Скандал, связанный с определением победителя прошедших 25 мая выборов мэра Архангельска, на прошлой неделе продолжал набирать обороты. До финиша выборной гонки, напомним, дошли шесть кандидатов, но основными фаворитами были и.о. градоначальника Виктор Павленко и бизнес-леди, супруга известного в Архангельской области лесопромышленника Лариса Базанова (см. «Пиррова победа», «Эксперт С-З» №22 от 2 июня 2008 года). Первого кандидата поддерживал недавно назначенный губернатором региона Илья Михальчук, второго – экс-мэр Александр Донской, условно осужденный и проведший в СИЗО семь месяцев, но по-прежнему весьма популярный в городе.
На финише выборной гонки кандидатов-фаворитов разделило лишь 70 голосов: за Базанову проголосовали 37,55% избирателей, за Павленко – 37,41%. Таким образом, кандидат от власти выборы, казалось бы, проиграл. Но горизбирком назначил повторный подсчет голосов на 20 участках, мотивируя это многочисленными заявлениями штаба Павленко о нарушениях. Уже первые часы пересчета (длился он больше суток без перерыва) показали, что и.о. мэра своего не упустит и останется в кресле градоначальника. Так и получилось: по итогам пересчета победил Павленко, опередивший Базанову на 154 голоса. Этот результат стал окончательным. Базанова пыталась препятствовать пересчету и написала в облизбирком заявление о его недопустимости, поскольку, по ее мнению, «оснований для этого нет». Когда же пересчет все-таки был назначен, а горизбирком пригласил кандидатов в нем участвовать, Базанова отказалась, назвав происходящее фарсом. Другие кандидаты – Михаил Кочанов, Александр Тутов, Александр Гречаный и Михаил Силантьев (в такой последовательности они заняли места с третьего по шестое) – приглашением горизбиркома не побрезговали. Они, а также юристы Базановой и рассказали потом, как все происходило.
Технологии политического рейдерства
Горизбирком отменил итоги голосования на двух участках, где победила Базанова, из-за того что участковые комиссии неправильно погасили бюллетени. Согласно избирательному законодательству, участковая избирательная комиссия у всех недействительных или неиспользованных бюллетеней должна отрезать левый нижний уголок. Бюллетени, поступившие с этих двух участков, имели либо правый отрезанный угол, либо и правый, и левый. Причем в некоторых пачках бюллетеней левые уголки были аккуратно обрезаны, а правые, скорее всего, оторваны вручную.
Дело в том, что если у бюллетеня отрезается левый уголок, результаты голосования все равно видны. Зато если отрезать правый, бюллетень лишится квадратов напротив одного-двух последних по алфавиту кандидатов (в данном случае речь о последнем по алфавиту Тутове и предпоследнем Силантьеве). И даже если видно, что избиратель поставил галочку напротив фамилии Базановой (или кого-то другого из верхней части бюллетеня), нет никакой гарантии, что он не поставил галочку и напротив кандидата Тутова. А значит, действительный после голосования бюллетень легко превратить в недействительный, отрезав или оторвав правый угол.
Это и позволило горизбиркому полностью аннулировать итоги голосования на двух участках, где с приличным отрывом победила Базанова. Подобное нарушение зафиксировано еще на одном участке. Но на нем победил Павленко и результаты выборов там аннулированы не были. Никакой аргументацией, как утверждают наблюдатели пересчета, горизбирком себя не утруждал – просто проголосовал за такое решение, и все.
Увидели своими глазами
Четыре экс-кандидата, наблюдавших за пересчетом воочию, сразу после его окончания собрали пресс-конференцию, где в один голос заявили о подтасовках в пользу Павленко и о намерении оспорить итоги выборов в суде.
«Если бюллетень признан недействительным, нижний левый край его аккуратно обрезается ножницами. У нас же было обнаружено 20 пачек избирательных бюллетеней, у которых был обрезан правый край документа или они были порваны прямо посередине, – отметил Гречаный, являющийся, к слову, членом „Единой России“. – Также был нарушен порядок доставки избирательной документации после проведения выборов. В ходе проверки выяснилось, что с 20 участков города бюллетени были привезены в избирком не сразу, а лишь через некоторое время. За это время с ними могли сделать что угодно».
