Столица юга

Спецвыпуск
Москва, 16.06.2008
«Эксперт Северо-Запад» №24 (372)
Исполнительная власть небогатого муниципального образования убеждена: в маленьком городке далеко не всегда следует ставить во главу угла экономический интерес

Котлас трудно назвать просто одним из районных центров Архангельской области – это вполне сложившийся административный, деловой и культурный центр ее южной части.

Столица юга весьма независима от процессов, протекающих на расстоянии 600 км, в Архангельске. Местная экономика никоим образом не ориентирована на областной центр, поскольку в Котласе более сильны межрегиональные связи с близлежащими Вологодской и Кировской областями, Республикой Коми. Весомо представлены здесь различные статусные структуры, начиная филиалами крупнейших московских банков и заканчивая офисами федеральных учреждений. В Котласе, в частности, расположено Северодвинское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, одно из семи имеющихся в стране.

Подобная «автономия» небольшого районного городка обусловлена прежде всего его выгодным географическим положением. В Котласе можно найти практически все существующие виды транспортных коммуникаций, разве что дирижаблей нет. Причем речное, автомобильное, авиационное и железнодорожное сообщение связывает его практически со всеми направлениями – северным, южным, западным и восточным.

Однако проблемы у города те же, что и у основной массы населенных пунктов российской глубинки: разбитые дороги, значительный процент ветхого и аварийного жилья, неразвитая коммунальная инфраструктура. И, разумеется, скудные бюджетные доходы.

«Чужой» рубль

Лишь в минувшем году дефицит бюджетных средств сократился до 1,5%, до этого он составлял не менее 9%. Понятно, что обе ветви местной власти, как исполнительная, так и законодательная, хронически озабочены наполнением муниципальной «кубышки». На чем именно в Котласе предпочитают зарабатывать, а на чем экономить, корреспонденту «Эксперта С-З» рассказал глава муниципального образования «Котлас» Сергей Мелентьев.

– Бюджет текущего года сформирован в объеме 1,125 млрд рублей, в среднем на одного жителя приходится 1,3 тыс. рублей бюджетных денег в месяц, что является неплохим показателем и для Архангельской области, и для России в целом. Но если проанализировать структуру бюджетных расходов, то почти половина (48%) средств идет на заработную плату работникам бюджетной сферы, еще 20% – на оплату коммунальных услуг, оказываемых учреждениям бюджетной сферы (школы, детские сады), и лишь порядка 18% остается на развитие территории, на инвестиции, а этого, безусловно, очень мало для полноценного развития. Если сравнить город с хозрасчетным предприятием, то там ситуация зеркально противоположная: затраты на оплату труда не превышают 18-20%, львиная же доля вкладывается именно в развитие.

Учитывая дефицит бюджетных средств, я ставлю перед администрацией задачу привлечь деньги частных инвесторов. Всех предпринимателей, которые работают в городе, мы обязываем вкладываться в развитие и благоустройство города. Вся территория нашего муниципального образования поделена на участки, за чистоту и порядок (тротуары, озеленение, освещение) на каждом из них отвечает конкретный хозяйствующий субъект. Конечно, не все одинаково добросовестно относятся к своей миссии, но немало и тех, кого можно поставить в пример.

Малый бизнес, пожалуй, наиболее легок на подъем в отношении инициатив, исходящих от администрации: упрощенная форма налогообложения позволяет предпринимателям вольно распоряжаться своей прибылью. Доводится, правда, слышать и такое мнение: «А на что, мол, глава в Котласе? Все же предприниматели делают!» Наверное, эти слова можно было бы воспринимать как упрек, но я, напротив, ставлю их муниципалитету в заслугу. Это же здорово, когда мы бюджетные средства экономим, а привлекаем частные деньги.

– А еще какое-то социальное обременение есть у местных предприятий?

– Контролируем заключение коллективных договоров на предприятиях и настаиваем, чтобы уровень социальных гарантий трудящимся был наиболее полным. Поощряем те предприятия, где трудящимся предоставляются дополнительные льготы, а не только обязательные, то есть предусмотренным действующим законодательством. Поощряем тех, кто организует у себя работу первичных ветеранских организаций, опекающих своих ветеранов труда и вышедших на заслуженный отдых работников.

– Как именно поощряете?

– Морально, добрым словом. Также ряд наших предпринимателей опекает творческие коллективы местных учреждений культуры, спортивные команды. Недавно было подписано генеральное соглашение о спонсорстве между фирмой «СТВ», владельцем которой является Андрей Стрекаловский, и муниципальной школой искусств «Гамма», где есть образцовый коллектив «Звездная страна». СТВ и прежде оказывала материальную помощь этому популярному ансамблю, теперь же спонсорская поддержка вылилась в подписание официального документа, оговаривающего взаимные обязательства сторон. Фирма «Стрела» с 2005 года спонсирует лыжную команду средней школы №5, имеющей неплохие достижения в лыжных гонках. Автосалон «Фрегат» опекает команду по хоккею с шайбой, и эта команда второй год подряд завоевывает первые места в областном турнире, а предприятие «Роснефть» успешно культивирует баскетбол.

Двигатель прогресса

– В малом бизнесе занята примерно четверть трудоспособных жителей города. При этом 60% малого бизнеса приходится на сферу торговли. В целом это неплохой показатель, но сейчас местная торговля стоит на пороге качественных перемен. Если до последнего времени ассортимент большинства магазинов был примерно одинаков, да и торговали всем сразу, от иголок до кирпичей, то сейчас начинают появляться специализированные предприятия торговли: «Крепеж», «Обувь», «Замки», «Фурнитура» и т.п.

