Страховщики примеряются к строителям

Спецвыпуск
Москва, 08.09.2008
«Эксперт Северо-Запад» №35 (383)
Банковский сектор, долгое время тянувший за собой страховую отрасль, начал давать сбои. Но страховщики не отчаиваются, они уже присмотрели себе новых партнеров из стройиндустрии

Темпы прироста страховой премии по компаниям, принявшим участие в исследовании АЦ «Эксперт Северо-Запад», по итогам первого полугодия 2008 года составили (включая инфляцию) 27%, что на 3% ниже уровня прошлого года. Выплаты за то же время выросли на 23%, это примерно на 5% меньше прошлогоднего показателя. В целом ситуация благоприятная, но если взглянуть на детали, то в глаза бросается существенное замедление роста премий и резвое увеличение выплат в главном секторе рынка – автостраховании (каско и ОСАГО). На его долю приходится 53% сборов страховых компаний в СЗФО и 73% выплат.

Ситуация осложняется еще и тем, что конкуренция сдерживает рост тарифов по добровольному страхованию, а по ОСАГО они и вовсе не менялись с момента введения этого вида страхования. Вместе с этим расценки на запчасти и ремонт автомобилей уверенно поднимаются – по сравнению с прошлым годом возросли на 20-30%.

«Снижение темпов роста продаж автомобилей, которое началось уже в этом году, ужесточение требований по автокредитам ведет к замедлению динамики продаж, и многих страховщиков стала нагонять „волна убыточности“. Реагировать на это можно либо продолжая наращивать портфель, либо пытаясь его сегментировать. Большинство выбирает первый вариант. Некоторые компании, которые ведут подобную политику, уже в конце этого года – начале следующего будут банкротиться или уходить с рынка», – прогнозирует заместитель генерального директора Страхового дома ВСК Евгений Уфимцев.

Гадание на тарифах

Страховщикам все сложнее манипулировать тарифами в поисках золотой середины, чтобы выплаты не превысили премий и при этом продажи не сократились. Например, в страховой компании «РОСНО» выплаты по каско превысили объем собранных премий на 50%. Причиной стал тот факт, что в прошлые годы компания устанавливала достаточно низкие тарифы на дешевые автомобили, ремонт которых потребовал высоких затрат. Осенью прошлого года компания повысила тарифные ставки и столкнулась со снижением продаж. В итоге за первое полугодие 2008 года совокупный объем взносов по СЗФО сократился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«В автостраховании традиционно высокая частота убытков. Среднестатистический страхователь хотя бы раз обращается за выплатой. В последнее время мы сместили акценты по портфелю каско. В сегменте дорогих автомобилей мы выборочно снизили тарифы, а для дешевых транспортных средств – увеличили примерно на 10-15% и оставили их без изменений в сегменте иностранных транспортных средств эконом-класса (стоимостью до 20 тыс. долларов)», – объясняет директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту Северо-Западной дирекции «РОСНО» Александр Печорин. По его словам, для рынка автострахования характерно волнообразное развитие – страховые компании завоевывают рынок, а затем регулируют тарифы.

Подобные ситуации переживали и другие крупные игроки, например полтора года назад с резким ростом выплат столкнулось «Альфастрахование». Злые языки даже утверждали, что компания покинет рынок, но все обошлось кадровыми перестановками. Как правило, все ограничивается реструктуризацией портфеля и сменой тарифной политики.

Формула успеха

Низкий тариф – важное условие для увеличения доли на рынке каско, но недостаточное. Поскольку рынок растет в основном за счет страхования новых автомобилей, по большей части покупаемых в кредит. Страховщику необходимо договориться с максимальным количеством банков, чтобы они принимали его полис в качестве обеспечения, а также наладить дружеские отношения с автодилерами. «Автосалоны играют значительную роль. Они обеспечивают потоки клиентов по кредитным автомобилям. Как правило, тарифы в автосалоне и в офисе страховщика не отличаются, но даже если в салоне они немного выше, то для потребителя важнее получение услуги в одном окне», – говорит генеральный директор страховой компании «Авеста» Сергей Сафронов.

Привлечение посредников позволяет значительно увеличить сборы. Однако сейчас ситуация изменилась и такой подход становится не самым эффективным. «Аппетиты посредников растут, что ведет к увеличению тарифов и росту убыточности, так как тарифы растут с меньшей скоростью, чем размер комиссионного вознаграждения посредников. Он колеблется в диапазоне 10-30% от страховой премии, в зависимости от страховой компании и вида страхования, – говорит директор дирекции по развитию партнерского бизнеса РСК Михаил Корытный. – Большинство компаний делает упор на развитие продаж через посредников, и если под посредниками понимать агентов, брокеров, банки, лизинговые компании, то продажи по таким каналам могут достигать 80-90%».

Директор петербургского филиала страховой компании «РК-гарант» Евгений Константинов добавляет, что посредник предлагает то, что выгоднее ему самому, а не то, что лучше по качеству для потребителя. «Посредник, чтобы не отпугнуть клиента, может умышленно не доводить до сведения „непопулярные условия страхования“. На момент выплаты – проблемы не у посредника, а у страховой компании», – резюмирует Константинов.

