Золотая «железка»

Общество
Москва, 08.09.2008
«Эксперт Северо-Запад» №35 (383)
Небольшой город Дно Псковской области является одним из крупнейших железнодорожных узлов Северо-Запада. Но предоставляемые выгодным транспортным положением инвестиционные возможности сильно недоиспользованы

Признаться, о городе со звучным и полиассоциативным названием Дно, расположившемся на северо-востоке Псковской области, я знал совсем немного до поездки туда. Помнил, что где-то в этих местах лет девяносто назад последний российский император Николай II отрекся от престола. Читал в газетах, что в прошлом году здесь закончено строительство новой гимназии и первого футбольного поля с искусственным покрытием. А также был в курсе того, что Псков, будучи областным центром, как железнодорожная станция имеет намного меньшее значение, чем небольшой районный центр.

История, экономика, да и вся жизнь Дно накрепко связаны с железной дорогой. Город основан в 1920 году на пересечении четырех весьма значимых с экономической и логистической точек зрения направлений – Санкт-Петербургского, Витебского, Московского и Рижского. Двое из трех жителей Дно работают на железной дороге или на обслуживающих ее предприятиях. Даже День города символично совпадает с профессиональным праздником железнодорожников, а небольшой вокзал в качестве главной местной достопримечательности изображается на буклетах и открытках.

«Дно – это великолепная площадка для начала на ней любого производства: прекрасная железная дорога плюс очень много свободных и вполне готовых пятен под застройку. Потенциал у города есть, но он пока используется процентов на двадцать», – утверждает глава администрации городского поселения Дно Алексей Бударин.

Город династий

Паровозные гудки и перестук вагонных колес – круглосуточное звуковое сопровождение жизни Дно, но местные шума не замечают, привыкли. Железнодорожное полотно проходит прямо через город, разрезая его на две части. В одной – вокзал, рынок, администрация, промышленные предприятия, в другой – спальный район типичной советской застройки со стадионом, школой и профтехучилищем, готовящим кадры для нужд все той же железной дороги. По пути из южной части города в северную можно и час простоять на переезде: пассажирские и товарные поезда идут плотным потоком. Местные знают обходные пути, ездят через нерегулируемые переезды, проскакивая перед гремящими составами.

В Дно помимо дистанции пути и вокзала расположено несколько обслуживающих предприятий, обеспечивающих дорогу электроэнергией, связью и т.д. Местное локомотивное депо – одно из крупнейших на ОЖД. В целом на предприятиях железной дороги работают более 2 тыс. человек.

Железнодорожные предприятия в Дно – как государство в государстве. Высокие зарплаты их сотрудников вытягивают средний по району показатель до 14 тыс. рублей (выше, чем в среднем по области и даже в Пскове). Железнодорожники традиционно неплохо социально защищены – ведомственная медицина, свой детский сад и летние лагеря для детей. Поэтому работа на «железке» считается престижной, отсюда, как правило, не уходят. Разве что на железнодорожные предприятия Петербурга, потому что зарплата машиниста в соседнем мегаполисе выше дновской, а расстояние в 280 км не кажется препятствием. «Дно – город династий. Дед, отец, сын, внук – железнодорожники: путейцы, связисты, ремонтники. Железная дорога связывает поколения», – поясняет Алексей Бударин.

Спасительные сковородки

Более половины тех, кто не занят на железнодорожных предприятиях, трудятся на дновском подразделении Лужского абразивного завода. Это – новичок, пришедший в район несколько лет назад. На одном из въездов в город в глаза бросаются недостроенные производственные корпуса, напоминающие крупную стройку советского периода. По словам жителей Дно, лет двадцать назад планы на эту площадку были грандиозными – здесь должны были вырасти завод стальных конструкций, большой жилой район, школа, детский сад. Не выросли – помешала перестройка, а в 1990-х годах строительство надолго замерло. Лужские инвесторы вдохнули жизнь в проект, частично использовав заброшенный недострой, – закупили и смонтировали оборудование, наняли и обучили людей, запустили производство. «Здесь все люди заняты делом, ведь заработок привязан к выработке», – рассказывает один из дновцев.

