Россияне пакуют чемоданы

Спецвыпуск
Москва, 29.09.2008
«Эксперт Северо-Запад» №38 (386)
Российские граждане стали больше путешествовать – по сравнению с прошлым годом вырос поток туристов, выезжающих за рубеж. Одновременно увеличилось количество людей, которых интересует Северо-Запад вообще и Петербург в частности. Причем среди приезжих все больше россиян

Итоги туристического сезона пока официально не объявлены. Но большинство туркомпаний уверенно говорит о росте продаж и увеличении количества клиентов. По словам исполнительного директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Юлии Рыбаковой, предварительный опрос участников рынка показал: рост въездного туризма составил 10-15%.

По данным регионального отделения РСТ, изменилась структура въездного туризма – внутрироссийский турпоток вырос на 10-20%, количество туристов из-за рубежа сократилось примерно на 10%. Причем в потоке приезжающих в Петербург зарубежных туристов также произошли структурные изменения. В частности, выросло количество приезжих из американских и азиатских стран, но снижается число европейцев. Пока мы остаемся в фаворе у испанцев, поляков. А туристические потоки из Финляндии, Германии, Италии, стран Балтии, Великобритании уменьшились. Больше стало китайцев, японцев, тайваньцев. Приезжают из стран Ближнего Востока.

Общее снижение турпотока из-за границы связано с относительной дороговизной турпакета – 1,5 тыс. евро. Однако к концу сезона из-за подорожания турпакетов на других направлениях петербургские цены стали выглядеть не столь пугающими, отмечают в РСТ.

В Петербурге отмечается рост сегментов делового и конгрессного туризма благодаря улучшению туристской инфраструктуры, появлению в городе большего количества отелей, залов для конгрессов. В последние несколько лет эти направления демонстрируют рост 25-30% ежегодно. При этом наблюдается одна особенность – в Петербург приезжает меньше организованных групп, но больше индивидуальных туристов.

По данным регионального отделения РСТ, увеличилось время пребывания туристов в городе, одновременно вырос спрос на комфортное проживание.

Среди других тенденций сезона генеральный директор TEZ-Tour (Петербург) Юрий Богданов отмечает выход на петербургский рынок крупных московских операторов. Пришли в город и международные турфирмы. По словам Рыбаковой, на региональном рынке растет спрос на рекреационный и этнографический туризм. В Северо-Западном регионе появились раскрученные направления и маршруты. Например, Куршская коса в Калининграде стала пользоваться большой популярностью. Родился спрос на короткие поездки для гостей города и пассажиров аэропорта, коротающих время в ожидании рейса.

Администрации Вологодской и Новгородской областей, правительство Карелии приняли законодательные акты, которые помогут развитию туристических отраслей в регионе, созданы самостоятельные областные структуры, в бюджетах появились деньги на развитие отрасли.

В регионе идет подготовка к 300-летию города Пушкина и к Ганзейским дням в Великом Новгороде. Подобные туристические продукты, возможно, не столь заметны, как 300-летие Петербурга, однако способны привлечь в регион новых туристов.

Охота к перемене мест

Несмотря на рост въездного и внутреннего туризма, любителей отправиться на отдых за рубеж на Северо-Западе пока что больше и их количество продолжает расти. По словам Богданова, увеличились потоки в традиционные места массового летнего отдыха петербуржцев – Болгарию, Испанию, Таиланд, Грецию, Турцию. Количество съездивших в Турцию в сравнении с прошлым сезоном, по самым скромным прикидкам, увеличилось на 25%, а возможно, и больше. Причем этот рост произошел на фоне роста стоимости турпакета в нынешнем сезоне на 50-60%.

Пока нет данных по Таиланду, однако туроператоры отмечают, что нынешним летом не отменялись авиарейсы, как в предыдущие годы, из-за обычного сезонного спада, вызванного жарой. По-прежнему наиболее популярны безвизовые страны – Египет, Таиланд, Турция. Недавно к ним добавился Израиль.