Следует пояснить, что горизбирком Архангельска располагается в здании мэрии, то есть одной из заинтересованных сторон, и отвечать за сохранность бюллетеней просто не может. По утверждению экс-кандидатов, бюллетени, опечатанные на избирательных участках, хранились в комнате при актовом зале городской администрации. Помещение находилось под сигнализацией, но, как говорят бывшие кандидаты, управляют ею не сотрудники горизбиркома, а представители мэрии.
Перед пересчетом некоторые мешки с бюллетенями были упакованы скотчем, хотя закон требует их пломбировки. Теоретически вскрыть такой мешок мог любой, кто имеет доступ к сигнализации и заинтересован в изменении результатов выборов, и потом перевязать его скотчем снова. Возможен и другой вариант – первоначально мешок был по правилам опломбирован, а скотч появился в результате чьего-то постороннего вмешательства. Как бы там ни было, в ряде мешков было обнаружено подозрительно большое количество бюллетеней, порванных в клочья.
«При пересчете голосов начались фокусы, – отметил на уже упомянутой пресс-конференции еще один экс-претендент на кресло мэра Кочанов. – На тех участках, где Базанова категорически побеждала, выявлены испорченные бюллетени именно с голосами, поданными за нее. Испорчены бюллетени самым примитивным образом – внесением дополнительных данных – галочек, крестиков, причем разными шариковыми ручками».
Местные аналитики отмечают, что признание Базановой не победителем, а побежденной выглядело бы логично, если бы обнаружились массовые подтасовки результатов в ее пользу. Но таких нарушений как раз и не выявлено. Все нарушения сводятся в основном к способу гашения неиспользованных бюллетеней, то есть к работе участковых избирательных комиссий. А проще говоря – к работе самого горизбиркома, которому эти участковые комиссии подчинены и который тем самым не сумел обеспечить прозрачность подсчета голосов.
Печать на устах
На следующее утро после окончания пересчета председатель избиркома Архангельска Владимир Чуркин нашел в себе силы предстать перед журналистами в здании мэрии. Его пресс-конференция, правда, свелась к констатации окончательных итогов выборов. На вопросы он отвечать отказался, сославшись на усталость. Единственное, чего удалось добиться журналистам, – обещания, что «с испорченными бюллетенями будут разбираться соответствующие правоохранительные органы».
Заговорил Чуркин лишь в минувшую среду, когда на сайте архангельской мэрии (что само по себе примечательно) вышло его интервью. Основной причиной, по которой первоначальные данные, введенные в ГАС «Выборы», вызвали сомнения, глава горизбиркома назвал «недостаточно ответственное, а порой халатное отношение к подсчету бюллетеней в участковых избирательных комиссиях».
«У девяти членов горизбиркома большой опыт работы, но такого они не видели, – говорит Чуркин. – Недостаточное внимание к процедуре подсчета голосов подтвердилось и при опросе членов территориальных избиркомов. Один из них сообщил, что на некоторых избирательных участках члены комиссий хотели в 20.00 уйти домой, пришлось их останавливать. Видимо, была и спешка в работе по подсчету бюллетеней, которая требует особой тщательности. Люди элементарно торопились домой, отсюда неизбежные ошибки и несоответствия в данных протоколов и цифрах, полученных при повторном подсчете бюллетеней».
Виктор Павленко вообще не встречался с журналистами ни до пересчета голосов, ни сразу после. Он лишь давал интервью сайту городской администрации, а после оглашения официальных итогов поздравил архангелогородцев с правильным выбором. По его мнению, Архангельск никогда не сталкивался с таким объемом грязных технологий, войны компроматов, как во время последних выборов. «Система управления, особенно на местном уровне, дает сбои. Есть возможность у людей с улицы, никогда не работавших во власти, прийти и такими незаконными и наглыми методами захватить ее. На самом деле в ходе кампании не шла речь о программах кандидатов и путях реализации тех или иных проектов. Они даже не обсуждались. Шла война компроматов, – считает Павленко. – Все городские программы рассчитаны до 2010-2012 годов, подкреплены финансами. Мы сделали капитальный задел на будущее, построили фундамент, на котором развивается Архангельск. Но если будут применены другие формы и методы работы, столицу Поморья ждет коллапс, очередной передел. Ведь люди, вложившие в выборы огромные деньги, решат получить их обратно в виде городской собственности, земли, муниципального бюджета, который насчитывает почти 7 млрд рублей. Здесь должен быть государственный подход к делу, нельзя допустить отката назад. Сегодняшние события в Архангельске напоминают мне начало 1990-х, когда в воздухе стоял запах войны. Надеюсь, до перестрелок не дойдет».
