Карелия – лидер скандинавской технологии

Русский бизнес
Москва, 22.09.2008
«Эксперт Северо-Запад» №37 (385)

В мире около 55% древесины заготавливается вручную (чаще всего – бензопилами). Оставшаяся часть лесоматериалов добывается механизированным способом – по канадскому или скандинавскому методу. Канадская технология, при которой лес вывозят хлыстами и распиливают по сортименту на заводах, до сих пор более распространена. Она дешевле за счет применения российской техники, но наносит больший вред лесам. Скандинавская технология (распилка и сортировка леса непосредственно на месте заготовки) более щадящая, но требует значительных инвестиций. Используемые при этом методе импортные лесозаготовительные комплексы (харвестер плюс форвардер) стоят около 1 млн долларов. Тем не менее в Карелии около 70% леса заготавливается по скандинавской технологии. Об опыте ее внедрения рассказал генеральный директор лесозаготовительной компании «Ладэнсо» (дочерней структуры международного концерна Stora Enso) Игорь Сапунков.

– В чем преимущества скандинавской технологии?

– Предприятиям нужно четко представлять, какая продукция и на какой рынок будет поставляться. Если производитель поставляет древесину на собственное производство, ему целесообразно обходиться отечественными образцами техники, которая много дешевле, и вывозить из леса хлысты. Если он работает на продажу, особенно на экспорт, то здесь выявляются экономические преимущества скандинавских технологий. Применение многооперационных машин – это формирование нижнего склада прямо в лесу, где производится распиловка деревьев. И сразу можно поставлять потребителю нужный сортимент.

– Легко ли было научить лесозаготовителей работать по-скандинавски ?

– Сложности поначалу были: персонал еще не привык использовать в работе компьютеры, а современная техника без них не обходится. Но комфорт – как в легковом автомобиле. Далеко не каждому человеку можно доверить управление харвестерами и форвардерами, наши операторы даже проходят психологическое тестирование. Мы постоянно проводим тренинги, поскольку, например, финский оператор работает на дальней делянке в одиночку по 14 часов. Мы пока оставляем на лесозаготовках бригады, хотя и в этом отношении прогресс очевиден. Но по производительности труда мы пока от финских коллег отстаем.

– Насколько важна при применении скандинавских технологий развитость дорожной инфраструктуры?

– Достаточно назвать такие цифры: уровень плотности дорожной сети в ЛПК Финляндии составляет 12,3 м/га, а на Северо-Западе России – только 2 м/га. Заготовителю приходится строить дороги самому, что, естественно, увеличивает издержки. К слову, за 17 лет работы «Ладэнсо» построила около 300 км дорог.

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№37 (385) 22 сентября 2008
Приграничное сотрудничество
Содержание:
Реклама