Также Юрий Богданов отмечает увеличение требований туристов к качеству гостиниц. Из тех, кто останавливался в трехзвездных отелях, некоторые предпочли уровень в четыре звезды. Часть туристов, ориентированных на четыре звезды, поехала в пятизвездные гостиницы. В результате примерно на 5% выросла доля тех, кто предпочитает отели в пять звезд, за счет уменьшения доли туристов, ориентированных на три звезды.

Турпакеты выросли в цене на всех направлениях в том числе из-за удорожания авиаперелетов. Вместе с тем, отмечает Богданов, растут цены на размещение, экскурсии и прочее. В следующем сезоне ожидается подорожание. В частности, цена путевки в столь популярный у российских граждан Египет вырастет на 30-40%.

По морям, по волнам

По предварительным данным компании «Арктур Тревел», круизных пассажиров в этом сезоне стало больше на 10-20%. При этом рост количества судозаходов незначителен: в петербургском порту стали появляться суда большого размера. Если в прошлом году это были корабли на 700 человек, то в нынешнем – на 2 тыс. пассажиров.

Казалось бы, экономический кризис в США должен был затруднить путешествия для частных лиц. Однако этого не произошло. По словам генерального директора компании «Арктур Тревел» Елены Мальчонок, билеты продаются заранее, причем за доллары. Курс доллара, как известно, подвержен колебаниям и еще недавно был довольно низким. Кто успел купить туры заранее, оказался в выигрыше. Поэтому желающих по-прежнему много и спада в этом сегменте не наблюдается. Однако в экономическом смысле, полагает Елена Мальчонок, для круизных компаний ранние продажи туров за валюту опасны, поскольку у партнеров подорожание услуг может случиться позже.

Операторы круизного туризма утверждают, что страны Балтийского моря и, в частности, Петербург весьма привлекательны для иностранных туристов. Интерес россиян к круизному туризму также растет, но северные страны их не слишком привлекают. Россияне предпочитают теплые края. В предыдущие годы, рассказывает руководитель туристического отдела Jonacor Marine Кристина Дергачева, ежегодный прирост составлял 10-15%, сейчас – примерно 20-30%. Отделы водного туризма есть во многих турфирмах, но он не считается главным направлением работы. Между тем, по утверждению Дергачевой, 80% иностранных игроков круизного рынка заинтересованы в российских туристах. Количество принимающих стран и фирм-партнеров ежегодно растет.

По словам Дергачевой, летом и весной клиенты предпочитают Европу – Грецию, Турцию, Хорватию, Корсику, Сардинию, а также плавучие дачи на европейских реках. Зимой все переключаются на экзотические страны, ходят по тропическим морям – вокруг Карибских, Сейшельских, Мальдивских островов. При этом наши соотечественники предпочитают популярные места с простыми авиамаршрутами. Например, Французская Полинезия не пользуется столь же высоким спросом, как, скажем, Карибы, исключительно из-за сложного перелета.

Пиратов на туристических маршрутах нет, их роль пытаются исполнять авиакомпании: перелеты регулярно дорожают и, по мнению Дергачевой, будут дорожать. Вместе с тем цены на аренду судна, например, в Европе растут очень незначительно. А если взять корабль постарше, получается сравнительно недорогое путешествие. В среднем тур по Европе укладывается в 1,5 тыс. евро. Стоимость путешествия в тропики нередко зависит от стоимости перелета. Аренда яхты на восемь-девять человек обходится в 400-700 евро на каждого.

Важным событием круизного сезона стало открытие паромной линии из Финляндии. Компании, работающие на прием круизных пассажиров, связывают большие ожидания с принятием законопроекта, который вносит поправки в действующий ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Прибывающие в Россию туристы смогут находиться в стране 72 часа без визы.