Второе из крупных нежелезнодорожных предприятий – ЗАО «Металлообрабатывающий завод». В советские времена оно было филиалом ленинградской «Электросилы» и давало работу 0,5 тыс. дновцев. В 1990-е годы бывшие владельцы пытались удержать завод на плаву, дополняя скудеющие заказы «Электросилы» выпуском товаров народного потребления – кипятильников, электрочайников. С приходом на рынок относительно недорогих импортных электроприборов потребность в продукции завода исчезла.

Новым собственникам из Санкт-Петербурга, известному производителю литой посуды «Нева-Металл-Посуда», удалось вытянуть предприятие, организовав на дновских мощностях выпуск посуды с антипригарным покрытием для российского рынка. Инвестор установил оборудование, поделился технологией, обеспечил сырьем, взял на себя сбыт – и около года назад линия была запущена. Сейчас ЗАО «Металлообрабатывающий завод» производит 1 тыс. сковородок в смену, работая в двух-, а иногда и в трехсменном режиме. В Дно выпускается половина продукции «Нева-Металл-Посуды», и это не предел. Как рассказал директор завода Александр Дорофеев, готовятся площадки для увеличения мощностей «Нева-Металл-Посуды» вдвое и освоение выпуска новых наименований продукции.

Ныне на заводе осталось людей вдвое меньше, чем во времена «Электросилы», – около 250 человек, часть из них – гастарбайтеры из Узбекистана. Поскольку в 1990-е годы система профобразования была не в лучшем состоянии, да и сама молодежь шла на рабочие специальности неохотно, работников пришлось искать за рубежом. Но отношение молодежи к рабочим профессиям постепенно меняется: в местном ПТУ набраны группы для подготовки востребованных на дновских предприятиях специалистов, которые приходят на заводы на практику и зачастую остаются работать.

Слабый малый

Если заработать в Дно можно вполне приличные по псковским меркам деньги, то где и как их потратить – большая проблема. Сфера услуг развита слабо – ни подстричься, ни платье у хорошего мастера заказать. Малый бизнес, являющийся основным поставщиком услуг населению крупных городов, здесь застрял на стадии коммерции 1990-х годов, сосредоточившись преимущественно на торговле.

Но, похоже, период расцвета коммерсантов подходит к концу. Входить в сферу мелкой торговли стало сложнее: растет арендная плата, местные власти перекладывают на торговцев часть расходов по благоустройству территории рынка. «Помощи малому бизнесу нет, все выкручиваются как могут – занимают у друзей, знакомых или берут кредиты на родственников, чтобы развивать свой бизнес», – сетуют предприниматели.

Да и приход торговых сетей заметно обострил конкуренцию на розничном рынке. Еще пару лет назад в городе не было ни одного торгового комплекса. Но недавно в Дно пришли торговые сети – свои магазины открыли «Магнит», «Тройка», «Трешечка». Оборот розничной торговли вырос за первый квартал 2008 года на 35%.

Немногие предприниматели, реально оценивающие изменение рыночной ситуации, ищут новые ниши. «Когда я решил открыть бизнес, связанный с продажей и обслуживанием оргтехники, мои коллеги мне говорили: „Ты деньги заряжаешь в пустое место“. Но я рискнул. Четыре года назад взял кредит, снял помещение площадью 15 кв. м. Трудиться приходится наравне с наемными работниками, за четыре года ни разу не было ни одного выходного. Заработанные деньги вкладывались в развитие бизнеса – выкупил другое помещение, сделал ремонт. А ситуация на рынке за эти годы стала жестче – уже открыт магазин по продаже компьютеров. Поэтому акцент в бизнесе я сместил с продаж на обслуживание. Чтобы выжить, мы должны обеспечить быстрый и качественный сервис оборудования, которое будут продавать приходящие в Дно торговые сети», – рассказывает предприниматель Владислав Петров.

Нескучные люди

Дно – городок, внешне мало отличимый от своих собратьев. Основных плюсов два – зелень и тишина (если жить вдалеке от железной дороги, конечно). Минусы – отвратительные дороги, скучные панельные многоэтажки. Развлечений немного – сохранившиеся с советских времен клуб и Дом культуры да появившиеся недавно молодежные кафе «Паровоз» и «Ангел». От кинотеатра, закрытого много лет назад, осталась только вывеска на здании. В общем, все как везде. К местному колориту можно отнести разве что размещение городского ЗакСа в одном здании с бюро ритуальных услуг. Такая незатейливая аллюзия на быстротечность радостей земных.

