Синица в руках

Русский бизнес
Москва, 26.05.2008
«Эксперт Северо-Запад» №21 (369)
Характер развития телекоммуникационного рынка Петербурга способствует тому, чтобы не только лидеры, но и средние альтернативные операторы диверсифицировали свой бизнес. Однако такого желания у них нет

Нельзя сказать, что в минувшем году рост рынка фиксированной связи в Санкт-Петербурге преподнес какие-то сюрпризы, – по предварительным подсчетам аналитиков, он составил порядка 25-27%. Вместе с тем в каждом отдельном сегменте рынка происходили события, предвещающие возможные перемены уже в ближайшей перспективе.

По всем фронтам

Стремительный рост сегодня переживает рынок широкополосного доступа в интернет (ШПД). В 2007 году именно этот сегмент стал основным драйвером роста для всего рынка телекоммуникационных услуг. Стремительный рост абонентских баз и заметное увеличение объема рынка в рублях привело к тому, что в 2007 году ШПД сгенерировал, по подсчетам аналитиков, более 30% всей выручки операторов фиксированной связи.

Не менее перспективным выглядит развитие сегмента корпоративной связи. Прирост в этом сегменте в 2007 году был не столь впечатляющим, порядка 20%, но все же заметным. Что более важно, в минувшем году дана жизнь многим проектам по строительству масштабных бизнес-центров в городе, таких как «Невская ратуша», «Полюстрово», «Электрик сити», Clover Plaza и, в перспективе, «Охта-центр». В течение ближайших семи лет город будет стабильно прирастать офисными территориями, а значит, темпы роста данного сегмента рынка связи будут выше, чем в минувшем году.

Изменения не обошли стороной и сегмент фиксированной связи для физических лиц, где абсолютным лидером является «Северо-Западный Телеком» (СЗТ). В минувшем году несколько пошатнулась его почти полная монополия на подключение новостроек (строители уже много лет выбирают СЗТ в качестве поставщика услуг связи). В жилмассивы, которые строятся на бюджетные деньги, проводит связь «Метроком», другой игрок рынка – «Транстелеком» получил возможность предоставлять услуги связи в строящемся малоэтажном районе Новая Ижора (через дочернее предприятие – «Санкт-Петербургский телепорт»), а также в «Балтийской жемчужине». Сами по себе эти проекты не окажут существенного влияния на развитие СЗТ, однако для альтернативных операторов такие прецеденты значимы: вероятность того, что в предстоящих тендерах по телефонизации новостроек строитель выберет альтернативного оператора, возрастает.

Альтернативные телекоммуникационные компании тоже могут не ограничивать себя узкими рамками, но развиваться во многих сегментах рынка связи. «Конечно, рынок Санкт-Петербурга конкурентен во всех сегментах, но сейчас он наиболее перспективен с точки зрения развития новых услуг и диверсификации бизнеса», – говорит генеральный директор компании «Метроком» Константин Островский.

Ставка на лояльность

Отчасти привлекательность петербургского рынка связи, отчасти развитие бизнеса (бизнес многих компаний становится территориально все более разрозненным) ведет к тому, что на петербургский рынок постоянно приходят новые компании, как федерального масштаба, так и небольшие игроки. Как замечает директор петербургского филиала «ВЕСТ КОЛЛ» Виктория Тихонова, это общее явление: «Сейчас наблюдается тенденция к экспансии многих телекоммуникационных компаний на рынки других регионов».

В большинстве случаев взоры новых игроков устремляются на рынок связи для корпоративных клиентов как традиционно более прибыльный. Однако петербургский рынок корпоративной связи уже сложился и новым компаниям выходить на него не столь просто. «Весьма значимую роль в данном сегменте играет репутация компаний на рынке, такое понятие, как вложения в бренд», – отмечает Константин Островский.

Высокая лояльность клиентов, свойственная этому сегменту рынка, обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, в корпоративном сегменте не принято вести ценовые войны и хотя тарифные планы – основа конкурентной борьбы, усиление конкуренции не приводит к уменьшению размера дохода от корпоративного клиента. Кроме того, набор требований, предъявляемых к операторам фиксированной связи, эволюционирует несильно: сегодня, как и несколько лет назад, от оператора в 95% случаев ждут трех составляющих – телефонии, доступа в интернет, поддержания корпоративной сети. Пока только единицы, отмечает генеральный директор компании «Смарт Телеком» Андрей Суходольский, нуждаются в чем-то более сложном – создании call-центров или радиодоступа к своим офисам. «Предложения по конвергенции сотовой и фиксированной связи, при том, что их экономическая обоснованность очевидна, на ура тоже не принимаются», – добавляет Суходольский.

Остается иной путь развития на петербургском рынке корпоративной связи – покупка игроков. Выбору такой стратегии благоприятствует тот факт, что рынок связи для корпоративных клиентов Санкт-Петербурга не является консолидированным. По подсчетам аналитиков, доля двух крупнейших игроков («ПетерСтара» и Golden Telecom) в данном сегменте составляет порядка 50-55%. Пятерка самых крупных альтернативных операторов «второго эшелона» занимает порядка 25% рынка. Остальной рынок делится между мелкими игроками.