Деловой сегмент растет

Специалисты, работающие в сфере гостеприимства, подтверждают тенденции, выявленные принимающими туроператорами. По предварительной оценке, подходящий к концу высокий сезон 2008 года немного лучше предыдущего. По словам генерального директора некоммерческого партнерства Hotelopen (бизнес-инкубатор по созданию и управлению отелями) Алексея Мусакина, гостей в отелях селилось на 3-5% больше.

Происходит перераспределение загрузки. В частности, РСТ со ссылкой на Гранд-отель «Европа» отмечает: значительная часть потока группового делового туризма сместилась на июль-август, снизив загрузку в июне, а достаточного количества индивидуальных туристов для замены не появилось. Неожиданно для отельеров, по словам Алексея Мусакина, выросла загрузка в конце лета – в августе и сентябре, против обыкновения, она превышала 80%.

По словам генерального директора компании «Фаворит» Светланы Федотенковой, несмотря на разговоры о переполненности петербургских отелей в разгар сезона, места можно найти всегда: «Просто за те деньги, которые турист готов потратить, мест нет». Отелям выгоднее работать по открытым ценам, поэтому для индивидуальных туристов места всегда есть. Сложнее пристроить группы: количество номеров, которое отель передает турагентствам для поселения групп (с непременной скидкой, в зависимости от сезона и размера группы она достигает 50%), строго лимитировано.

Раньше соотношение российских и иностранных туристов в отелях бизнес-класса было 30:70, теперь – 60:40. По данным РСТ, доля познавательного туризма уменьшилась на 20-25% в пользу делового. Кроме того, увеличилась доля корпоративных клиентов.

Средняя цена проживания в российских гостиницах в течение лета варьировалась от 170 до 260 евро. В Петербурге летом 2008 года пиковая цена в 380 евро зафиксирована в июне, в разгар белых ночей. К началу июля она уже составляла 290 евро, а в конце месяца опустилась до 195. В августе также наблюдается небольшое падение средней цены – до 165 евро.

РСТ и отельеры добились, чтобы регистрацию приезжих иностранцев Федеральная миграционная служба (ФМС) начала возвращать в отели. По словам Алексея Мусакина, пока сделан лишь первый шаг. Документ о регистрации гостю снова выдает отель, но затем посылает информацию в ФМС по Петербургу и Ленобласти. Если в документах гостя обнаруживается ошибка, ФМС аннулирует регистрацию и процедуру надо проводить заново. Такой порядок не устраивает ни туристов, ни бизнес. В низкий сезон заинтересованным компаниям предстоит добиваться дальнейшей шлифовки законодательства.

Отели не хотят в сети

В мире все большее распространение получают электронные системы бронирования мест в отелях. В России к этой услуге отели прибегают менее охотно. По данным РСТ, бесспорный лидер бронирования через системы GDS/ADS (Глобальные системы бронирования и Интернет-системы бронирования) – США. В системы загружено более 30 тыс. американских отелей. Далее следуют Италия, Франция и Испания. Россия в этом списке на 20-м месте, число отелей, подключенных к GDS/ADS, не превышает 500. Петербург лучше всего представлен в электронных каналах дистрибуции. В GDS/ADS загружено около 170 петербургских отелей, большая часть которых – трехзвездные. В Москве к таким системам подключено примерно 116 отелей, половина из которых также относится к категории «три звезды». Загруженные в GDS/ADS отели двух столиц составляют 57% от общего числа представленных в системах российских отелей.

В Петербурге в начале летнего сезона, особенно в разгар белых ночей, ощущался традиционный дефицит гостиниц для размещения туристов. Но даже в этот период можно было забронировать около 10% петербургских отелей, представленных в электронных системах бронирования. В июле ситуация улучшилась, росло количество гостиниц, которые можно забронировать онлайн, и к концу июля этот показатель достигал уже 32%. В августе около 40% отелей Северной столицы предлагали забронировать номера через GDS/ADS.

