Морская болезнь

Русский бизнес
Москва, 26.05.2008
«Эксперт Северо-Запад» №21 (369)
Развитие инфраструктуры для яхтинга не успевает за растущим спросом на маломерные суда

В России наблюдается «яхтенный бум»: по оценке экспертов, объем продаж яхт и катеров ежегодно растет на 25-30%, наиболее оптимистично настроенные участники рынка говорят о росте 50%. Быстрое расширение отчасти объясняется молодостью рынка – ему всего-то лет пять. Но не менее значимый фактор – увеличение доходов среднего класса, что позволяет его представителям – владельцам небольшого бизнеса, менеджерам среднего звена – обзавестись дорогостоящим хобби.

Точным подсчетом яхт и катеров в России никто не занимался, но, по некоторым данным, их уже от 2 до 3 млн. Правда, динамику рынка тормозит неразвитость инфраструктуры для яхтинга. Яхтсмены порой не только не получают достойного сервисного обслуживания, но даже не имеют возможности поставить свое судно на стоянку.

Яхта для принца

Согласно мировой классификации судов, яхты подразделяются на океанские, морские, прибрежные и суда для плавания в водоемах. В зависимости от длины яхты делятся на катера (до 12 м), собственно яхты (12-24 м), суперяхты (24-40 м) и мегаяхты (свыше 40 м).

Мегаяхты – самые дорогие суда, строятся в единичных экземплярах исключительно по индивидуальным заказам. При их отделке используются ценные породы дерева, высококачественные сталь и алюминий. Суда такого класса помимо множества кают, интерьеры которых разработаны известными дизайнерами, имеют на борту баскетбольные площадки и теннисные корты, кинотеатр и посадочную площадку для вертолета. Стоят мегаяхты миллионы долларов и приобретаются людьми «звездного» уровня. Понятно, что проданных мегаяхт в мире единицы и рынка как такового они не формируют.

Суперяхты и яхты – это уже серийный товар, занимающий верхние сегменты рынка. Нижний порог стоимости – 0,5 млн долларов, верхний может достигать сотен миллионов. В Петербурге ежегодно продается примерно десять яхт длиной от 12 до 30 м. Спрос на суда данного класса, по мнению участников рынка, формируют покупатели, уже имеющие небольшие яхты и катера и решившиеся на более престижное приобретение.

Большинство представленных на российском рынке яхт и суперяхт построены на верфях Голландии, Германии и Великобритании – традиционных лидеров мирового яхтостроения. В последние годы производители этих стран переключились на новые рынки сбыта – Россию, Южную Америку, Восточную Азию, Северную Африку, где яхтинг переживает период роста популярности, тогда как на европейском рынке спрос уже приблизился к насыщению. Суда этого класса приобретаются покупателями через дилеров иностранных яхтостроительных компаний, которых за последние годы в России появилось очень много. Можно обзавестись также яхтой отечественного производства. В России строительством суперяхт занимаются московские Timmerman Yachts, Hotcha Shipyard и петербургская Laky Verf.

Перечисленные предприятия работают по проектам европейских компаний (в большинстве случаев – голландских): Guido de Groot Design, Martin de Jager Yacht Design, Vripack Yachting International. Комплектующие для судов (главные двигатели и дизель-генераторы, активные стабилизаторы, системы кондиционирования и отопления, гидравлики, системы вибро- и шумозащиты) также привозят из Европы. Собственно, только корпус и сборка отечественной яхты производится в России. Такая технология дает основание специалистам утверждать, что суда, построенные на российских верфях, вполне могут конкурировать с импортными по качеству.

«Яхты российских верфей ничем не уступают иностранным. Кроме прочих достоинств они более приспособлены для плавания по нашим рекам», – утверждает директор компании «Комплект-Марин», занимающейся строительством сооружений для яхтинга, Андрей Хомутинин.

Еще один козырь в конкурентной борьбе с европейцами – более низкая цена, не включающая в себя стоимость перевозки судна. Тем не менее россияне не переоценивают своих сил в соревновании с именитыми судостроителями – они строят суда, что называется, «под клиента» и с осторожностью заходят в новые сегменты рынка. К примеру, самое крупное яхтенное производство на Северо-Западе – шлиссельбургская Озерная верфь (Laky Verf) – с 2005 года занимается строительством 23-метровых речных круизных яхт по проектам голландских компаний. Только недавно, найдя потенциальных покупателей, верфь начала строить 45-метровые суда. По словам одного из совладельцев Laky Verf Виктора Олерского, на предприятии есть техническая возможность и для строительства яхт большей длины. Но замахиваться на дорогостоящие проекты россияне пока не рискуют из-за опасения, что яхты люксового класса не удастся продать.

Быстрые катера

Наибольшей популярностью на рынке пользуются катера до 12 м стоимостью от 60 до 200 тыс. долларов. Их-то в основном и приобретают представители растущего среднего класса, обеспечивая данному сегменту рынка ежегодный рост 50%. На Северо-Западе ежегодно продается около 1,2 тыс. катеров.

Не менее двух третей судов до 12 м, продающихся на российском рынке, – это американские катера марок Bayliner, Sea Ray, Maxum. Примерно треть имеют российское происхождение. Строятся они совместно с иностранными компаниями, прежде всего – финскими  Silver и Buster. Например, российско-финское производство Silver в Санкт-Петербурге строит около 700 катеров в год. Его производительность, безусловно, несопоставима с той же Bayliner, выпускающей порядка 60 тыс. единиц продукции ежегодно.

