Петербург – единственный из крупных европейских городов, откуда имеет смысл ехать до Хельсинки поездом. Помимо экономии денег этот вариант дает еще возможность наблюдать за двумя поразительными переменами. Первая – ландшафтная: открытое пространство, по которому идет поезд, сменяется пробитыми в толще скал туннелями уже на территории России. Вторая перемена – культурная – происходит сразу после пересечения границы: тщетно ищешь глазами груды мусора вдоль путей и покосившиеся постройки. В Финляндии ничего подобного нет. Поражают и радуют глаз аккуратно сложенные стройматериалы, ожидающие среди леса начала рабочей недели и предназначенные для укрепления насыпей, строительства новой дороги, регенерации лесов. Это признаки того, что на языке Европейского союза называется «устойчивое развитие» (sustainable development).
Нацеленность на развитие, основанное на уже достигнутых результатах, в Финляндии возведено в статус национальной политики и культурной ценности. Проверенные, хорошо спланированные мероприятия используются во всех сферах жизни. Одним из таких мероприятий является Технологическая премия «Миллениум», которая в этом году вручается уже в третий раз. Премия присуждается за технологии, повлиявшие на жизнь большого количества людей, и преследует цель гуманизации науки и инноваций. Есть от нее и чисто практическая польза: продвигая образ Финляндии как инновационной страны, премия способствует развитию национальной промышленности.
Инициатива приветствуется
Главный лауреат Технологической премии «Миллениум» объявлен 11 июня 2008 года. Им стал доктор Роберт Лэнгер из Массачусетского технологического института (MIT). Из рук президента Финляндии Тарьи Халонен он получил чек на 800 тыс. евро и премиальную статуэтку – кристалл кремния в форме горной вершины. Набирающая мировую известность премия вручена профессору за его достижения в сфере контролируемой доставки лекарственных препаратов и выращивания искусственных тканей. Остальные финалисты довольствовались утешительными призами в размере 115 тыс. евро.
Концепция премии родилась в 1990-е годы, когда Финляндия набирала обороты как активный игрок в мире высоких технологий. Инициатива впервые была высказана в научных кругах, но сразу получила поддержку со стороны бизнеса и политиков, включая тогдашнего премьер-министра Паво Липпонена. Идея состояла в том, чтобы небольшая нейтральная страна учредила новую научную премию, которая будет вручаться ученым со всего мира. По словам генерального секретаря Фонда премии «Миллениум» доктора Тапио Алвесало, политическая подоплека была минимальной. «Миссия премии состоит в том, чтобы стимулировать ученых изобретать технологии для решения глобальных проблем, национальные правительства – выделять деньги на исследования, а бизнес – внедрять эти технологии», – говорит Алвесало.
Поскольку Финляндия на тот момент уже добилась существенных успехов в сфере высоких технологий, подобная инициатива смотрелась весьма естественно. Для воплощения замысла в жизнь был создан Фонд премии «Миллениум» в форме государственно-частного партнерства. Со стороны бизнеса учредителями выступили несколько промышленных ассоциаций, членами которых являются крупнейшие финские компании Nokia, Neste Oil, Kemira, Savcor, UPM и др. Финансирование бюджета фонда и премии осуществляется на паритетной основе. В 2008 году призовой фонд составил 1,15 млн евро (изначально – 1 млн евро). Еще около 2 млн евро – двухгодичный бюджет фонда, который расходуется на оплату услуг Международного отборочного комитета, анализ авторитета премии в мировом масштабе, мероприятия по его улучшению.
Мотивы дополнительных издержек, которые берут на себя компании, понятны: финский бизнес хочет рассказать миру, что у него есть высокотехнологичная продукция. «Пока что для многих Финляндия остается дальним углом европейского северо-запада», – считает председатель Фонда премии «Миллениум» Стиг Густавсон. Выступая спонсорами престижной технологической премии (и не забывая напоминать об этом во всевозможных брошюрах, пресс-релизах и презентациях), компании ищут новые возможности на глобальном рынке. Но не менее важным мотивом является их искренняя поддержка научных исследований: как нигде в мире в Финляндии знают, какую роль могут сыграть инновации в жизни отдельной компании и страны в целом.