В конечном счете именно низкий тариф и высокая комиссия оказывают большее влияние на финансовый результат компании, чем увеличение размера выплат. Именно по этой причине все большее количество страховщиков задумывается об освоении телекоммуникационного канала продаж – через интернет и по телефону. В начале года об этом заявила компания «КИТ Финанс Страхование», а «Ренессанс страхование» уже запустила продажи через интернет, обещая клиентам полисы на 15% дешевле, чем в автосалоне или у агента.

Конечно, интернет позволяет существенно экономить на комиссионных, тем более что количество пользователей неуклонно растет и сетевые продажи будут расти. Но чтобы наладить такой способ торговли, страховщикам придется раскошелиться на обновление ИТ-инфраструктуры и программное обеспечение, а также на рекламу. Затраты «Ренессанс страхования» по запуску проекта прямого страхования составили около 8 млн долларов. Выкроить из бюджета дополнительные средства готова не каждая компания, да и продажи через интернет сейчас не превышают 3% от совокупных сборов, так что массового освоения нового канала продаж страховщиками в ближайшее время ожидать не стоит. Но наиболее прогрессивные компании в автостраховании пойдут по этому пути.

Режим самоочистки

Несколько сложнее, чем с каско, обстоят дела с ОСАГО. Выплаты по обязательному автострахованию нарастают почти вдвое быстрее, чем премии. «Некоторые страховые компании свернули деятельность по ОСАГО или отказывают в заключении договоров. Самая неблагоприятная ситуация для страховщиков сложилась в регионах, где понижающий коэффициент 0,5», – отмечает генеральный директор компании «ГАЙДЕ» Татьяна Гай.

Один из значимых игроков этого сектора рынка, входивший в десятку крупнейших по СЗФО, – Северо-Западная страховая компания (СЗСК) – оказался на грани отзыва лицензии. В начале августа текущего года Федеральная служба страхового надзора (ФССН) ограничила действие лицензии СЗСК по автогражданке. Ранее Страхнадзор выдал этой компании предписание устранить нарушения законодательства, касающиеся выплат страхового возмещения. Далее действие лицензии может быть приостановлено, а затем последует ее отзыв.

Логично предположить, что количество кандидатов на отзыв лицензий возрастет в следующем году. С 1 марта 2009 года правительство РФ обещает ввести процедуру прямого возмещения убытков по автогражданке. То есть потерпевшему в ДТП страхователю придется обращаться за выплатами в компанию, в которой он приобрел страховой полис, а не в компанию виновника аварии. Кардинально изменятся приоритеты автовладельцев. Большинство из них по определению существа разумные и пойдут не в те компании, которые предлагают необоснованно высокие скидки по автогражданке, а в компании с хорошей выплатной репутацией. И акценты в конкурентной борьбе страховщиков сместятся от тарифной политики в сторону надежности и качества обслуживания.

Страховое сообщество надеется, что правительство РФ повысит тарифы по ОСАГО. Российский союз автостраховщиков предлагает увеличить базовый тариф для граждан на 22%, до 2 тыс. 417 рублей. Для автолюбителей это означает, что все накопленные ими бонусы за время действия этого вида страхования попросту сгорят.

Правда, некоторые страховщики полагают, что базовый тариф может остаться неизменным, пересмотрены будут только региональные коэффициенты, что тоже, по сути, означает подорожание, но, возможно, не столь значительное и не для всех регионов. Но Северо-Запад вряд ли обойдут стороной: здесь в большинстве регионов, за исключением Петербурга, уровень выплат достиг критической отметки 77%, а в некоторых областях превысил 100%.

«Само по себе ОСАГО не будет рентабельно. Но так и должно быть: государство не для того заставляло нас обязательно страховать этот вид своей ответственности, чтобы давать страховщикам зарабатывать прибыли, а делалось это с целью экономической защиты населения. Поэтому в плане прибыльности экономическая эффективность этого вида страхования для страховщиков должна быть нулевой. Страховщики должны зарабатывать прибыли путем разработки страхового поля, которое им дает ОСАГО, то есть от продаж других страховых продуктов», – справедливо замечает директор петербургского филиала «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Большаков.

СРО-страхование

С воодушевлением страховое сообщество восприняло инициативу президента Дмитрия Медведева о замене лицензирования бизнеса страхованием ответственности. «С одной стороны, это важнейший инструмент повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом, с другой – действенный механизм, побуждающий бизнес к страхованию и, как следствие, приводящий к общему росту страхового рынка», – объясняет Сергей Сафронов.

Страховщики уже энергично готовятся к замене лицензирования в стройиндустрии членством в саморегулируемых организациях (СРО) с 1 января 2009 года.