Меняющиеся условия рынка выявляют «отстающие» компании, сохраняющие свою абонентскую базу, но крайне медленно ее увеличивающие. «Раньше в бизнес-центре услуги связи предоставлял, как правило, только один оператор и у арендаторов не было возможности выбора поставщика. Сейчас в подавляющем большинстве бизнес-центров арендаторы могут выбирать из трех-пяти, а иногда и более операторов, что, несомненно, ведет к обострению конкуренции», – раскрывает суть перемен руководитель отдела PR компании «Простор Телеком» Анастасия Альмяшкина.

«Основная ценность компаний, развивающихся медленнее, чем в среднем по рынку, – не сеть, которая зачастую практически не развита, или „железо“, в большинстве случаев стандартное, а клиентская база и коллектив подготовленных менеджеров, поддерживающих отношения с клиентами», – комментирует Андрей Суходольский подобные приобретения (в 2007-м – начале 2008 года «Смарт Телеком» приобрел три отстающие компании).

Число компаний, обладающих сложившейся клиентской базой, но не имеющих ясных перспектив для роста, достаточно велико. И, как рассказывает генеральный директор компании «Эффортел» Руслан Гурджиян, сегодня компании, работающие в одном или нескольких бизнес-центрах и имеющие все лицензии и сложившуюся клиентскую базу, для многих представляют интерес. «Это сейчас базис для сделок, и именно это лежит в основе тенденции укрупнения телекоммуникационного рынка Петербурга», – уверен Гурджиян.

Слишком непохоже

Однако во многих случаях агрессивное поведение альтернативных операторов в сегменте корпоративной связи контрастирует с тем, как они ведут себя в других секторах рынка телекоммуникаций. В частности, рынок широкополосного доступа в интернет, показавший столь замечательные результаты роста, остается в сфере внимания только крупнейших операторов (таких, как СЗТ, предоставляющих услуги ADSL-доступа под маркой «Авангард», или же Golden Telecom, развивающего данный сегмент с помощью дочерней компании – «Корбины Телеком») и разных по масштабам операторов домашних сетей. Возможность выбора покупки для альтернативных операторов «второго эшелона» наличествует: как отмечает руководитель PR-службы компании Web Plus Виктория Кулибанова, «на рынке очень много провайдеров домашних сетей. Основная цель некоторых из них – максимальное увеличение абонентской базы, чтобы в дальнейшем „продаться“ на лучших условиях».

Но большинство операторов связи остаются только поставщиками магистрального трафика. Желание более активно участвовать в данном сегменте рынка у них если и появляется, то чаще всего не реализуется. «Мы дважды предпринимали попытку выхода в сегмент ШПД через приобретение домашних сетей, однако пришли к тому, что свои финансовые ресурсы лучше будем использовать там, где мы полностью понимаем ситуацию, – в сегменте корпоративной связи», – рассказывает Андрей Суходольский. Проблема в том, что присутствие в этом сегменте рынка, как рассказывает Виктория Тихонова, требует перенастройки основных бизнес-процессов. А на вопрос, стоит ли изменяться ради получения не столь высокой прибыли (по сравнению с корпоративным сегментом), большая часть операторов отвечает для себя «нет».

В сегменте ШПД для физических лиц удержаться заметно сложнее, чем в сегменте связи для корпоративных клиентов, в первую очередь потому, что физические лица более склонны к смене провайдеров, считает Виктория Кулибанова. Плюс к этому на рынке ШПД постоянно ведутся ценовые войны – ADSL-операторы и представители домашних сетей как минимум раз в три-четыре месяца меняют тарифные планы, постоянно увеличивая на базовых тарифах объем или скорость трафика.

Рынок связи для физических лиц с точки зрения лояльности клиентов, несомненно, более привлекателен для операторов связи. После введения принципа «платит звонящий» этот сегмент перестал быть минимально прибыльным. Плюс к тому практически все операторы планируют предоставлять услуги связи и одновременно услуги доступа в интернет.

Но политика альтернативных операторов в сегменте услуг связи для физических лиц в целом схожа с той, что они демонстрируют на рынке ШПД. С одной стороны, многие компании достаточно активно участвуют в тендерах (после «ПетерСтара», лидера среди альтернативных операторов в данном сегменте, и вышеупомянутого «Метрокома» идут такие компании, как «ЛАНК Телеком», «Простор Телеком», «ВЕСТ КОЛЛ»). С другой стороны, как признают многие участники рынка, активность компаний прямо пропорциональна количеству свободных каналов. Предложения, с которыми выходят операторы, чаще всего аналогичны тем, что дает «Северо-Западный Телеком». По поводу тех случаев, когда компании делают крупные вложения в проекты по предоставлению услуг связи для физических лиц (например, программа «ВЕСТ КОЛЛ» по телефонизации новостроек в Ленобласти), большая часть игроков высказывается весьма скептически.

В итоге, несмотря на появление перспектив развития в различных сегментах рынка фиксированной связи, большинство операторов связи остаются участниками лишь корпоративного сегмента. Отчасти потому, что у операторов сильно убеждение, что среднего размера телекоммуникационные компании могут существовать только в сегменте услуг связи для юридических лиц и здесь они всегда будут иметь прибыль как минимум за счет старых клиентов. А кроме того, они привыкли работать с быстрой отдачей. «Все ориентированы зарабатывать здесь и сейчас, а затраты в сегменте ШПД и сегменте связи для физических лиц окупаются далеко не сразу», – признает один из участников рынка.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№21 (369) 26 мая 2008
Малый бизнес
Содержание:
Реклама