Премия также способствует привлечению в страну иностранных студентов и научных работников. «За последние годы в университете города Тампере, где я являюсь членом правления, заметно растет число иностранных студентов», – говорит Густавсон. Создатели премии надеются, что в будущем она поможет привлечь на работу в финские научные организации иностранных ученых, включая нобелевских лауреатов.
Четверка лучших
Технологическая премия «Миллениум» впервые вручена в 2004 году, и с тех пор торжественная церемония проходит каждые два года. В отличие от вручаемой в соседней Швеции Нобелевской премии, область интереса отборочного комитета премии «Миллениум» четко ограничена сферой технологий и не распространяется на открытия и изобретения. Густавсон приводит понятный пример: «Расширение объема вещества при превращении воды в пар – это открытие. Принцип действия поршня в цилиндре – это изобретение. Паровой двигатель – это инновация». Наиболее предпочтительными являются те инновации, которые «значительно улучшили качество жизни людей и способствуют устойчивому развитию как сейчас, так и в будущем». Технологии, еще не нашедшие своего воплощения на практике, не рассматриваются в принципе.
Лауреатами премии прошлых лет стали изобретатели технологий, которые действительно повлияли практически на каждого человека на планете. В 2004 году обладателем премии стал Тим Бернерс-Ли за изобретение концепции гипертекста, превратившей технологию организации сети (какой является интернет) во всеми используемую Глобальную паутину (WWW). Лауреат 2006 года – Судзи Накамура – изобретатель мощного синего светодиода, ставшего последним шагом на пути к созданию белого светодиода, излучающего дневной свет. В 2008 году в финал отборочной процедуры премии вышли четыре технологии – две в сфере телекоммуникаций и две в сфере наук о жизни.
Алек Джефрис, профессор института генетики из британского Университета Лестера, представил технологию ДНК-отпечатков. Занимаясь исследованиями генетики млекопитающих, он обнаружил в 1984 году отдельные участки ДНК, специфичные для конкретного индивида. Выведенные на рентгеновский снимок (а позднее – на монитор компьютера), они могут служить в качестве «паспорта» для идентификации этого индивида. Технология произвела революцию в уголовных расследованиях, а также спорах, касающихся отцовства и иммиграции.
Профессор Роберт Лэнгер номинировался на премию за изобретение технологий контролируемой доставки лекарственных препаратов и выращивания искусственных тканей. Его заслуга состоит в том, что он сумел «обернуть» лекарственные препараты в полимерную оболочку и запрограммировать ее так, чтобы она «выпускала» лекарство по заданному графику. Кульминацией работы профессора стало создание эффективного метода лечения опухоли мозга: на место удаленной опухоли помещается полимерный чип, который под действием электронного импульса регулярно выпускает лекарство. С помощью тех же полимеров Лэнгер научился делать своего рода «строительные леса», на которых можно выращивать новые ткани и даже органы.
Доктор Эндрю Витерби, в прошлом профессор Университета Южной Калифорнии, а ныне директор венчурного фонда, представил на конкурс разработанный им алгоритм контроля за ошибками и сбоями в средствах связи, известный как алгоритм Витерби. Этот математический алгоритм передачи и обработки сигнала сегодня используется в любом сотовом телефоне (а их около 2 млрд), а также во многих других электронных системах – спутниковом телевидении, mp3-плейерах, технологии Bluetooth и жестких дисках. Американский стандарт сотовой связи CDMA, а также третье поколение сотовой связи 3G используют алгоритм Витерби.
Наконец, усилитель для волоконнооптического кабеля создали трое физиков: директор физической группы департамента исследований и технологий французской компании Thales Эммануэль Десюрвир, директор отдела оптических подсистем и современных оптических технологий знаменитой Bell Labs (ныне входящей в состав Alcatel-Lucent) Рэнди Джайлс и директор оптоэлектронного исследовательского центра Саутгемптонского университета Дэвид Пэйн. Работая в режиме здоровой конкуренции, в середине 1980-х годов они сумели внедрить ионы редкоземельного металла эрбия в волокна оптического кабеля, существенно снизив потери сигнала. Эта разработка позволила многократно повысить пропускную способность трансатлантических магистралей, передающих телефонные разговоры и данные.
Чем взял Лэнгер

Главный концертный зал Хельсинки – Finlandia Hall – 11 июня наполнен до отказа. Под звуки финского гимна президент Республики Финляндия Тарья Халонен спускается по широкой лестнице. Зал имеет форму амфитеатра, внизу на сцене установлен огромный светодиодный экран (детище награжденного в прошлом году Судзи Накамура), на котором высвечивается заставка – изображение финского дремучего леса. Сегодня здесь собрался цвет финского общества, – политики, ученые, бизнесмены – чтобы принять участие в торжественной церемонии вручения премии.
