С основным докладом на конгрессе выступил глава Банка России Сергей Игнатьев. По словам Игнатьева, главная задача его ведомства не изменилась – обуздать вырывающуюся из-под контроля инфляцию. Если за прошлый год она составила 11,9%, то в этом году при сохранении нынешних темпов роста и с учетом сезонных колебаний индекс потребительских цен может приблизиться к 15%.
Прошлогодний скачок инфляции, по мнению Сергея Игнатьева, произошел во многом благодаря рекордному притоку капитала в страну, что спровоцировало быстрый рост денежной массы. Но сейчас ситуация несколько иная. С конца 2007 года приток капитала сменился оттоком. Только за первые четыре месяца текущего года из России «ушло» 5 млрд долларов, темпы роста денежной массы замедлились. Так, если в январе-апреле 2007 года она выросла на 11,2%, то за аналогичный период текущего года – только на 0,7%. И этот факт, по логике Центробанка, должен сдерживать темпы роста потребительских цен. Сергей Игнатьев надеется, что по итогам текущего года удастся удержаться в пределах 10,5%. «Мы готовы использовать все инструменты, чтобы снизить инфляцию», – заявил он и перечислил основные инструменты: ставки рефинансирования, нормативы обязательных резервов, обменный курс рубля. И именно на укреплении рубля денежные власти сейчас акцентируют свое внимание. «С 14 мая мы приступили к более активным действиям на валютном рынке», – отметил глава Банка России.
Однако этот проверенный временем прием, зачастую дававший положительные результаты, может не сработать в очередной раз. Все-таки главная причина повышения цен внутри страны не в том, что у населения стало намного больше денег и люди выстраиваются в очередь за товаром, а в том, что быстро растут издержки предприятий и они вынуждены повышать цены, чтобы получить необходимую для развития бизнеса прибыль.
Тем более что цены растут, несмотря на укрепление обменного курса рубля. Так, в начале января текущего года за 1 доллар давали 24,9 рублей, а к началу мая – около 23,6, то есть на 5% меньше, но цены за это время выросли на 7,5%. При этом в России, которая считает себя одной из крупнейших нефтедобывающих держав мира, быстрее всего повышались цены на топливо. Например, бензин с начала года в среднем подорожал на 7,5%, дизельное топливо – на 10,7%. Последнее, кстати, является существенной строкой расходов сельхозпроизводителей. Неудивительно, что в России темпы роста цен на продовольствие, в частности на овощи и фрукты, одни из самых высоких в Европе.
Так что укрепление рубля вряд ли окажет существенное воздействие на инфляцию, зато порадует импортеров, которые все энергичнее заваливают страну заграничными товарами. С начала текущего года импорт в Россию вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также довольны будут заемщики, которые оформили кредиты в долларах: их ежемесячные платежи сократятся.
Легкие деньги прошлого
По мнению главы Банка ВТБ Андрея Костина, борьба с инфляцией будет сведена преимущественно к сдерживанию кредитования. «Раньше от нас требовали больше кредитов по хорошим ставкам, но в борьбе с инфляцией – меньше кредитов по высоким ставкам», – резюмировал Костин.
Сейчас существуют два противоположных мнения относительно роста рынка кредитования. По словам первого заместителя председателя Банка России Геннадия Меликьяна, сторонники активного развития банковского сектора говорят «даешь темпы», а их противники полагают, что сегодня уже достигнуты очень высокие темпы, ускорение становится опасным. «Первые исходят из уровня развития отечественной экономики: дальнейший ее рост возможен благодаря коренной модернизации производства, а она требует инвестиций», – поясняет зампред. Аргументы противников, по словам Меликьяна, сводятся к тому, что они опасаются роста кредитных рисков, вызванных быстрым увеличением объемов кредитования. Отношение резервов к общему объему выданных банками ссуд сократилось с 5,3% в 2005 году до 3,3% в 2008-м. «При быстром росте возможно сокращение доли», – отмечает Меликьян.