Но дновцы любят свой город таким как есть. «Когда впервые приехала в Дно, оно было совершенно заросшее. Ощущение, что в лес попала, только с домами, – рассказывает недавно ставшая жительницей города Татьяна. – Думала, что каждый будет говорить о том, как мечтает уехать отсюда, но не услышала ничего подобного».

Горожане привыкли развлекать себя сами, не уповая ни на скупое государство, ни на неповоротливый бизнес. В профучилище молодежь создала музыкальную группу «Солнечный экспресс», снискавшую расположение юных горожан. Одаренные люди постарше играют в ансамбле русских народных инструментов «Белые росы» и духовом оркестре, который недавно отметил свое сорокалетие. Есть вокальные, танцевальные коллективы при Доме культуры, есть клубы по интересам.

Район стал одним из двух в области (не считая центральные города – Псков и Великие Луки), где появилось местное телевидение. Первая программа вышла еще в 1996 году и сделана была четырьмя энтузиастами практически «на коленке». Первыми телеоператорами были помощник машиниста и работник электросвязи. Кстати, один из них, Андрей Балакин, сейчас работает на телевидении в Москве. Программа выходила раз в неделю и стремительно набрала популярность среди жителей города. «Людям очень хотелось увидеть себя, своих знакомых, близких, именно поэтому был выбран формат, отличающийся от того, что на центральных каналах, – рассказывает редактор Валентина Иванова. – Мы старались показать как можно больше лиц. Поэтому наши сюжеты не ограничивались рамками 30-40 секунд. Да и сами телезрители просили нас: снимите на такую-то тему сюжет побольше».

День города – пожалуй, самый популярный среди жителей праздник. Уехавшие в Санкт-Петербург инициативные дновцы, сумевшие в бурные 1990-е годы обзавестись своим бизнесом, стали спонсорами концертной программы на День города. Концерты превратились в традицию – в маленький городок на Псковщине приезжали Сенчина, Пьеха, Буланова, Рогожин, Корнелюк, Боярский. К слову, многие из заезжих знаменитостей исполняют романсы на стихи местной знаменитости – поэта Игоря Фадеева. Спонсоры праздников с годами подрастерялись, а традиция прижилась. Приходится администрации ежегодно искать средства на финансирование концертов.

Главный аргумент

«Основа экономики района – крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. За 2007 год на развитие экономики и социальной сферы предприятиями района инвестировано более 100 млн рублей, а из бюджетов разных уровней – 27 млн рублей», – рассказывает глава Дновского района Борис Красавин.

Экономика района развивается – в 2007 году обороты выросли на 32%, при этом рост произошел практически на всех предприятиях, за исключением транспорта. Наращиваются мощности прежних предприятий (Металлообрабатывающий завод в прошлом году ввел новую линию), появляются новые. К примеру, открылось подразделение «Балтик Транс», обеспечивающее ремонт запасных узлов для тепловозов. Но пока Дно живет в долг: общие доходы бюджета за прошедший год составили 123,5 млн рублей, из них собственных – менее половины.

Дно ждет новых инвесторов, впрочем, как и другие районы Псковской области. Но если соседний Дедовичский район известен своей ГРЭС и планами стать региональным центром лесопереработки, то Дновский район делает ставку на транспортную доступность с акцентом, естественно, на железную дорогу. «Проблем у инвестора не будет», – уверяет Алексей Бударин, но тут же поясняет: «Если это будет действительно инвестор, а не временщик, перекупщик земли».

Большие надежды городские власти возлагают на перенос производственных мощностей из соседнего Санкт-Петербурга, правительство которого взяло курс на освобождение территории города от промышленных предприятий. Открытие новых предприятий потянет за собой необходимость обеспечивать кадры жильем. Районная и городская администрация готова заняться жилищным строительством на паях с бизнесом. Тем более что ни с площадками под застройку, ни с коммуникациями проблем нет. А главным аргументом, способным привлечь неторопливого инвестора, по мнению местных властей, станет давшая Дно жизнь железная дорога.

Псков

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №35 (383) 8 сентября 2008
    Экология
    Содержание:
    Реклама