Большие пришли

На рынок гофроупаковки Северо-Запада выходят крупные игроки, что неизбежно приведет к его консолидации

Российско-американский лесопромышленный холдинг  Группа «Илим» запустил завод по производству гофроупаковки в городе Коммунаре Ленинградской области. На строительство предприятия производительностью 140 млн кв. м упаковки в год компания потратила 1 млрд рублей. Предприятие завершит технологическую цепочку – гофрокартон для производства упаковки будет завозиться из филиала Группы «Илим» в Коряжме.

Завод в Коммунаре – первое предприятие такой мощности на Северо-Западе (до этого крупнейшим предприятием был Smurfit Kappa, производящий порядка 100 млн кв. м продукции ежегодно. В течение пяти лет «Илим» планирует построить еще четыре аналогичных по объемам производства, не исключая также вариант покупки профильных заводов. О местонахождении будущих производственных мощностей руководство компании пока не распространяется, отмечая только, что они будут располагаться в европейской части России.

«Производство гофроупаковки – важная сфера для развития компании,  – поясняет генеральный директор Группы „Илим“ Пол Херберт. – Рынок гофроупаковки испытывает большую потребность в новых производственных мощностях, и прежде всего это локальные заводы. Мы хотим как можно более оперативно реагировать на рыночный спрос и наиболее эффективно действовать на рынке».

Ближе к спросу

«Илим» не одинок в своем внимании к рынку гофроупаковки. Практически одновременно с ним финская Stora Enso Packaging VR запустила завод мощностью 150 млн кв. м упаковки в год в городе Луховицы Московской области и объявила о намерении до конца года нарастить мощности своего второго предприятия – в Балабаново. Крупнейший в России производитель упаковки  «ГОТЭК»  строит производство объемом 180 млн кв. м в год во Всеволожском районе Ленобласти. Если в СЗФО большие заводы только появляются, то в Центральном округе их построено уже с полдюжины. Объясняется это тем, что Центральный округ – лидер по потреблению гофрокартонной тары (47 %), на Северо-Запад же приходится около 10% упаковки.

Притягательность рынка объясняется его динамикой – с конца 1990-х он растет в среднем на 10% в год. Основным потребителем является быстро развивающаяся пищевая промышленность, которая приобретает до 80% гофрокартонной упаковки. Намного меньше – примерно по 5% – потребляют химическая промышленность, производители бытовой техники и синтетических моющих средств.

По словам участников рынка, несмотря на то что половина российского картона производится на территории СЗФО, спрос на гофроупаковку за счет регионального производства до сих пор удовлетворить не удавалось. Мелкие производители, на чью долю все еще приходится до 65% рынка гофротары, не всегда могли соответствовать растущим требованиям к качеству продукта. Поэтому часть упаковки приходилось ввозить из соседних регионов и даже из-за рубежа, при том, что оптимальное транспортное плечо не должно превышать 500 км. Решение крупных компаний ЛПК о  строительстве заводов гофротары в непосредственной близости к основным потребителям (в первую очередь в Центральном, Приволжском и Северо-Западном округах) выглядит вполне убедительно.

Потеснить «малышей»

Планы инвесторов достаточно амбициозны. Так, руководители Группы «Илим» утверждают, что за несколько лет им удастся занять 25% рынка европейской части России. Другие игроки также намерены серьезно увеличить свои доли. Понятно, что «подвинуться» придется мелким производителям. Сегодня небольшие заводы гофроупаковки удерживают свою долю преимущественно за счет ценового демпинга. Но вертикально интегрированные компании смогут поспорить с ними по цене. Наличие собственного сырья для производства гофрокартонной упаковки позволит им, во-первых, не зависеть от поставщиков картона, во-вторых, сокращать издержки на производство. К слову, на Северо-Западе лишь две компании располагают собственной сырьевой базой для производства гофрированной упаковки – Группа «Илим» и Архангельский ЦБК.

Кроме того, крупные холдинги, закупая для новых заводов современное западное оборудование, смогут конкурировать с «малышами» по широте ассортимента и качеству продукции. «Переизбытка предложения на рынке бояться не стоит, так как сейчас остро ощущается дефицит качественной упаковки, – отмечает менеджер по маркетингу „Илим Гофроупаковка“ Татьяна Гончаренко, – ведь покупатель стал требовательнее и будет выбирать не более дешевую, а более качественную упаковку».

Мелкие и средние производители гофрокартонной упаковки, по мнению экспертов, либо уйдут с рынка, либо займут свою нишу и будут сотрудничать с предприятиями, которые станут покупать у них низкокачественную продукцию по сниженным ценам.

 «Для всего ЛПК характерна тенденция создания вертикально интегрированных холдингов. Сегмент гофроупаковки не исключение. Укрупнение предприятий и консолидация рынка будет происходить за счет поглощения крупными игроками более мелких компаний – производителей гофроупаковки», – говорит аналитик «Леспром индастри консалтинг» Анастасия Копылова.

Санкт-Петербург