В течение последних трех дней, носивших название «технологическая неделя», финалисты многократно презентовали свои открытия для разных аудиторий. В первый день в мэрии города Хельсинки состоялись две презентации – для журналистов и для сотрудников компаний-спонсоров. На второй день технологической недели финалисты выступали в компаниях-спонсорах и Университете Хельсинки с докладами, послушать которые приехали представители университетов и научных лабораторий со всей Финляндии. Это были уже серьезные часовые выступления, подкрепленные слайдами и доступные только специалистам. «Мы хотели познакомить научное сообщество с учеными международного уровня, сумевшими превратить свои открытия в технологии. Тем самым мы решили еще раз напомнить, что наука – это хорошо, но надо думать об ее применении», – поделился Тапио.
Качество презентаций – а они сильно отличались, и среди финалистов даже выявились явные фавориты – уже никак не могло повлиять на выбор победителя. Решение было принято заранее Международным комитетом премии и утверждено советом фонда. Работа проведена нешуточная. После предварительного анализа нескольких сотен заявок было отобрано 88 технологий-номинантов, за которыми стояли 99 исследователей. Между прочим, из этого числа только две технологии были представлены Россией, больше всего – США (20), Францией и Германией (по семь).
Международный отборочный комитет использует собственную уникальную методику отбора. «Технология по сложности напоминает нобелевскую. У нас такой же уровень научных критериев», – рассказывает Стиг Густавсон. Каков формализованный механизм отбора, не разглашается. Доктор Тапио Алвесало все же приоткрыл некоторые тайны этого процесса. Так, во главе угла стоят не конкретные личности с их послужным списком и антологией работ, а технологии. «Прежде всего мы ищем инновации, которые оказали влияние на людей. Потом мы отправляемся на поиски настоящего „отца“ (или „матери“) этой технологии», – говорит генеральный секретарь премии. Теоретически отборочный комитет может выявить совершенно иных создателей той или иной технологии. Правда, пока что такого еще не происходило.
Роберт Лэнгер единогласно признан всеми членами Международного отборочного комитета главным лауреатом Технологической премии «Миллениум» за 2008 год. Выступая на церемонии вручения премии, председатель комитета профессор Марья Макаров сказала: «Изобретения доктора Лэнгера затрагивают сотни миллионов пациентов. Кроме того, он создал целую отрасль промышленности вокруг своих изобретений. Наконец, он воспитал целое поколение биоинженеров, которые работают по всему миру». Добавлю, что международная группа журналистов именно его изначально считала фаворитом премии.
Ноздря в ноздрю
Несмотря на младенческий возраст премии «Миллениум», ее авторитет набирает обороты. «По числу ссылок в Google мы уже опережаем другие технологические премии – Премию Чарльза Старка Дрейпера, Премию Киото, Премию Japan Prize. При том, что они существуют значительно дольше», – утверждает Алвесало. В перспективе создатели хотят сделать премию самой известной и авторитетной в сфере технологий. Но они отдают себе отчет, что известность в узких кругах еще не означает достигнутой цели. «Мы выявили для себя несколько целевых аудиторий: научное сообщество, политические круги, бизнес и люди с улицы. Цель заключается в том, чтобы все они были хорошо информированы о премии», – говорит Алвесало. И если в научных кругах успехи налицо, то в работе с людьми еще многое надо сделать.
Главным соперником по узнаваемости пока что остается Нобелевская премия. Однако с ней «Миллениум» не конкурирует – задачи у двух призов абсолютно разные. «Это все равно что сравнивать первооткрывателя электричества и создателя компьютера», – считает Алвесало. Правда, сходство все же есть. Так, ряд ученых входит в состав отборочных комитетов обеих премий. О сходстве критериев отбора уже было упомянуто. Кроме того, по словам Густавсона, в списке номинаций на премию «Миллениум» встречаются технологии, которые в разные годы также номинировались и на «нобелевку». Организаторам премии очень льстит, что медиагруппа ВВС уже назвала «Миллениум» Нобелевской премией в сфере технологий.
Санкт-Петербург – Хельсинки