Больше недели хранил молчание и губернатор Михальчук, для которого выборы мэра областного центра были первым серьезным испытанием на прочность, учитывая многолетнее противоборство региональных и городских властей. Лишь в минувший вторник, выступая в эфире местной телекомпании, губернатор выразил удовлетворение тем, что выборы прошли и мэром избран Павленко.
Дошло до писем президенту

Базанова, тем не менее, уверена, что губернатор не имел прямого отношения к изменению итогов выборов. Вероятно, именно это позволяет ей продолжать борьбу. 2 июня, то есть уже после завершения пересчета и объявления победителем Павленко облизбирком все-таки рассмотрел ходатайство Базановой о недопустимости пересчета и даже пришел к выводу, что повторный подсчет голосов был необоснован. Но итоги выборов уже были объявлены, а с момента официальной публикации отменить их может только суд.
Базанова заявляет, что готова пройти все этапы судопроизводства и признать итоговое решение. Для начала подан иск в Октябрьский районный суд Архангельска. Истец настаивает на признании недействительным решения горизбиркома об аннулировании результатов выборов на ряде участков.
В начале прошлой недели Базанова обратилась также с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву. «Уверена, что в стране многие лица, настроенные на незаконный захват власти, внимательно следят за тем, как закончится история с выборами в Архангельске, – говорится в обращении. – Если все останется так, как есть, то это сигнал к действию этим лицам – путем пересчета итогов голосования по надуманным основаниям, путем фальсификации открыто захватывать власть в органах местного самоуправления».
Помимо суда и президента штаб Базановой обратился в прокуратуру, которую просит возбудить уголовное дело по факту фальсификации. «Мы считаем, что необходимо вызвать всех председателей и членов участковых комиссий и допросить их, а все сфальсифицированные бюллетени должны быть подвергнуты криминалистической экспертизе», – пояснил юрист Базановой Мансур Бекаров.
Пятеро против одного
Учитывая, что оспаривать результаты пересчета голосов собирается не только Базанова, но и четыре ее соперника, складывающаяся в Архангельске ситуация является уникальной: судиться намерены все кандидаты, кроме победителя. К перспективам аннулирования результатов выборов и назначения новых архангельские политики и политологи относятся по-разному. С одной стороны, юридических оснований для обращения в суд у проигравших кандидатов, включая Базанову, предостаточно. С другой – все будет зависеть от степени независимости районных и областного судов.
«Я не очень верю в положительные для Базановой судебные перспективы, – подчеркивает депутат областного собрания от КПРФ Александр Новиков. – И сужу об этом на примере нашей партии – КПРФ неоднократно подавала иски о признании выборов различных уровней недействительными, но они ни разу не были удовлетворены. Да, суды признавали приписки, искажение результатов, но до отмены итогов дело не доходило».
Случаи судебной отмены результатов муниципальных выборов в России действительно единичны, но они все же есть. Вне зависимости от того, за кого на самом деле проголосовали архангелогородцы – за Павленко или Базанову, городская власть уже проявила слабость, не сумев обеспечить собственное воспроизводство без манипуляций с подсчетом голосов. Не лучшим образом выглядела и областная власть, решившая на неделю с лишним «онеметь». Позиция, которую заняли городская и областная избирательные комиссии, со стороны и вовсе выглядит трусливой. Скоро мы узнаем, насколько сильна и убедительна еще одна ветвь региональной власти – судебная.
Архангельск – Санкт-Петербург
В подготовке материала принимал участие Александр Гревцов