– Однако ритейлеров у вас пока не наблюдается?

– А это мы сами такую политику гнем. Еще на заре создания муниципального образования «Котлас» местная администрация твердо пообещала совету предпринимателей, что будет в первую очередь содействовать развитию местного бизнеса и более жестко относиться к «пришлым».

– Поэтому-то местные предприниматели и выкладываются на пользу города, участвуя в благоустройстве и других программах администрации?

– Конечно. По печальному опыту других городов мы знаем, что когда приходит варяг, он не в развитии данной территории заинтересован, его цель другая – заработать максимум возможного. Чего наши люди (я имею в виду тех, кто здесь не только работает, но и живет) себе никогда не позволят. Им будет просто неудобно и стыдно перед родней, перед знакомыми. Город-то небольшой.

– И как выглядит содействие «своим» на практике?

– Не так давно к нам обратился один крупный бизнесмен, попросил предоставить ему территорию для строительства гипермаркета. Обещал насытить будущую торговую точку дешевыми товарами. Отказать мы ему, понятно, не можем, поэтому внимательно рассмотрели его предложение и определили не одно даже, а три места, пригодных для строительства такого гигантского магазина. Правда, все они требуют предварительного сноса ветхого аварийного жилья.

Мы вполне логично ставим этому инвестору условие: хотите строить – расселяйте ветхий фонд. Однако расселять бизнесмену неинтересно, слишком затратно, на его взгляд. Ну а другого места, извиняйте, у нас нет. На том и распрощались.

– Разве налоговые поступления от работы гипермаркета с лихвой не покрыли бы налоговые платежи массы мелких торговых точек?

– Город наш маленький, и по этой причине, я считаю, далеко не все нужно мерить рублем. Ну построят у нас этот гипермаркет, товаров чуть более дешевых в него навезут, но тем самым всем нашим предпринимателям подножку поставят! Без работы оставят тех, кто занимается таким же видом бизнеса. Котлас не мегаполис, где много всего и всякого, у нас одного гипермаркета на весь город с лихвой хватит. Зачем нам монополист? Он нам не нужен. Для нас главное – благополучие территории и живущих здесь людей.

Добро и его цена

– Еще один красноречивый пример того, что далеко не всегда стоит ставить во главу угла именно экономический интерес. Мы сдаем в аренду муниципальные помещения. Их у нас довольно много, поэтому федеральным структурам (милиция, ЗАГС, станция переливания крови и др.) до последнего времени сдавали безвозмездно, они ведь, по существу, те же бюджетники – сами ничего не зарабатывают. Третий созыв депутатов решил: хватит, вменим федералам плату за аренду, пусть они эти расходы в собственной смете планируют.

– Нормальное, в сущности, решение.

– Я тоже не сторонник безвозмездного пользования муниципальным добром. Но всем хорошо известна скорость бюджетного процесса. Почему бы в таком случае не действовать заблаговременно? Допустим, сейчас мы, депутаты, работаем над бюджетом следующего года и предупреждаем все заинтересованные структуры: учтите, господа, через год (или там через два) мы вам собираемся установить арендную плату, предпримите необходимые шаги. Но нет, мы бах, решение приняли, и теперь федералы только руками разводят: а у нас в смете средств на аренду не предусмотрено!

При этом учтите, что далеко не все структуры могут доказать необходимость включения в смету стоимости аренды именно тех площадей, которые занимают. Так, в свое время здание ЗАГСа было построено специально для торжественной регистрации браков, но когда наступили рыночные времена, пришлось «ужать» занимаемые площади почти втрое. Сейчас, с введением арендной платы, ЗАГС вынужден будет отказаться даже от церемониального зала, так как не в состоянии платить за него внушительную арендную плату. А как в таком случае обеспечить торжественность процесса? Надо же, чтобы был хороший зал, красивый, с музыкой, прежде всего это важно для города, для его жителей. Хотя депутаты считают, что куда важнее доход от аренды.

– И каков исход этих разногласий?

– Наш представительный орган принял решение о передаче помещения ЗАГСу в 2009 году. Основания для этого, безусловно, есть, так как строилось здание целевым назначением. ЗАГС сам его будет содержать, безо всяких дополнительных расходов на аренду. Лишнего имущества, как известно, нет. Есть мнение, что надо избавиться от этого добра, так как сдача помещений в аренду не входит в функции местного самоуправления. Предлагают продать все. А я как глава убежден, что у нас должен быть этот рычаг.

Во-первых, имея муниципальные площади, мы в состоянии регулировать ставки арендной платы, ведь владельцы коммерческой недвижимости, зарабатывающие на ее сдаче в аренду, при наличии конкуренции не могут взвинчивать ставки до бесконечности. Во-вторых, если мы видим, что не хватает каких-то предприятий сервиса (допустим, мастерских по ремонту обуви или электроники), то целевым порядком по символическим ставкам предоставляем муниципальное помещение – как говорится, лишь бы нужные специалисты пришли и работали. И решение Конституционного суда по Самарской области – тому подтверждение.

Котлас – Санкт-Петербург

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №24 (372) 16 июня 2008
    Реформа ЖКХ
    Содержание:
    Битва за дома

    Конкурсы на управление жилыми домами в Петербурге сохранили статус-кво на рынке – победителями в абсолютном большинстве случаев стали бывшие государственные ЖЭКи, переименованные в жилкомсервисы

    Реклама