В ожидании hot choice

Русский бизнес
Москва, 08.09.2008
«Эксперт Северо-Запад» №35 (383)
Игорь Заболотный: «Северо-Западный федеральный округ на данный момент – один из самых интересных регионов для компаний, занимающихся дальней связью»

Несмотря на то что процесс либерализации рынка дальней связи стартовал еще в начале 2005 года, в Северо-Западном регионе кардинальных изменений пока не произошло. Изменить ситуацию, по мнению большинства аналитиков и игроков рынка, могут активные действия со стороны самих операторов международной и междугородной связи, а также предоставление абонентам возможности автоматического выбора оператора дальней связи при каждом звонке (так называемый hot choice), о планах по запуску которого ОАО «Северо-Западный Телеком» начало информировать своих клиентов в августе текущего года. О своем взгляде на ситуацию на рынке дальней связи Северо-Запада рассказывает генеральный директор ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ) Игорь Заболотный.

– Какова на данный момент конкурентная ситуация на рынке дальней связи на Северо-Западе и насколько она отличается от других регионов?

– Северо-Западный федеральный округ сегодня является одним из самых интересных для компаний, занимающихся дальней связью. Дело в том, что по объемам трафика именно Северо-Запад находится на втором месте после Центрального округа, отсюда и повышенное внимание к региону. Однако замечу, что уровень конкуренции внутри региона совсем не однороден. Естественно, наиболее высокий уровень конкуренции наблюдается в Петербурге: здесь работает большое количество операторов местной телефонной связи, причем достаточно мощных, которые имеют возможности предоставлять услуги как местной, зоновой телефонной связи, так и междугородной и международной. Крупнейшим игроком, конечно, остается «Северо-Западный Телеком», однако в Петербурге можно выделить еще двух-трех игроков с весомой долей рынка, то есть очевидно, что СЗТ уже не является в Северной столице монополистом на рынке внутризоновой телефонной связи. В остальных регионах Северо-Западного федерального округа конкурентная ситуация немного иная, это связано с тем, что альтернативные операторы местной телефонной связи представлены в меньшей степени. При этом в каждом регионе своя специфика. Так, в Калининграде весьма непростая конкурентная ситуация, что обусловлено, во-первых, особым географическим положением области, а во-вторых, тем, что все магистральные коммуникации, в том числе и цифровые, в Калининград пришли позже, чем в другие субъекты РФ.

Что касается операторов дальней связи, то наиболее весомая доля рынка в большинстве регионов принадлежит «Ростелекому». Однако в некоторых мы имеем уже достаточно значимую долю рынка. В частности, если в среднем по региону она составляет от 2 до 8%, то в Мурманске, по нашим оценкам, MTT принадлежат около 8% рынка, в Петербурге – 8-9%, а в Пскове наша доля достигает 50%, потому что в этом регионе уже запущен hot choice.

– Одной из самых обсуждаемых тем на данный момент в Петербурге является ожидаемый и отложенный запуск СЗТ hot choice. Каковы, по-вашему, причины изменения сроков запуска hot choice?

– На мой взгляд, есть две наиболее значимые причины, которые влияют на сроки запуска тем или иным оператором hot choice. Первая из них – это организационные трудности. Существуют два мнения по поводу того, как запускать hot choice. Согласно первому, те абоненты, которые не сделали свой выбор в пользу того или иного оператора дальней связи в режиме pre-select с 2006 года, могут быть по умолчанию переведены в категорию «ноль», то есть переключены на hot choice. По другому мнению, те абоненты, которые не сделали выбор, могут быть переведены в категорию «ноль» только на основании письменного заявления. В Москве МГТС выбрала для себя первый вариант, то есть в категорию «ноль» переведены все абоненты, которые не заключили письменный договор с тем или иным оператором дальней связи. Вопрос о том, какой подход правилен, весьма дискуссионный. В первом случае получается, что мы без ведома и заявления абонента совершаем юридически значимые действия. С другой стороны, при втором подходе от клиента не поступало заявления о том, что он хочет быть абонентом какого-то определенного оператора дальней связи, в частности «Ростелекома», коим он автоматически остается. Конечно, существует еще один, третий вариант, на который, как правило, никто из местных операторов не идет, – отключение восьмерки до того момента, пока абонент не сделает осознанный выбор.

Однако решение вопроса о том, какой из вариантов будет использоваться, – это только одна часть организационных проблем. Оператору необходимо проинформировать всех абонентов о том, что с такого-то числа такого-то месяца будет изменен порядок набора номера. Конец летнего периода, возможно, не самое удачное время: большинство клиентов в отпусках, на дачах, поэтому срок, необходимый для эффективного информирования, значительно увеличивается. В любом случае за неделю и даже за месяц результативного оповещения не осуществить.

Также сроки запуска hot choice напрямую связаны с техническим состоянием сети оператора в регионе. Так, в Петербурге 70% сетей на данный момент готовы к запуску hot choice, проблемы оставшихся 30% решаемы, причем, на мой взгляд, достаточно быстро. Если говорить о регионах Северо-Запада, то там все значительно сложнее, потому что уровень цифровизации сети, естественно, гораздо ниже, чем в Северной столице.