Ограниченные возможности российских мощностей – единственная причина, по которой отечественные катера занимают сравнительно небольшую долю рынка. По качеству российско-финские лодки ничем не уступают американским. Просто Bayliner, Sea Ray и Maxum – раскрученные марки, их все знают и они более широко представлены в продаже.

Таким образом, по разным причинам яхты и катера российского производства пока не могут вытеснить с рынка европейских и американских производителей. Но, по мнению экспертов, не за горами тот день, когда отечественные судостроители «подвинут» дилеров отрасли, так как российские производства выигрывают у конкурентов по издержкам. Можно предположить, что иностранные производители начнут более активно размещать своих «дочек» вблизи растущего рынка, создавать совместные предприятия с россиянами. А кроме того, возможно, увеличится число строителей яхт и катеров со стопроцентной российской собственностью.

Дорогое удовольствие

Моду на яхтинг сдерживает отсутствие развитой инфраструктуры. «Для того чтобы ходить по российским рекам на больших судах, пока инфраструктура недостаточно развита», – объясняет Александр Каев. Поэтому большинство российских владельцев супер- и мегаяхт предпочитают не только путешествовать за границей, но и держать свое судно у средиземноморских причалов: это удобнее и дешевле. Для сравнения: в Европе содержание и обслуживание яхты (расходы на стоянку, заправку, хранение, транспортировку и техосмотр) обходится владельцу в 5% от ее стоимости в год, тогда как в нашей стране – не менее 10%.

Причина дороговизны – дефицит предложения. В Москве и Московской области, где инфраструктура для яхтинга развивается наиболее быстрыми темпами, действуют с десяток яхт-клубов. В Петербурге, где ежегодно покупается не одна сотня судов, клубов всего пять. Местами для стоянок обеспечена всего лишь половина всех зарегистрированных в городе яхт и катеров, яхтсмены вынуждены хранить свои суда где и как придется. В регионах, куда также распространилась мода на яхтинг, специализированных клубов зачастую просто нет.

Развитие яхтенной инфраструктуры тормозит достаточно большой объем инвестиций (в строительство одного яхт-клуба надо вложить от 1 млн долларов), а также длительный срок окупаемости подобных проектов (шесть-девять лет). Другая причина, по словам участников рынка, в том, что трудно бывает получить у властей разрешение на строительство не только яхт-клубов, но и простых стоянок для яхт.

Позитивные сдвиги наблюдаются преимущественно в создании инфраструктуры для содержания дорогих судов. «Началось активное строительство марин и дорогих яхт-клубов, поэтому люди перестают бояться покупать дорогостоящие яхты, – утверждает директор по маркетингу NORDMARINE Ирина Иванова. – Яхт-клубы строят в том числе и дилеры. Все заинтересованы, чтобы сервис и обслуживание яхт были достойными». Причалы появляются едва ли не при каждом новом элитном коттеджном поселке, который строится у воды. Однако понятно, что проблему наиболее массовой и быстрорастущей группы любителей яхтинга – владельцев катеров – это не решит.

Курс на luxury

Главная тенденция сегодня – рост интереса к катерам и яхтам в регионах, наиболее очевидный в Поволжье, на юге России и в Сибири. В первую очередь растет спрос на катера, но бывают и неожиданные казусы. «Регионы по уровню спроса подтягиваются к основным точкам развития яхтинга и яхтенного рынка – Москве и Петербургу. Бывают случаи, когда достаточно большие яхты покупают клиенты из Сибири», – говорит глава российского представительства Jonacor Marine Ольга Жила.

Компании, занимающиеся дистрибуцией катеров, расширяют дилерскую сеть за счет регионального развития. «Регионы представляют для нас очень большой интерес, – утверждает директор компании – дистрибутора яхт Viva Marine Глеб Климаков. – Мы делаем ставку именно на региональное развитие и не стремимся выходить на московский рынок, более крупный, чем петербургский».

Дилеры яхт больших размеров продолжают ориентироваться на крупные рынки – Москву и Петербург, полагая, что единичные продажи в регионах погоды не делают. Если говорить о последних тенденциях, то в этом сегменте отмечается постепенное смещение спроса в сторону судов более высокого класса.

«На мировых верфях половина мегаяхт строится для русских клиентов (по данным на май 2007 года, из 13 заказов семь – русские), – говорит Ирина Иванова. – В Генуе, например, для русского заказчика сейчас строится самая дорогая в мире яхта – она будет стоить 140 млн фунтов. Однако спрос на яхты и катера других размеров тоже вырастет. Супер- и мегаяхты будут больше покупать в Москве и Петербурге. Регионы же станут формировать спрос на катера и яхты средней ценовой категории».

В высоком ценовом сегменте вкус заказчиков становится все изощреннее, а требования – разнообразнее. «Яхты все больше, роскошнее и технологичнее. Если говорить о сегменте суперяхт, то одна из самых заметных тенденций – это развитие рынка semi-custom, когда на базе одного стандартного проекта верфь разрабатывает яхту с абсолютно индивидуальной отделкой и планировкой, – говорит редактор журнала „Яхты“ Дмитрий Киселев. – Все чаще появляются совершенно эпатажные яхты, спроектированные такими дизайнерами, как Филипп Старк. В последнее время огромное внимание стали уделять экологии. Верфи зачастую по просьбе своих заказчиков стараются проектировать максимально экологичные яхты. Если говорить о яхтенном дизайне, то сейчас основные тенденции здесь – минимализм, обилие стекла, сочетание натуральных материалов и хайтека».

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№21 (369) 26 мая 2008
Малый бизнес
Содержание:
Реклама