По единодушному мнению участников конгресса, темпы роста кредитования в текущем году замедлятся почти вдвое по сравнению с прошлым годом. Одной из причин этого Меликьян считает резкое ухудшение условий заимствований за рубежом. Особенность отечественной банковской системы в том, что кредитные организации располагают преимущественно краткосрочными ресурсами, а долгосрочный капитал занимают в основном за границей, но объем этих заимствований сократился примерно на 8% – с 14 млрд долларов в январе-апреле 2007 года до 12,8 млрд долларов за четыре месяца текущего года.
Сокращая объемы привлекаемых из-за рубежа средств, банкиры начали искать замену на внутреннем рынке. В качестве источника финансирования кредитные организации стали рассматривать как средства корпоративных клиентов, так и сбережения домохозяйств. Ранее депозитам банкиры не уделяли особого внимания. Главным образом из-за того, что сбережения могут быть досрочно изъяты из кредитной организации. Поэтому финансисты отдавали предпочтение облигациям, но с середины прошлого года спрос на них почти исчез из-за нестабильности на мировых финансовых рынках, инвесторы побаиваются покупать ценные бумаги отечественных банков. Да и особого смысла в покупке облигаций банков сейчас нет: процент по ним зачастую ниже, чем по депозитам. Что касается акций, то после успешного размещения на бирже акции Сбербанка и ВТБ упали и до сих пор не могут вернуться к уровню начала текущего года.
По мнению председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина, период легких денег закончился. «С 2000 года банковская система в России развивалась в тепличных условиях, банки привлекали деньги почти бесплатно. Кроме того, не было жесткой конкуренции и недостаточная финансовая грамотность населения позволяли банкам зарабатывать высокие прибыли. Стратегия большинства банков сводилась к наращиванию доли рынка», – говорит Вьюгин. Но сейчас ситуация меняется и избалованным банкирам придется менять стратегию и тактику ведения бизнеса.
Еще три Сбербанка
В последнее время некоторые банкиры выражают пожелание получить доступ к пенсионным накоплениям, которые могут частично компенсировать дефицит длинных средств на отечественном рынке.
По мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, не рост кредитования, а, наоборот, его сдерживание, недостаток кредитных ресурсов будет толкать компании на повышение цен, то есть стимулировать инфляцию. «Недостаточно развитый кредитный рынок вынуждает предприятие развиваться преимущественно за счет собственных средств, а чтобы быстро накопить необходимые средства, предприятия повышают цены, получают дополнительные ресурсы и затем вкладывают их в развитие», – рассуждает Тосунян. По его мнению, риски отечественной банковской системы не в том, что она быстро растет, а в том, что у российских банков невысокая капитализация и им нужно не уменьшать, а стремительно наращивать темпы роста.
Более радикальное мнение высказал Андрей Костин: «Нужно повысить требования к минимальному уровню капитала банков». (На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала российских банков составляет 5 млн евро.) Заявление Костина, как и следовало ожидать, вызвало протест подавляющего большинства банкиров, развивающих свой бизнес без поддержки государства. По мнению председателя правления Энергомашбанка Геннадия Ветрова, данное предложение противоречит политике государства, направленной на поддержание малого бизнеса, и на рынке достаточно места всем, а не только ВТБ и Сбербанку.
Если оценивать уровень развития отечественной банковской системы по доле кредитов в ВВП и сравнивать эту долю с аналогичным показателем в странах бывшего соцлагеря, то станет очевидно, что перспективы роста отечественной банковской системы далеко не исчерпаны, несмотря на головокружительные темпы роста объемов кредитования в последние годы. За прошедшие пять лет объем кредитов, выданных нефинансовым организациям, вырос в шесть раз, а потребительское кредитование увеличилось в 32 раза. Но, как верно заметил Андрей Костин, доля потребкредитов в ВВП РФ в два раза ниже, чем в странах Восточной Европы, «можно три Сбербанка построить в стране».
Санкт-Петербург