 На данный момент по поводу hot choice мы ведем переговоры со всеми игроками рынка внутризоновой телефонии, работающими в Северо-Западном регионе, и вопрос не только и не столько в возможности СЗТ оперативно решить какие-то вопросы, – основные сложности наблюдаются как раз у присоединенных к СЗТ операторов. К сожалению, проблемы с этими компаниями решить будет не так просто, потому что многие из них – операторы одного здания, одного офисного центра, и у них никаких категорий абонентов вообще не было никогда, и, соответственно, технически реализовать возможность выбора они не могут. У нас были случаи взаимодействия с такими компаниями, и тогда мы принимали их абонентов всех целиком, как есть, то есть никаких альтернатив предложить абонентам оператор не мог.

– Прокомментируйте, пожалуйста, каково влияние запуска hot choice в регионе на уровень конкуренции. Может ли он изменить расстановку сил на рынке дальней связи Петербурга?

– После запуска hot choice рынок, разумеется, довольно значительно изменится. В Москве, например, через шесть-семь месяцев рынок дальней связи стал полностью конкурентным – это на самом деле очень быстро, так как надо учитывать, что абоненты в России достаточно инертны и на рекламу реагируют не слишком охотно. Причем из этих шести-семи месяцев четыре первых связаны с одновременной сменой категорий у разных групп абонентов: перевод в новую категорию осуществлялся целыми узлами. При этом в Москве действовали сразу два индекса, так что в Петербурге ситуация технически более простая.

– Что еще оказывает влияние на расстановку сил на рынке дальней связи?

– Операторы дальней связи традиционно не слишком активны в части маркетинговых инициатив, особенно если учитывать тот факт, что значительная доля игроков рынка ориентируются прежде всего на клиентов – юридических лиц. При работе с массовым рынком надо тратить много сил и времени на то, чтобы повысить информированность абонентов. Согласно опросам, проведенным нашей компанией, за два года уровень информированности абонентов возрос с 0 до 50%, то есть около половины опрошенных знают о существовании других операторов дальней связи. И это, я думаю, очень большой успех, причем именно наш успех, так как практически никто, кроме МТТ, не вкладывается в процесс информирования населения о существующих возможностях дальней связи: к сожалению, «Ростелеком» в этом не заинтересован, а другие конкуренты этим просто не занимаются, так как работают только на корпоративным рынке.

Мы сейчас планируем встряхнуть рынок рядом инициатив и для их старта выбрали именно Петербург, потому что это особый город, более интеллектуально и культурно насыщенный, чем другие города, ориентированные, например, на производство. Как нам кажется, к его жителям нельзя приходить с какими-то общими для всей страны приемами. В наших планах – запуск таких маркетинговых предложений, которые еще не предлагал ни один из операторов дальней связи. Они коснутся как пользователей, звонящих через МТТ в режиме выбора оператора при каждом звонке, так и тех, кто является нашим постоянным клиентом.

Мне кажется, что абоненты в Петербурге примут наши идеи. Ждать осталось недолго – первые проекты увидят свет уже в октябре-ноябре. Если все пройдет удачно, то в дальнейшем эти инициативы будут тиражированы и в другие регионы нашего присутствия.

Еще один важный аспект – инертность абонентов: россияне не хотят идти на телефонный узел, стоять в рабочее время в очереди, сравнивать и выбирать тарифы, писать заявление – гораздо проще ничего не менять. Инертность имеет и психологические причины: монополизм приучил людей к тому, что за них все уже продумал кто-то там, наверху, и безальтернативность, сродни безысходности, увы, пока остается заметной составляющей менталитета россиян. В этом отношении за два года ситуация абсолютно не изменилась. Инертность абонентов – это кардинальное отличие рынка дальней связи, например, от рынка мобильной связи: если у операторов «большой тройки» есть группа абонентов, которые категорически нелояльны к своему оператору и постоянно мигрируют из одной сети в другую, то среди абонентов дальней связи такой группы нет. Мы надеемся, что она появится после того, как будут созданы условия для быстрого и простого перехода от одного оператора к другому. Пока все это слишком сложно для простого абонента, и главное – результат неочевиден. Катализатором для снижения инертности абонентов может стать создание номера, который будет выполнять функции публичной оферты: он позволит клиенту избавиться от необходимости посещения узла связи. В Москве такой механизм реализован и продемонстрировал хорошие результаты.

– Существует ли угроза развитию операторов дальней связи со стороны IP-телефонии, различных приложений, позволяющих звонить в другие города? Насколько велик потенциал этого направления?

– Процесс интернетизации и увеличение проникновения IP-приложений достаточно понятен и напрямую связан с ростом числа компьютеров у населения. В исторической перспективе угроза нашему бизнесу с этой стороны есть, однако процесс проникновения таких приложений конечен: мало людей, которые используют их в обычной жизни, – по нашим оценкам, всего 2-3%. Гораздо больше беспокоит интерес к дальней связи сотовых операторов и развитие роуминговых предложений. И все же самой большой проблемой для нас остается то, что около 30% абонентов вообще не пользуются международной и междугородней связью – это около 10 млн номеров. Так что потенциал для развития отрасли еще очень велик.

Cанкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №35 (383) 8 сентября 2008
    Экология
    Содержание:
    Реклама