Декларация и намерения

Тема недели
Москва, 26.05.2008
«Эксперт Северо-Запад» №21 (369)
Указ президента Дмитрия Медведева о поддержке малого бизнеса принесет пользу, только если будет создан четкий механизм его адекватного исполнения

В марте еще не вступивший в должность президент Дмитрий Медведев провел в Тобольске знаменитое ныне заседание президиума Госсовета о развитии малого и среднего бизнеса в России. По результатам обсуждения Медведев пообещал раздать поручения, «в частности, по изменению законодательства в части устранения избыточного госконтроля».

Главная идея – уменьшить количество проверок, которым подвергается малый бизнес. Кроме того, президент признал, что необходимо снизить плату за присоединение к электрическим сетям для субъектов малого предпринимательства. 14 мая он подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Благие намерения

Своим указом Дмитрий Медведев дал задание федеральному правительству в течение двух месяцев разработать и внести на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, принципиальные положения которых прямо сформулированы в указе. Так, с контрольными проверками госорганы (кроме налоговых органов) должны приходить на малые предприятия не чаще чем один раз в три года. Внеплановые проверки остаются лишь в опасных случаях, да и то они должны быть согласованы с прокурором. Милиция лишается внепроцессуальных прав на проверку малых предприятий.

Также упрощается вход на рынок – вводится преимущественно уведомительный порядок регистрации, сокращается количество разрешительных документов, лицензирование заменяется обязательным страхованием профессиональной ответственности и др. Кроме того, местные власти получают право предоставлять малым предпринимателям помещения в аренду по льготным ставкам и, что еще важнее, продавать их без конкурса.

До 1 сентября 2008 года правительство должно утвердить план мероприятий по удешевлению подключения предприятий малого бизнеса к энергетическим сетям, а не позже 1 июля 2009-го президенту должен быть представлен доклад о реализации этого плана. Проконтролировать, как местные чиновники приведут законодательство о малом бизнесе в соответствие с общероссийскими нормами, поручено представителям президента в федеральных округах.

Вдогонку этому указу Дмитрий Медведев 19 мая подписал еще один – «О мерах по противодействию коррупции», который малые предприниматели также считают «своим». Этот документ утверждает состав Совета по противодействию коррупции в стране и требует от Совета уже через месяц показать президенту национальную программу по борьбе с коррупцией.

Вниз по вертикали

Председатель Общественного совета по малому бизнесу при губернаторе Петербурга Владимир Федоров доволен обоими указами: «Действия нового президента превзошли наши ожидания. Есть ощущение, что малый бизнес становится одним из приоритетных направлений государственной политики». По его мнению, указ Медведева о создании антикоррупционного совета особенно важен для малых предпринимателей: «Крупный бизнес так не страдает из-за коррупции, как малый».

Предприниматели приветствуют намерение президента ограничить проверки госорганами малых предприятий, однако высказывают сомнения, будет ли выполнено то, что зафиксировано на бумаге, хотя бы и за подписью главы государства.

«Указ – еще не закон. Пока это очередное благое пожелание», – замечает координатор общественного движения «Лига арендаторов госимущества» Яна Боровицкая. По ее мнению, в целом ряде городов выполнить некоторые пункты указа не представляется возможным. В частности, закон о льготной аренде и выкупе для предприятий малого бизнеса подразумевает легкий доступ субъектов малого предпринимательства к объектам недвижимости. «Но откуда появятся помещения для сдачи в долгосрочную аренду? – интересуется Боровицкая. – В Петербурге, да и в других регионах, ликвидные помещения давно арендованы. В свое время они были неликвидами, но арендаторы привели их в порядок. Свободны только затопленные подвалы или помещения, которые чиновники довели до состояния полнейшей разрухи. Сейчас региональные чиновники стараются освободить объекты от арендаторов под любым предлогом. Предпринимательство уничтожается на местном уровне при попустительстве верховной власти».

«Перечисленные в указе проблемы назрели, и хорошо, что они признаны важными. Движение идет в нужном направлении. То, что сказал Медведев, замечательно, – говорит председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. – Но есть два момента. Во-первых, хватит ли политической воли разработать законы вовремя и в нужной редакции. Второй момент – между населением, предпринимателями и президентом есть „прокладка“ из чиновников. Чиновники могут торпедировать исполнение указа». Но даже если необходимые законы и появятся, не факт, что они будут выполняться, полагает Третьяков. Решения верховной власти до сих пор нередко саботировались на местах. «Вертикаль власти до районов не дотянулась», – горько шутит Третьяков.

