, без создания среднего класса экономических перспектив у нас не будет.

Частный пример: провожу совещание по вопросу подключения предприятий малого бизнеса к электричеству. Казалось бы, 50-100 кВт – такая мелочь. Но сегодня законодательство таково, что Ижорским заводам и небольшому цеху, чтобы подключиться к энергосистеме, нужно пройти одинаковый путь. Такова федеральная нормативная база. Вопрос в том, что на подписание договора на подключение электроэнергии (а он состоит из 40 листов, его и прочитать-то невозможно) бизнесмен потратит год-полтора. Что мы можем сделать на уровне города? Практически ничего. Вышли на руководство РАО «ЕЭС России», сейчас предметно разбираемся, что нужно сделать для того, чтобы предприниматель пришел в «одно окно», отдал заявку, через месяц подписал договор и получил положенные ему киловатты. Мы обязательно должны выстроить эту систему. Мне говорят, что я нарушаю действующие правовые акты. Но я готова к прецедентным судам, чтобы доказать необходимость пересмотра действующих правил, наносящих колоссальный ущерб развитию малого бизнеса.

Вторая проблема – доступ к помещениям. За эти годы большинство площадей, пригодных для малого бизнеса, отдано в аренду. Правительство Петербурга инициировало законопроект о том, что добросовестный арендатор имеет право целевого выкупа занимаемого им в течение нескольких лет помещения. Действующий федеральный закон о приватизации таков, что подобные помещения можно приватизировать только через открытые торги. И, конечно, когда мы начали выставлять их на торги, весь малый бизнес выступил против. Потому что приходят крупные компании, которые просто перекупают эти помещения. Мы поняли ситуацию, ввели мораторий на продажу площадей, которые занимает малый бизнес, и внесли в Госдуму упомянутый выше законопроект. Конечно, теоретически существует опасность, что появится спекулятивный рынок, но ведь все можно оговорить в законе, чтобы не было лазеек для мошенников. В июне обсуждение законопроекта будет продолжено.

Волнует всех и возможность кредитования, особенно получение микрокредитов. Да, сегодня у правительства Петербурга есть соглашение с рядом банков по приемлемым условиям кредитования малого бизнеса, согласно которому город субсидирует процентную ставку. Следующий шаг – активное микрокредитование, чтобы любой предприниматель мог получить определенную сумму фактически под честное слово. Вероятно, городу придется давать какие-либо гарантии банкам, ведь это рисковое кредитование. Но мы готовы на это пойти.

В качестве отдачи хотелось бы увидеть готовность малого бизнеса не только заниматься торговлей, но и развивать производственную сферу, уходить в аутсорсинг. Мы хотим, чтобы малый бизнес приходил в ЖКХ. Возьмите в управление один дом, потом два – мы будем приветствовать, развивайтесь, это реальный семейный бизнес.

Презентация всех

– Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) из года в год становится все более привлекательной площадкой для обмена мнениями и обсуждения общемировых и внутрироссийских тем. И его роль постоянно повышается. Что дает Петербургу статус организатора форума? Чего вы ожидаете от форума в текущем году, будут ли там подписаны экономические соглашения, в которых одной из сторон выступит Петербург?

– Петербургский экономический форум – это великолепная презентация города для сотен крупнейших инвесторов, что приводит уже к новым инвестиционным проектам. Результаты можно оценивать не только по уровню дискуссий, но и по уровню конкретных подписанных соглашений. В рамках форума, как показал прошлый год, заключаются очень крупные сделки. В 2007 году подписано порядка 30 протоколов о намерениях и инвестиционных соглашений на сумму свыше 13,5 млрд долларов. Напомню, к примеру, что именно год назад во время ПМЭФ акционеры Магнитогорского металлургического комбината приняли решение о строительстве в Петербурге завода по производству штампованных изделий для автомобильной промышленности.

Что касается предстоящего форума, то прежде всего нужно отметить презентацию Нефтяной биржи, которая будет организована в Петербурге, – мы долго разрабатывали этот проект. Кроме того, именно на форуме объявят победителя концессии по строительству Западного скоростного диаметра в Петербурге, состоится закладка первого камня в основание автомобильного завода Hyundai. Готовятся к подписанию еще несколько крупных инвестиционных соглашений.

Прежде проблемы России обсуждали в Лондоне или Давосе, а у нас эта ниша для дискуссий была не занята. И мне кажется, что Петербургский экономический форум ее удачно занял. После того как ПМЭФ перешел под опеку Министерства экономического развития России, полностью изменилась идеология, его статус, появился огромный интерес в мире. В прошлом году ПМЭФ стал частью Давосского форума, тем самым были признаны его роль и значение. А Петербург, в свою очередь, с каждым годом укрепляет новый для себя имидж крупнейшего делового центра. Город получил особый статус международной площадки для проведения переговоров. Здесь формируется идеология. Это прекрасная возможность объективно показать Россию, без политического налета, без искажений.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (368) 19 мая 2008
    Особые экномические зоны
    Содержание:
    Реклама