Сменить ориентацию

26 мая 2008, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Указ президента Дмитрия Медведева «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» приветствуют как эксперты, так и сами предприниматели. Однако все говорят, что исполнить его будет очень трудно – не столько по букве, сколько по духу.

Формально исполнить указ – издать очередной пакет законов – несложно. Гораздо труднее заставить их работать. А ведь не просто же для формального изменения законодательства придуман указ – ясно, что Медведев хочет изменить практику, ликвидировать административные барьеры для малого бизнеса. Но вот это как раз самое сложное. Потому что упомянутые в указе барьеры появились в свое время отнюдь не случайно. Их породила порочная система российского госуправления, и если основы ее существования сохранятся, то она продолжит свою разрушительную деятельность, порождая все новые барьеры для малого бизнеса, необходимые чиновникам как инструмент вымогательства денег у предпринимателей.

Принципиальный порок системы – фискальная ориентация органов исполнительной власти всех уровней. Закоперщиком здесь выступает влиятельная группировка в правительстве РФ, возглавляемая вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным. Она считает фискальный интерес государства приоритетным, поэтому рассматривает бизнес вообще и малое предпринимательство в частности не как кормильца страны, которому государство должно создавать благоприятные условия для развития, а в качестве «дойной коровы» – источника налоговых поступлений в бюджеты. На словах Алексей Кудрин признает системообразующую роль малого предпринимательства, но на практике, при разработке законов, особенно ведомственных нормативных актов, руководимый им финансовый блок правительства руководствуется почти исключительно фискальными интересами государства.

Такой подход требует жесткого контроля над бизнесом, иначе «надои» будут низкими (ведь все предприниматели жулики и «делиться» не хотят). Чиновники всех уровней научились извлекать из этого подхода личную выгоду. Раз контроль над предпринимателями необходим, действуем по принципу «чрезмерной бдительности не бывает». Отсюда лавина мер контроля, применяемых чиновниками главным образом для вымогательства в пользу собственных карманов: специально сконструированные законы, ведомственные акты, механизм проверок. Фискальная ориентация власти прямо противоречит декларируемой президентом Медведевым экономической политике и будет объективно препятствовать реализации указа.

Второе важнейшее препятствие обусловлено неэффективностью выстроенной властной вертикали. Для решения задач, связанных с непосредственными интересами верховной власти, это, может, и работает, но проведению федеральной политики в регионах явно не способствует. Дело доходит до откровенного игнорирования региональными чиновниками федеральных установлений и даже российских законов в собственных корыстных интересах. Без введения жесткой ответственности чиновников за неисполнение законов и распоряжений центра нынешний указ Медведева с большой вероятностью также будет саботирован на местах (потому что он разрушает кормушки региональных чиновников).

При всем том у президента Дмитрия Медведева есть хороший помощник в лице набирающего силу в российских регионах протестного движения предпринимателей. Они понимают логику государственной машины, порождающей административные барьеры, успешно выявляют слабые места законодательства и методы, которыми пользуются чиновники, а самое главное – готовы публично отстаивать свои права в массовых акциях протеста.

Если реформаторской команде Дмитрия Медведева удастся хотя бы умерить фискальную ориентацию российских властей и наладить конструктивное сотрудничество с предпринимательским сообществом, то его усилия по развитию малого бизнеса в России вполне могут дать положительный эффект. В противном случае на месте устраняемых указом барьеров появятся новые и для малого предпринимательства ничего не изменится.