Не хватает

Исправить ситуацию в стране будет непросто. В России действует множество законов с не самыми плохими нормами, которые, однако, не выполняются. Так, по словам Алексея Третьякова, частота плановых проверок у нас и сейчас законодательно регламентирована. А внеплановые проверки обычно проводятся в интересах фирм-конкурентов (или претендентов на помещение), связанных (через собственность или взятки) с чиновниками. Они постараются найти лазейки в новых законах. Например, воспользуются тем, что указ разрешает проводить внеплановые проверки «в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей». Инициаторами таких проверок могут выступать посетители магазинов, кафе, ресторанов и т.п. Механизм «наезда» на предпринимателей под подобными предлогами хорошо отработан.

Кроме того, указ касается далеко не всех проблем, мучающих предпринимателей. В качестве примера Алексей Третьяков называет избыточность инструментов контроля над деятельностью малых предприятий. Так, контрольно-кассовые аппараты реально не нужны для контроля предприятий, работающих на «вмененке» (вместо основных налогов платят единый налог на вмененный доход). Тем не менее предпринимателей заставляют покупать кассовые аппараты, которые выпускает Рособоронпром. Бизнесмены уверены, что это делается лишь для того, чтобы обеспечить заказами предприятия оборонки.

Что касается взаимоотношений предпринимателей с естественными монополистами, то проблема тут не только в высокой плате за подключение, которую президент распорядился существенно понизить. Во многих регионах (в том числе в Петербурге и Ленобласти) нет четкого регламента подключения, а если есть, то он зачастую не исполняется. В результате, по словам Федорова, мало того что для открытия малого производственного предприятия придется уплатить 5 млн рублей за выделение необходимых мощностей, но и сроки подключения заранее неизвестны – они могут превышать год. И это при том, что на словах развитие малого бизнеса в производственной сфере власти всячески приветствуется.

Вовсе не затрагивает указ земельного вопроса, также чрезвычайно важного для малого предпринимательства, особенно в сельской местности, где свободных помещений практически нет и для открытия малых предприятий необходимо строить объекты. Процедура получения земельного участка для бизнесменов не менее обременительна, чем подключение к энергосетям.

Законы вне смысла

По мнению предпринимателей, особенно сложно будет исполнить требование президента Медведева о приведении российского законодательства всех уровней в соответствие со своим указом. «Анализ действующего законодательства показывает, что многие правовые акты словно специально написаны для того, чтобы снять с чиновников ответственность, но при этом дать им больше полномочий по присвоению оставшейся части неприватизированного государственного имущества или создания таких арендных отношений, при которых арендатор всегда будет вынужден искать пути решения постоянно возникающих проблем», – поясняют в Лиге арендаторов.

Указ Медведева предписывает «наделить субъекты РФ правом определять порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона». В Госдуме сейчас рассматривается соответствующий законопроект, разработанный Минэкономразвития (МЭР). Во втором чтении депутаты основательно подправили первоначальный вариант в соответствии с предложениями председателя Имущественного комитета Госдумы Виктора Плескачевского. В результате идея помощи малому бизнесу дискредитирована.

МЭР предполагал, что бесконкурсный выкуп будет распространяться на помещения площадью до 100 кв. м, которые занимают так называемые «добросовестные арендаторы» – кто вовремя вносил арендную плату и делал перепланировки только с официального разрешения. Депутаты подняли верхнюю планку до 500 и даже 1000 кв. м (если это неделимое помещение), а добросовестность свели лишь к своевременной оплате аренды. Если законопроект пройдет в нынешнем варианте, то, например, в Петербурге весь городской нежилой фонд к 2010 году наверняка попадет в частные руки (предполагаемый срок «льготного» выкупа – до конца 2009 года). Причем далеко не факт, что это будут руки малого бизнеса. По законопроекту, выкуп должен происходить по рыночной цене. В то же время средняя цена выкупа в Петербурге с начала 2008 года поднялась до 1528 долларов. При этом средняя цена объектов вторичного рынка превышает 2 тыс. долларов за 1 кв. м. Таким образом, к началу выкупа по новому закону она вполне может превысить 2,5 тыс. долларов за 1 кв. м. Для огромного большинства малых предпринимателей эта цена неподъемна. С другой стороны, если предприниматель выкупает помещение в 1 тыс. кв. м по цене 2 тыс. долларов за 1 кв. м, можно ли считать его малым?

Кроме того, полная приватизация городского нежилого фонда приведет к исчезновению фонда помещений для льготной аренды вновь образующимися малыми предприятиями. Хотя такой механизм прямо прописан в указе Медведева, реализовать его станет невозможно. Предпринимателям придется арендовать (или покупать) помещения на вторичном рынке по рыночным ценам. Это наверняка затормозит рост числа малых предприятий, а значит, и развитие малого бизнеса. Таким образом, закон, призванный способствовать такому развитию, приведет к противоположному результату.