По мнению туроператоров, нежелание российских отельеров работать через электронные системы вызвано целым рядом причин. Например, чтобы стать клиентом глобальных систем, надо платить, а это не каждый отель может себе позволить. Кроме того, в системе онлайн-бронирования все клиенты (и частные лица, и компании) равны. Таким образом, невозможно оказать услугу «нужной» компании, например придержать номер на день-другой.

Система электронного бронирования особенно выгодна туристам, которые имеют открытую визу. Они могут самостоятельно выбрать отель. Например, за 50-70 евро в сутки. Если же открытой визы у туриста нет и ее только предстоит получить, придется обратиться в турфирму. Тогда поселение в том же самом отеле обойдется уже в 150 евро. Излишне выяснять дальше, интересны ли российским компаниям электронные системы бронирования.

Нацеленность на культуру

Вопреки мнению о том, что интерес к культурному и познавательному туризму снижается в пользу делового, знаменитые петербургские музеи в нынешнем сезоне приняли больше посетителей, чем в предыдущем. Государственный музей-заповедник «Павловск» посетило на 14% больше людей, чем в прошлом сезоне. В Эрмитаже рост количества иностранных туристов по предварительным договорам составил 6,4%. Музей «Исаакиевский собор» принял на 7,3% больше посетителей. Незначительный спад произошел в музее-заповеднике «Петергоф», что вызвано не слишком хорошей погодой. Но в прошлом году, по словам директора музея Вадима Знаменова, Петергоф обогнал по количеству посетителей даже Версаль (если считать число гостей в период работы петергофского парка: в отличие от него, Версаль функционирует круглый год). Среди посетителей музеев российских граждан значительно больше, чем иностранных.

У принимающих турфирм ежегодно появляются претензии к музеям, вызванные подъемом цен в одностороннем порядке. Музеи увеличивают их, как правило, уже в разгар высокого сезона, когда туры давно проданы по старым ценам. В нынешнем году цены на билеты в музеи выросли на 7-10%.

Старые болячки

По-прежнему петербургским турфирмам есть за что бороться. Причин, которые препятствуют развитию въездного туризма, достаточно. Причем большинство из них – переходящие из сезона в сезон.

По-прежнему растут цены, особенно в гостиницах туристического класса. По-прежнему есть проблемы логистики. Туристам не нравится ремонт центральных улиц Петербурга с перекрытым движением в разгар сезона и постоянными пробками. Как и раньше, запаздывает информация. В музеях все те же очереди. Все еще низок уровень сервиса в наших отелях. Туристы хотят большей политической стабильности и безопасности. Но самое первое неудобство, с которым сталкивается путешественник, – излишние сложности с получением российской визы. Кроме того, по мнению РСТ, в регионе не хватает новых турпродуктов и программ для туристов.

В уходящем сезоне у компаний, работающих на выезд, появились проблемы, связанные с авиаперевозками. По данным РСТ, основная причина невиданного количества горящих туров в летний сезон – избыток чартерной перевозки. Демпинговали почти на всех направлениях – в результате никто не заработал. По мнению экспертов, основным участникам рынка необходимо договариваться и планировать предстоящий сезон. Однако это получится лишь после ухода с рынка мелких игроков.

По словам Юрия Богданова, цены поднялись в июне. При этом многие клиенты приобрели турпакеты за несколько месяцев до поездки. В результате некоторые туроператоры оплачивали разницу в цене сами, а некоторые брали доплату с туристов. «Если авиаперевозки будут дорожать, даже Египет окажется дорогим курортом», – утверждает Богданов. Себестоимость места в самолете туда и обратно, например, до Египта (пять часов лету) для авиакомпании примерно 400 евро. Для туриста (с учетом накруток и комиссий) – уже 415 евро. А ведь еще надо оплатить гостиницу, питание, экскурсии. «Пока народ едет. Октябрь уже раскуплен», – заметил Богданов.

Надеемся и верим

Большинство туроператоров ожидают в следующем сезоне увеличения турпотока и на въезд, и на выезд. Все предсказывают рост цен на перевозки, услуги отелей и турфирм. По мнению Юлии Рыбаковой, сохранится интерес россиян к Северо-Западному региону и северным странам, к нам приедет больше индивидуальных туристов. Также ожидается рост продаж через интернет.

