В риторике number one

16 июня 2008, 00:00
  Северо-Запад

Петербургский экономический форум с каждым годом становится все более политическим событием

Несмотря на то что организаторы петербургского форума, ежегодно проходящего в начале июня, упорно называют его экономическим, по смысловому содержанию он постепенно превращается в политическую площадку. Нынешний XII Петербургский международный экономический форум стал очень ярким тому подтверждением. Формальные его итоги признаны успешными. Сумма сделок, заключенных на форуме, составила 14,6 млрд долларов, что на 1 млрд больше, чем в прошлом году. Среди основных проектов – продажа первых участков «Морского фасада» в Петербурге, соглашение «Газпрома» и англо-голландской компании Royal Dutch Shell, предусматривающее совместную разработку нефтегазовых месторождений на Ямале. Компания «Соллерс» и концерн FIAT договорились о создании двух совместных предприятий в России.

С политической точки зрения форум стал логическим продолжением визита президента Дмитрия Медведева в Германию, в ходе которого глава государства озвучил политические перспективы России на международной арене. Тренд один – Россия должна и может стать одним из ключевых игроков в глобальном мире, при том, что другие находятся в затяжном кризисе. И лозунг «Russia – number one» незримо присутствовал на всех без исключения формально экономических заседаниях форума.

Тон форуму задал, естественно, сам господин Медведев, заявивший в своем выступлении на пленарном заседании, что ответственность за финансовый кризис целиком и полностью лежит на Соединенных Штатах. «Иллюзией оказалось представление, что одна страна, даже самая мощная, может взять на себя роль финансового правительства, а глобальные институты управления, отвечающие за финансовую политику, фактически не имели рычагов управления», – заявил Медведев. Затем он озвучил очевидное – в мире уже обозначились новые центры экономического развития – и заявил, что Россия готова стать таким центром и намерена участвовать в формировании новых общих правил игры на мировом рынке. «Поэтому уже в ближайшее время будет принят план превращения российской столицы в мировой финансовый центр, а рубля – в одну из ведущих резервных валют», – сказал Медведев.

Это выступление оказалось наиболее дискутируемым в первый день форума. Точнее, дискуссии не получилось: все участники форума предпочли подтвердить, что сегодня Россия очень сильна и поэтому вполне готова вернуть себе былую мировую славу. Лишь почетный президент Института мировой экономики в Киле Хорст Зиберт осторожно добавил: изменение конфигурации лидеров в глобальной экономике, ее институтах и правилах игры может иметь трагические последствия – подъем экономики Германии с 1871 года привел к двум мировым войнам.

Во второй день форума солировал первый вице-премьер Игорь Шувалов. И он тоже говорил о том, что Россия должна стать первым номером в мировом списке политических элит. Правда, в отдаленной перспективе, поскольку, по словам Шувалова, мы, во-первых, страдаем «психологией догоняющего» (помните – «догнать и перегнать Запад»?). Во-вторых, у России пока нет «собственной модели модернизации, основанной на собственных ценностях». Затем Шувалов произнес то, что заставило бизнесменов не скупиться на хвалебные комментарии, – сегодня важным аспектом является «ограничение избыточного вмешательства государства в экономику». Сиречь: работайте, мы не будем вам мешать, государство намерено «концентрировать свои усилия в экономике только там, где это действительно необходимо». Правильные слова, но, на наш взгляд, в этой гладкой речи отсутствовали зацепки, практические посылы для бизнеса – что конкретно планирует сделать правительство для либерализации бизнеса.