Это, по мнению большинства опрошенных АЦ «Эксперт Северо-Запад», приведет к росту спроса на страхование строительно-монтажных рисков. В последние пару лет этот вид страхования демонстрирует впечатляющие темпы роста на Северо-Западе, особенно в Петербурге, благодаря усилиям местного Комитета по строительству, который не разрешает строительным компаниям выполнять работы по государственным контрактам без страховой защиты. Но потенциал страхования строительно-монтажных рисков настолько высок, что может превзойти по объему собираемых премий страхование имущества юридических лиц.

Сейчас многое зависит от того, сделает ли государство страхование строительной деятельности снова обязательным. Если нет, то его развитие будет зависеть от политики СРО. Каждая из них предполагает формирование компенсационного фонда, из которого, например, будет покрываться ущерб, нанесенный строительными организациями третьим лицам. Предполагается создание трех типов СРО – для компаний, выполняющих инженерные изыскания, проектную документацию, и непосредственно строителей. Взнос в компенсационный фонд СРО строителей максимальный – 1 млн рублей. Эту сумму можно уменьшить втрое, если строительная компания решит застраховать свои риски. Собственно, это обстоятельство и должно, по мнению страховщиков, стимулировать спрос на страховки. Они сейчас активно ведут переговоры с различными СРО и разрабатывают необходимую документацию.

«Строительные компании очень не любят страховаться: им жалко денег. Мало кто относится к этому как к плате не за страх, а за совесть», – рассуждает начальник отдела страхования ответственности петербургского филиала компании «СОГАЗ» Марина Савицкая. По ее словам, СРО пока не могут определиться, какие риски страховать – только имущественные, качество выполненных работ, ответственность перед третьими лицами либо все вместе. «Строительные работы требуют огромных инвестиций, достаточно сложны и подвержены многим рискам: ошибки в проектировании, некачественные строительные материалы, использование устаревшей строительной техники и т.д. Одного страхования ответственности явно будет недостаточно. На первый план выйдет страхование строительно-монтажных рисков (СМР), которое прежде всего защищает интересы инвестора или заказчика. Скорее всего, наличие договора СМР станет необходимым условием при выборе подрядной организации и реализации строительного проекта», – полагает генеральный директор Страхового общества «Помощь» Дмитрий Локтаев.

Зато уже сейчас понятно, по какому сценарию будет развиваться рынок страхования строительных рисков. Примерно через год некоторые компании начнут демпинговать, предлагая строителям заведомо невыплатные контракты, отчего возникнет головная боль у ФССН. Затем в борьбу за свободную конкуренцию вступит антимонопольное ведомство и начнет наводить порядок во взаимоотношениях СРО и страховщиков. Наиболее расторопные из них уже успеют занять существенную долю на рынке и фактически установить правила игры и входные барьеры.

Прогноз стабильный

Развитие рынка строительного страхования – дело следующего года, а пока большинство опрошенных АЦ «Эксперт Северо-Запад» страховщиков прогнозирует во втором полугодии незначительное снижение темпов роста рынка по сравнению с первым полугодием.

«Скорее всего, рынок в целом будет развиваться медленнее. Причина – неблагоприятная ситуация на финансовых рынках, мы видим увеличение ставок на потребительское кредитование и автокредитование, – рассуждает директор Северо-Западного регионального центра Ингосстраха Владимир Храбрых. – Что касается комплексного ипотечного страхования, то здесь все еще более серьезно – многие региональные банки вынуждены отказываться от ипотеки, и объемы кредитования снижаются».

Директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхования» Алексей Образцов полагает, что средний рост рынка составит примерно 20%. Замедление темпов роста доходов вероятнее всего в сегментах с наиболее высокой конкуренцией: автокаско, страхование имущества частных лиц и т.д.

Основной прирост, по мнению большинства опрошенных, будет обеспечен за счет роста премий по добровольному медицинскому страхованию. «По этому виду страхования второе полугодие традиционно более урожайно. Рост связан прежде всего с тем, что во многих организациях ДМС все чаще входит в социальный пакет, предоставляемый сотрудникам компаний», – говорит заместитель директора петербургского филиала Московской страховой компании Олег Волошин. По словам генерального директора компании «Медэкспресс» Наталии Шумиловой, наблюдается некоторый рост выплат по ДМС, спровоцированный увеличением стоимости медицинских услуг, что, вероятнее всего, приведет к росту тарифов по ДМС во втором полугодии.

Санкт-Петербург

Лидеры в страховании строительно-монтажных рисков СЗФО по итогам 1 полугодия 2008г.
Лидеры в страховании имущества физических лиц СЗФО по итогам 1 полугодия 2008г.
Лидеры в страховании имущества юридических лиц СЗФО по итогам 1 полугодия 2008г.
Лидеры в ОСАГО по СЗФО по итогам 1 полугодия 2008г.
Крупнейшие страховые компании Северо-Западного федерального округа по итогам 1 полугодия 2008г.
Лидеры в добровольном медицинском страховании СЗФО по итогам 1 полугодия 2008г.
Лидеры в страховании наземного транспорта СЗФО по итогам 1 полугодия 2008г.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №35 (383) 8 сентября 2008
    Экология
    Содержание:
    Реклама