Вместе с тем пока никто не понимает, как на туристический бизнес повлияет мини-война с Грузией. В интервью агентству PATAnews президент РСТ Сергей Шпилько высказал опасение, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и реакция на это решение международного сообщества будут иметь последствия и для туристического рынка: «Обострение международных отношений вообще мало стимулирует турпоездки, а в нынешней ситуации все зависит от дальнейшего развития конфликта. Во всяком случае, увеличения въездного потока в Россию в ближайшее время ждать не стоит». Он также отметил, что военные действия уже сказались на популярности отдыха на черноморских курортах Кавказа. Были аннуляции туров, и не только в Абхазию, но и в Сочи, в район Кавказских Минеральных Вод. Сергей Шпилько надеется, что дело не дойдет до ужесточения визового режима со стороны европейских стран.

Санкт-Петербург

Свобода на 72 часа

В сентябре Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Когда законопроект будет принят окончательно, иностранным туристам, приезжающим в Россию по воде, не понадобится виза, если они будут находиться в стране не более 72 часов. Сейчас такие туристы должны получать групповую визу стоимостью около 25 евро.

Подобные правила действовали и раньше, но в 2004 году Госдума их отменила. Депутатов оскорбил тот факт, что российские круизные туристы обязаны получать визы почти во всех странах, исключая разве что несколько стран Латинской Америки, например Кубу. Российский союз туриндустрии обращался с письмами и просьбами во многие инстанции, пытаясь разъяснить пагубность действий законодателей: все страны бывшего соцлагеря стараются сделать условия для туристов более либеральными, и только Россия, напротив, ужесточает их. Однако возражения не возымели действия. Петербург лишился тогда более 500 судозаходов в течение 2004-2005 годов. Упущенная выгода оценивается в 150 млн евро.

Теперь, если поправки пройдут, Петербург сможет дополнительно привлечь в 2009-2010 годах до 1 млн иностранных туристов, а прибыль составит 100-150 млн евро.

Виртуальное поселение

Забронировать место в отеле можно через особые электронные системы. Существуют четыре глобальные системы бронирования (GDS) – Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre. Их используют более чем 600 тыс. турагентств по всему миру для бронирования в режиме реального времени туристических услуг, в том числе гостиничного размещения.

Первая GDS была создана еще в начале 60-х годов XX века и широко использовалась в авиаиндустрии. Она отслеживала информацию о ценах, расписании перелетов, количестве свободных мест на рейсах. В 1970-х годах туристические агентства, тратившие огромное количество времени на оформление бронирований вручную, осознали удобство систем GDS и начали устанавливать у себя внутренние системы бронирования авиаперелетов. Используя GDS, агентства значительно сократили временные затраты, увеличили продуктивность и закономерным образом решили применить данную схему работы в других сегментах туристического рынка. Сегодня GDS используется для бронирования не только авиабилетов, но и круизов, автомобилей, гостиниц.

Системы свободного бесконтактного бронирования через интернет (IDS), также известные как ADS (Альтернативные системы бронирования), появились в начале 90-х годов XX века и получили свое второе название, выступив в качестве альтернативы GDS. В противовес GDS, доступ к которым имеют лишь агенты туристических компаний, ADS предоставляют услуги по бронированию частным клиентам. Заходя на любой портал ADS, клиент может самостоятельно выбрать нужную ему гостиницу и тип номера, забронировать на определенные даты размещение и получить моментальное подтверждение о бронировании на свой электронный ящик.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №38 (386) 29 сентября 2008
    Банковская система
    Содержание:
    Локальная заморозка

    Последствия кризиса банковской ликвидности начинают сказываться на многих отраслях экономики Северо-Запада. Да и сам кризис вполне может повториться, поскольку вливания властей в банковский сектор краткосрочны

    Реклама