Поддержка снизу

Главную проблему специалисты связывают с саботажем чиновников местных администраций инициатив федерального центра. Зачастую на местах издаются нормативные акты, противоречащие федеральным законам. Впрочем, помочь президенту Медведеву преодолеть эту проблему, судя по всему, готовы сами предприниматели. В регионах набирают силу массовые протесты против чиновничьих злоупотреблений.

Так, в Туле недавно прошла голодовка предпринимателей, протестующих против местного нормотворчества. По словам Яны Боровицкой, тульские власти нарушают федеральный закон 131 о муниципальной приватизации, что чревато уничтожением малого бизнеса. Схема отъема помещений проста. В Туле создан МУП, который получил в свое ведение всю нежилую арендопригодную недвижимость. Он начал в массовом порядке расторгать договоры аренды и выставлять помещения на конкурс. Торги планировались на апрель, но под давлением малого бизнеса не состоялись. Однако на 2 июня они вновь назначены, несмотря на протесты бывших арендаторов и предписание местной прокуратуры о незаконности подобной приватизации.

Заместитель главы администрации Тульской области Олег Румянцев в эфире одного из центральных каналов телевидения заявил, что узкая группа лиц пытается нажать на администрацию, чтобы за копейки выкупить общегородскую недвижимость. По мнению Яны Боровицкой, это была провокация, которая заставила предпринимателей пойти на крайние меры – объявить голодовку. В разгар акции в Тулу приехали представители Иваново, Липецка, Москвы, Петербурга. «Мы вынуждены объединяться, чтобы нас не уничтожили», – поясняет Боровицкая. Прошедший в Москве 20 мая митинг предпринимателей принял обращение к Дмитрию Медведеву с просьбой защитить малый бизнес в Туле, который планомерно уничтожает местная власть.

Московский митинг собрал участников из разных регионов России, которые громко заявили: после деклараций федеральных властей о поддержке малого и среднего предпринимательства во многих регионах страны произошло ухудшение условий его развития. По мнению участников, «без реальных действенных мер со стороны федеральных органов, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, и норм, закрепленных в федеральном законодательстве, существование малого и среднего предпринимательства в России невозможно». Необходимо принимать федеральные законы прямого действия с прописанными механизмами реализации. Как только часть полномочий передается субъектам РФ, возникает коррупция.

Кроме того, предприниматели требуют подкорректировать ряд принимаемых сейчас федеральных законов. Так, некоторые нормы и формулировки законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», по мнению участников митинга, противоречат действующему законодательству и принципам рыночной экономики. Принятие его в нынешней редакции будет способствовать полной ликвидации микро- и малых предприятий торговли, усилению ее монополизации со всеми вытекающими отсюда последствиями. В другой законопроект, который вносит изменения в некоторые положения действующего ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», митингующие считают целесообразным внести норму, которая позволила бы плательщикам ЕНВД упростить расчеты. В упоминавшемся выше законопроекте «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», по мнению предпринимателей, должны содержаться тщательно прописанные нормы прямого действия, чтобы у чиновников не было возможности манипулировать законом в своих интересах. Сам же закон предприниматели считают полезным – он повышает капитализацию, а значит, и финансовую устойчивость малых предприятий.

Большие надежды малого бизнеса

Накануне подписания указа об административных барьерах Дмитрий Медведев напомнил чиновникам: «Мы договорились, поставили такую цель перед собой – к 2020 году 60-70% активного населения страны должны заниматься предпринимательской деятельностью». Для этого, очевидно, необходимо преодолеть ориентацию большинства российских регионов исключительно на крупный бизнес.

«У честных чиновников и предпринимателей еще остались надежды на создание в России экономической среды, благоприятной для малого бизнеса, – утверждает Яна Боровицкая, – но они омрачены множеством подводных камней: коррупция, рейдерство и сильно развитый в России механизм бесконтрольного (от общества и законодателей) антипредпринимательского нормотворчества на региональном уровне».

По мнению Владимира Федорова, особое внимание следует уделить судебной системе, которая не может или не хочет бороться с рейдерством: «Мы надеемся, что правоохранительные органы поймут: все формы собственности надо защищать с одинаковым рвением. Ждем законодательно закрепленной нормы „частная собственность – священная корова“, потому что частная собственность – основа цивилизованного общества».

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№21 (369) 26 мая 2008
Малый бизнес
Содержание:
Реклама